logo
Ещё

Жалоба на ОСАГО

Деятельность страховых компаний регулируется законодательно и находится под контролем уполномоченных органов. Автовладельцы могут жаловаться на их неправомерные действия в порядке, установленном действующими нормативными актами.

При этом необходимо руководствоваться требованиями федерального закона от 25 апреля 2002 года (регистрационный № 40-ФЗ), а также постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Жалобы на ОСАГО

Обращаться с жалобами следует в контролирующие организации, а именно в Центральный банк России и Российский Союз Автостраховщиков. Упомянутые учреждения имеют необходимые полномочия по приему и рассмотрению обращений граждан. В ЦБ РФ заявлениями автовладельцев занимается созданная в 2014 году Служба по защите прав потребителей финансовых услуг.

Упомянутые надзорные органы работают в строгом соответствии с инструкциями и рассматривают только документально подтвержденные факты. Такие вопросы как занижение размеров страховых выплат или затягивание сроков возможно обжаловать только в судебном порядке. Центробанк и Союз страховщиков в этих действиях формально не усматривают нарушений. К тому же упомянутые организации ограничены в методах воздействия.

Статистические данные, опубликованные на сайте Банка России говорят о том, что в 1 квартале 2024 года количество жалоб на оформлении ОСАГО снизилось почти вдвое. В наибольшей степени сократилось число массовых шаблонных обращений на неверное применение КБМ (коэффициента бонус-малус, показывающего аварийность автомобилиста и влияющего на стоимость «автогражданки»). Уменьшение количества жалоб вызвано тем, что совершенствуются способы оформления страховки. Клиенты могут рассматривать одновременно несколько предложений страховщиков, проверить применение коэффициентов и выбрать более интересное. Страховые компании заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, поэтому предлагают постоянным максимально лояльные условия страхования. Однако при обнаружении нарушений со стороны страховщика жаловаться на него следует обязательно.

Как составить жалобу на ОСАГО

Образцы обращений в РСА или ЦБ РФ можно найти на официальных сайтах учреждений, скачать бланки заявления и распечатать его на принтере или обратиться с жалобой электронно. Документ должен содержать следующие сведения:

  • Фамилию, имя и отчество полностью без сокращений.
  • Точный почтовый адрес с указанием индекса.
  • Номера телефонов мобильного или домашнего, если таковые имеются.
  • В информационной части заявления описывается суть обращения и претензий к страховщику. В тексте обязательно указываются регистрационные номера дел, страховых полисов причинителя вреда и потерпевшего. Перечисленные сведения необходимы для рассмотрения дела по существу и принятия мотивированного и обоснованного решения надзорными органами.
  • Заявитель обязан подписать свое обращение и поставить дату его заполнения. Тем самым в соответствии с законодательством он дает свое согласие на использование обработку данных, которые являются персональными.
Существуют также отдельные бланки обращений по КБМ, Европротоколам и ПВУ.

Они разработаны в соответствии с существующими правилами защиты страхователей и потерпевших. На сайте Центрального Банка России есть специальная форма позволяющая обратиться в надзирающий орган с использованием возможностей Интернет-ресурса.

Куда отправить жалобу на ОСАГО?

Обращения в контролирующие учреждения, исполненные на бумажных носителях, пересылаются по почте.

Жалобы в Российский Союз Автостраховщиков следует отправлять на его московский адрес, офис организации находится на улице Люсиновской в доме 27 строение 3. В электронном виде отсканированные копии заявлений и приложенных к ним документов направляются на е-мейл, указанный на официальном сайте РСА.

Заявления в Службу защиты прав потребителей финансовых услуг Центробанка принимаются региональными отделениями. Найти почтовые адреса филиалов ЦБ в области, республике или крае можно на официальном сайте регулятора. Отправлять документы лучше заказным письмом с уведомлением, это позволит точно зафиксировать время их поступления в контролирующий орган. Карточка с подписью лица служит подтверждением о доставке отправления адресату.

Узнать куда следует обращаться с жалобой по ОСАГО можно также и на оборотной стороне полиса. На обороте указаны не только условия страхования, но и порядок обжалования действий компании. На документе также печатаются номер телефона горячей линии надзорной организации, по которым можно звонить в случае нарушения ваших прав.

Основные жалобы на ОСАГО

За время существования обязательного страхования гражданской ответственности в нашей стране накоплена огромная статистика нарушений со стороны участников рынка. Специалисты РСА и ЦБ РФ выделяют семь основных видов обращений на действия или бездействия страховщиков:

  • Навязывание дополнительных услуг клиенту с целью повышения прибыли страховой компании.
  • Использование неправильного коэффициента скидок и надбавок к основному тарифу.
  • Отсутствие бланков полисов и договоров.
  • Неправомерное занижение выплат потерпевшим.
  • Создание условий, затрудняющих выдачу компенсаций клиентам. Пункты выплат намеренно размещают в отдаленных местностях, куда трудно добраться.
  • Затягивание сроков рассмотрения дел. Нередко компании просят приложить к заявлению дополнительные документы, сбор которых занимает много времени.
  • Неправомерные отказы в приеме заявлений о возмещении ущерба.
Существует и другие нарушения, на которые жалуются наши сограждане.

В частности нередко случаются сбои и ошибки в автоматизированной системе, обусловленные субъективными факторами. Наиболее частый из них это внесение неверных сведений о клиенте, что лишает его возможности получить скидку при оформлении полиса. Все обращения по поводу некорректной работы АИС ОСАГО перенаправляются в РСА, который является ее оператором.

Есть ли смысл писать жалобу на ОСАГО

Средний размер компенсаций по данным РСА составляет 100 000 рублей, для многих автовладельцев это существенная сумма. По статистике при обращении в суд выплаты возрастают почти наполовину. Российский союз автостраховщиков и Центробанк не могут обязать компанию увеличить размер компенсаций. В их полномочия не входит оценка экспертных заключений и соразмерности выплат причиненному ущербу. Контролирующие организации вправе выдать предписание об устранении нарушений законодательства и в отдельных случаях обязывает выплатить неустойку в определенном размере.

Эффективность мер воздействия надзорных органов, как показывает практика довольно низкая особенно с учетом значительных сроков рассмотрения дел. Судебные споры имеют большую результативность, однако и требуют привлечения квалифицированного адвоката, гонорар которого может превысить суммы возможных компенсаций.

Решение о целесообразности обжалования неправомочности действий страховщика принимать вам самостоятельно.

Только следует помнить, что безнаказанность порождает беззаконие, а большой поток заявлений в адрес той или иной компании обратит внимание регулятора. Множественные нарушения законодательства могут стать причиной отзыва лицензии у нерадивой организации и ее уход с рынка.