logo
Ещё

Течь антрифриза – причины и способы устранения течи ОЖ

Течь антифриза – довольно коварная поломка, потому что обычно вы замечаете ее не сразу: в лучшем случае вы заметите тосол на асфальте после ночи, в худшем случае на оживленной трассе у вас загорится лампочка перегрева двигателя. При том что если антифриз вытек, вам нужно срочно исправить проблему – если двигатель перегреется, он может выйти из строя. Еще одна загвоздка: ответов на вопрос «Откуда может течь антифриз?» – много, вам придется «перелопатить» половину машины (и не факт, что найденная течь вам поможет).

Ниже – о том, что это за жидкость, где искать проблемы, если потек антифриз, что делать, если он уже течет и что будет, если ничего не делать.

Зачем нужен антифриз

Вообще, «народное» название у этой жидкости немного неправильное – «антифриз» здесь означает, что жидкость не замерзает при низких температурах. Но это, конечно, не основное ее назначение, антифриз (тосол) нужен для того, чтобы охлаждать работающий двигатель, который в процессе работы неплохо так нагревается. Жидкость, протекая по специально сконструированному кругу циркуляции внутри двигателя, забирает часть тепла себе, после чего поступает в радиатор, который тепло от жидкости рассеивает. Цикл повторяется, пока двигатель работает.

Антифризом (незамерзайкой) жидкость называют потому, что она не должна замерзать, когда на улице холодно – если она замерзнет в бачке, двигатель не будет охлаждаться, и начнутся проблемы: детали двигателя внутреннего сгорания начнут перегреваться и выходить из строя, причем сложно предсказать, что «накроется» первым.

Поэтому водители и уделяют проблеме столько внимания: если у вас течет антифриз из под двигателя, в какой-то момент машина может полностью выйти из строя, причем вероятнее всего этой произойдет на трассе или посреди города.

У диагностики течи тосола есть 2 существенные проблемы:

  1. Течь может быть небольшой, и вы банально не заметите, что машина «ест» антифриз. Средний расход за полгода – от 200 до 500 мл, летом уходит больше, чем зимой. Если ваша машина «в норме» потребляет 300 мл за полгода, но ушло 500 – вы можете подумать, что все в порядке, хотя по факту цилиндры вашего двигателя уже накапливают осадок, который выведет их из строя.
  2. Даже если вы точно уверены, что антифриз где-то протекает – вам еще нужно понять, где это происходит. Тосол может течь из печки, радиатора, бачка, патрубков, соединений, водяного насоса или двигателя – и вам все это придется проверить.

Поэтому сразу предупреждаем, что если есть время/деньги – с течью антифриза лучше сразу обращаться в СТО, вы точно разберетесь с проблемой и сэкономите себе много нервов.

Но если есть желание самостоятельно покопаться – ниже мы приведем все узлы, из которых может течь антифриз.

Откуда может уходить антифриз (охлаждающая жидкость)

Итак, по узлам:

  • Печка. «Не пропадать же добру» – сказали инженеры и вывели внутрь салона маленький радиатор, который одновременно и охлаждает тосол, и дает тепло. Если радиатор повредился – антифриз начинает течь через него. Обычно это заметно: печка дает холодный воздух, а внутри салона, обычно – со стороны переднего пассажирского сиденья, скапливается лужа антифриза. Эту проблему сложно не заметить, потому что на весь салон воняет антифризом. Проблема, кстати, может быть жизнеугрожающей, потому что летучие соединения антифриза, попадая в легкие, вызывают токсикоз – крайне быстро начинает болеть голова, если не «продышаться» – можно впасть в кому или вообще лишиться жизни.
  • Радиатор. Его могут повредить камни, летящие из-под колес при движении. Кроме того радиатор часто страдает при мелких ДТП, хотя внешне это и не заметно. Течь может образоваться на любом участке радиатора, лужа обычно скапливается быстро.
  • Бачок антифриза. Поскольку антифриз постоянно охлаждается-нагревается, бачок регулярно испытывает тепловой стресс, что изнашивает пластик. В один прекрасный момент бачок может треснуть, и жидкость начнет из него выливаться. Еще один вариант – наличие микротрещин, которые при холодном двигателе никак себя не проявляют, а вот при нагреве расширяются, и тосол начинает постепенно утекать.
  • Крышка-клапан бачка. На него нужно смотреть отдельно, и – очень пристально. Нагрев антифриза приводит к увеличению давления в бачке, поэтому крышка у него – со стравливающим клапаном. В самом простом случае кольцо уплотнения прохудилось, и жидкость по чуть-чуть выдавливается через трещины в резине. В худшем случае клапан не стравливает давление, и в этом случае сначала изнашивается прокладка головки блоков цилиндра, а затем тосол начинает попадать в сами цилиндры.
  • Соединения и патрубки. Механизм поломки у них примерно одинаковый: микротрещины. Иногда удается отделаться небольшой кровью: поменять хомут, крепящий патрубок к соединению. Сложность ремонта зависит от того, что именно начало протекать.
  • Водяная помпа. Для того, чтобы тосол циркулировал по двигателю, его что-то должно качать в трубы. Занимается этим водяная помпа двигателя, дырявый уплотнитель которой часто и приводит к протечке. В первую очередь с подозрением смотрите на сальники водяной помпы – возможно, их замена решит вашу проблему.


  • Прокладка головки блока цилиндров. Если она по каким-то причинам прохудилась, антифриз начнет течь в цилиндры. Что самое неприятное – наружу в этом случае вытекать ничего не будет, при небольшой течи обнаружить это повреждение сложно. Самый заметный симптом: наличие белого парообразного дыма из выхлопной трубы, дым этот ощутимо пахнет тосолом.
  • Головка. Прокладка должна обеспечивать герметичность, и ее повреждение – это первая возможная причина проблемы. Вторая возможная причина – искривилась сама головка, что привело к образованию зазоров. Симптомы – те же, что у пробитой прокладки.
  • Трещины в головке/цилиндрах. Та же логика, что и в двух предыдущих случаях, но ремонт обойдется вам очень дорого.

Как провести диагностику

Зависит от того, насколько сильны повреждения и как они проявляются. Есть 3 основных варианта: видна течь после парковки; течь не видна, но тосол куда-то уходит; течи нет, но тосол уходит и есть белый дым с характерным запахом из выхлопной трубы. Есть еще и четвертый вариант, течь внутри салона, но здесь диагностировать нечего – все и так понятно по запаху/луже.

Итак, если течь видна после парковки, то вам нужно сначала локализовать ее. Для этого возьмите картон/газеты, положите под машину и оставьте ее на ночь. Утром, не сдвигая машину с места, посмотрите, где именно накапало. Дальше все просто – открываете капот, ищете конкретное место течи.

Второй вариант – течь появляется после того, как машину хорошо прогрели (или вообще не появляется, но тосол уходит и белого дыма нет). Это значит, что где-то есть микротрещины, которые при нагревании расширяются и приводят к потере жидкости.

По хорошему нужно везти машину на СТО, но в интернете есть неплохой способ диагностики, правда – «кустарный», поэтому используйте его на свой страх и риск.

Для того, чтобы найти микротрещины, вам нужно создать в системе охлаждения давление. Сначала полностью остудите двигатель – для этого нужно, чтобы машина простояла заглушенной минимум полчаса. Затем возьмите ручной насос, отсоедините тонкую трубку, ведущую к расширительному бачку, саму трубку перекройте заглушкой, а на отвод наденьте шланг насоса.

Желательно еще расстелить под машиной газеты, но в целом можно и без этого. Накачивайте воздух ручным насосом. На давлении примерно в 1.5 атмосферы клапан крышки бачка должен начать стравливать воздух – сначала проверьте, что давление не поднимается выше (если этого не происходит, значит, клапан нужно менять). Поддерживайте давление, осматривайте все потенциально сломанные узлы на наличие течи – рано или поздно она себя проявит. После того, как нашли течь – немного приоткройте и тут же закройте крышку бачка, чтобы выпустить лишнее давление, после этого снимите шланг насоса и верните патрубок на свое место.

Наконец, если тосол нигде не течет, но вы фиксируете повышенный расход и есть белый дым/пар из выхлопной трубы – антифриз попадает в цилиндры. Если у вас в гараже нет маленькой автомастерской – вы сами проблему не диагностируете, гоните машину на СТО.

И чем раньше – тем лучше, потому что внутри клапанов из-за попадания тосола скапливается осадок, который может «окирпичить» ваш двигатель.

Можно ли самому исправить проблему?

Зависит от того, что именно является проблемой. Если тосол течет из прохудившегося патрубка – да, вы можете поменять этот патрубок. Если проблема в небольшой трещине в корпусе бачка антифриза – вы можете залатать дыру термостойким герметиком или вообще купить новый бачок.

А вот если проблема в радиаторе, печке или головке двигателя, то самостоятельно вам решить эту проблему будет крайне сложно – нужно обращаться на СТО, где дыру залатают.

Что делать или течет или вытек антифриз

Течь обнаружена в гараже

Если за ночь у вас вытек весь антифриз – нужно искать пробоину и что-то с ней делать, ехать куда-то вы, естественно, не сможете. Если же течь – небольшая, вы можете либо попытаться исправить ее самостоятельно (по инструкциям выше), либо долить тосол до необходимого уровня и съездить на СТО.

Что делать, если антифриз течет на трассе

Зависит от того, насколько быстро он уходит. Вообще, возить с собой антифриз в багажнике – хорошая практика именно на такие случаи. Опять же, если течь – небольшая, то долейте тосол и двигайтесь в сторону ближайшего СТО. Если вы теряете ощутимое количество тосола – попытайтесь добраться до ближайшего автомагазина, рублей за 300-400 можно взять баночку герметика системы охлаждения. Используйте его по инструкции, и проблема будет временно решена – вы получите возможность доехать до СТО.

Главное – помните, что нельзя продолжать движение, если у вас перегревается двигатель.

Вы быстро выведете его из строя, и стоимость ремонта увеличится в десятки раз.

Последствия течи антифриза

Минорные последствия – это: повышенный расход тосола; пятна в местах, где вы ставите машину; повышенный износ двигателя и системы охлаждения. Последняя проблема – самая серьезная, потому что если вы будете игнорировать проблему, впоследствии вам придется отдать больше денег на ремонт и системы охлаждения, и двигателя.

Из серьезных последствий: перегрев двигателя и его поломка из-за скопившегося осадка. Если вы будете регулярно и сильно перегревать двигатель, но поршни полопаются, а по корпусу двигателя пойдут трещины. Двигатель в этом случае скорее всего придется заменить – много проблем и много отданных на ремонт денег (иногда поломка – настолько серьезная, что проще сдать авто на металлолом и купить новое).

Поломка из-за скопившегося осадка обычно задевает только поршни/стенки цилиндров, и ремонт будет стоить меньше, чем замена двигателя на новый. Но это все равно будет существенно дороже, чем своевременная починка протечки на СТО.

А, ну и да – если антифриз течет в салон, последствием может быть отравление водителя и пассажиров.

Как не допустить течи антифриза – профилактика

Даже если вы заботливо относитесь к своей машине, протечка антифриза все равно может появиться – усталость материалов (особенно под температурным стрессом) никто не отменял. Для того, чтобы уменьшить шансы на возникновение течи, вам нужно:

  1. Не перегревать двигатель.
  2. Вовремя доливать антифриз в бачок.
  3. Регулярно проходить плановые проверки на СТО.

Вывод

Тезисно:

  • Антифриз нужен для того, чтобы охлаждать двигатель, нет антифриза – нет охлаждения.
  • Течь может возникнуть в любой точке системы охлаждения, в том числе – прямо внутри двигателя.
  • Вы можете самостоятельно проверить течь в некоторых узлах, но не во всех – вам будет сложно заглянуть в сам двигатель.
  • Если течь застала вас в дороге – можно купить баночку герметика, она временно устранит проблему и даст вам возможность доехать до СТО.
  • СТО – основной способ устранения проблемы.
Если вы будете игнорировать проблему – рано или поздно двигатель выйдет из строя, и на починку вы отдадите куда больше денег.