logo
Ещё

Закон об ОСАГО КБМ

Нормативная база относительно такого показателя, как КБМ, прописана в ФЗ №40 от 2002 год. Закон определяет такой показатель, как КБМ, как один из показателей, которые напрямую влияют на стоимость полиса ОСАГО. Причем в зависимости от аварийности данный показатель может быть как понижающим, так и повышающим. Каждому коэффициенту бонус-малус соответствует свой класс на момент заключения ОСАГО.

Если же говорить более простым языком, то для водителя КБМ – это своего рода скидка за то, что водитель, приобретающий ОСАГО, совершает безаварийную езду.

Важно, что страховщики, осуществляющие продажу ОСАГО, должны использовать сведения о КБМ из РСА (Российского союза автостраховщиков), а если таковых сведений в системе нет, то следует использовать в качестве показателя единицу.

Страховые компании заинтересованы в клиентах, которые несут минимальные риски. В этом случае цена страхового полиса – это их чистая прибыль. Коэффициент бонус-малус разработан с целью поощрения водителей за аккуратную езду без аварий и наказания тех, кому не удалось избежать ДТП.

Такой коэффициент, как КБМ, начал действовать при расчетах уже с 2003 года. А в РСА числятся сведения о договорах начиная с начала 2011 года.

Расчетным периодом для определения КБМ является период с 1 апреля прошлого года по 31 марта текущего.

Права на скидку

Итак, кто и когда имеет право на скидку за счет КБМ?

Бонус КБМ присваивается за счет сведений о безаварийной езде на основании предыдущих договоров ОСАГО, которые закончились не более чем год назад. Если же таких договоров не имеется, то опять же КБМ будет равняться единице.

Класс водителя, являющегося собственником транспортного средства, по закону рассчитывается раз в год на период действия полиса ОСАГО, поэтом если за положенный период и совершится авария по вине водителя, то это повлияет на КБМ лишь во время заключения нового договора.

Новый КБМ будет учтен лишь в том случае, если прошлый полис равнялся одному году. То есть если договор был досрочно расторгнут, то КБМ учтен уже не будет. К слову, на коэффициент влияет лишь безаварийная езда, но никак не период, в течение которого вы используете свой автомобиль.

В том случае, если в полисе может быть прописано лишь ограниченное число лиц, допущенное к управлению, то тот водитель, который претендует на скидку по коэффициенту, должен быть вписан в полис с первого дня действия страховки. Если же водитель добавляется в договор уже после того, как был куплен и оформлен страховой полис, то коэффициент за неполный год в последующем году для них учтен уже не будет.

Важен тот факт, что скидка будет сохраняться даже в том случае, если водитель переходит из одной страховой компании в другую – для этого и существует РСА, где фиксируются все аварийные случаи водителей и откуда каждая страховая компания может взять коэффициент КБМ.

Право на скидку имеет лишь тот водитель, у которого к моменту начала действия нового договора уже успел истечь срок старого полиса, оказавшегося «безаварийным».

В каких случаях коэффициент не применяется

Итак, разберем те случаи, когда коэффициент либо не применяется, либо равняется единицы. Это происходит в следующих случаях:

  • Это происходит при «транзитных» страховках, когда водитель следует к месту прохождения техосмотра или к месту регистрации.
  • Если было осуществлено страхование автомобиля, который ранее зарегистрировали в иностранном государстве.

Начиная с 2022 года водители для расчета КБМ ранжируются на 15 классов: от М до 13. Класс М — самый низкий, его присваивают наиболее не аккуратным водителям, у которых отсутствует водительский стаж. 13-й — самый высокий, его получают те, кто длительное время не попадает в аварии.

Каждому классу соответствует значение КБМ.

Класс

КБМ

Подорожание

Скидка (%)

Количество страховых случаев, которые произошли в предыдущем периоде действия страховки

0

1

2

3

4

Класс, который будет присвоен

М

3,92

235

0

М

М

М

М

0

2,94

151,3

1

М

М

М

М

1

2,25

92,3

2

М

М

М

М

2

1,76

50,4

3

1

М

М

М

3

1,17

отсутствует

4

1

М

М

М

4

1

14,5

5

2

1

М

М

5

0,91

22,2

6

3

1

М

М

6

0,83

29

7

4

2

М

М

7

0,78

33

8

4

2

М

М

8

0,74

36,7

9

5

2

М

М

9

0,68

41,9

10

5

2

1

М

10

0,63

46

11

6

3

1

М

11

0,57

51,3

12

6

3

1

М

12

0,52

55,5

13

6

3

1

М

13

0,46

60,7

13

7

3

1

М

Если водитель ездит аккуратно, каждый год класс вождения повышается, а КБМ снижается.

Одна авария приведет к тому, что класс будет понижен до 1, ему соответствует КБМ – 2,55. Таким образом, при заключении договора на следующий год за полис придется заплатить на 92,3% дороже. Участие в нескольких ДТП отбросит водителя в самый низ таблицы – класс М, которому соответствует КБМ – 3,92. При этом, цена следующего полиса возрастет в несколько раз.

Максимальный коэффициент КБМ

Каждый безаварийный год приносит водителю скидку, которая зависит от получаемого класса. Максимальная скидка составляет 60,7%. Ее получают водители, отнесенные к 13 классу. Чтобы заслужить такой бонус, необходимо 10 лет не попадать в ДТП.

Следует отметить, что во внимание принимаются только те дорожно-транспортные происшествия, которые повлекли за собой страховые выплаты.

Если конфликт был урегулирован без привлечения страховой компании, такие аварии в расчете не участвуют и не величину коэффициента влиять не будут.