logo
Ещё

Перегревается двигатель – причины и что делать

Перегрев двигателя – это ситуация, когда температура охлаждающей жидкости или масла в двигателе превышает допустимые нормы. Это может привести к серьезным повреждениям двигателя и дорогостоящему ремонту.

В этой статье мы расскажем, почему перегревается двигатель, какие симптомы и последствия перегрева, что делать в случае перегрева и как его предотвратить.

Греется мотор – это опасно?

Если машина греется, это может быть очень опасно. От перегрева двигателя могут пострадать разные части двигателя и системы автомобиля, что может привести к дорогому ремонту или аварии. В этом разделе мы рассмотрим, какие конкретные последствия может иметь перегрев двигателя для разных его компонентов и систем.

  • Поршни и цилиндры. Когда двигатель перегревается, поршни и цилиндры расширяются от тепла и могут искривиться, застрять, потереться или треснуть. Также поршни могут расплавиться или пробиться, особенно если они сделаны из алюминия. Это может привести к уменьшению компрессии, ухудшению работы двигателя, увеличению расхода топлива и масла, появлению дыма из выхлопной трубы или полному выходу двигателя из строя.
  • Головка блока цилиндров. Когда двигатель перегревается, головка блока цилиндров также искажается от тепла и может повредить клапаны, седла клапанов, распредвал, гидрокомпенсаторы или прокладку головки блока цилиндров. Это может привести к утечке охлаждающей жидкости или масла в камеры сгорания или наружу, к смешению этих жидкостей между собой, к нарушению газораспределения, к появлению шумов и вибраций в двигателе или к его поломке.
  • Система охлаждения. Когда двигатель перегревается, система охлаждения также испытывает большую нагрузку и риск повреждения. Если двигатель закипит, то охлаждающая жидкость начнет испаряться, что приводит к снижению ее уровня и эффективности охлаждения. Также может повышаться давление в системе охлаждения, что может привести к разрыву шлангов, прокладок или радиатора. Это может привести к утечке охлаждающей жидкости, нагреву мотора или его остановке.
  • Система смазки. Когда двигатель перегревается, система смазки также страдает от высокой температуры. Масло теряет свои смазывающие и защитные свойства, становится жидким и пенящимся. Это приводит к ухудшению смазки и защиты деталей двигателя от износа, к повышению трения, к появлению шумов и вибраций в двигателе или к его поломке.
Как вы видите, перегрев двигателя – это очень серьезная проблема, которая может иметь множество негативных последствий для вашего автомобиля.

Поэтому необходимо постоянно следить за температурой двигателя и предотвращать перегрев.

Греется двигатель – причины и что делать

Существует множество причин, по которым может греться двигатель. Вот некоторые из них:

  • Низкий уровень или плохое качество охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость может утечь из-за повреждения шлангов, радиатора, насоса или прокладок. Также она может испаряться из-за высокой температуры или неправильного состава (слишком много воды или слишком мало антифриза). Что делать: проверить уровень и состояние охлаждающей жидкости, долить или заменить ее при необходимости. Найти и устранить место утечки или заменить поврежденные детали.
  • Неисправность термостата. Термостат – это устройство, которое регулирует поток охлаждающей жидкости между двигателем и радиатором в зависимости от температуры. Если термостат заедает в закрытом положении, то охлаждающая жидкость не поступает в радиатор и не охлаждается. Если термостат заедает в открытом положении, то охлаждающая жидкость постоянно циркулирует через радиатор и не нагревается до нужной температуры. Что делать: проверить работу термостата, заменить его при необходимости.
  • Неисправность вентилятора охлаждения. Вентилятор охлаждения – это устройство, которое обдувает радиатор воздухом и способствует отводу тепла от охлаждающей жидкости. Если вентилятор не работает или работает слабо, то охлаждение радиатора ухудшается, особенно при низкой скорости движения или в пробках. Что делать: проверить работу вентилятора, заменить его или ремонтировать при необходимости.

Греется двигатель летом – частые причины

Летом перегрев двигателя может происходить чаще, чем зимой, так как воздух нагревается сильнее и охлаждение радиатора ухудшается. Кроме того, летом чаще возникают пробки на дорогах, которые заставляют двигатель работать на холостом ходу без достаточного обдува радиатора. Среди частых причин перегрева двигателя летом можно выделить следующие:

  • Недостаточное количество или качество охлаждающей жидкости. Летом охлаждающая жидкость испаряется быстрее, чем зимой, поэтому нужно чаще проверять ее уровень и состояние. Также нужно использовать качественный антифриз, который не только предотвращает замерзание жидкости зимой, но и повышает ее теплоемкость и кипящую точку летом.
  • Засорение радиатора или системы охлаждения. Летом радиатор может засоряться пылью, грязью, насекомыми или листьями, которые ухудшают теплоотдачу. Также в системе охлаждения могут образовываться отложения или ржавчина, которые сужают каналы и затрудняют циркуляцию жидкости. Что делать: регулярно чистить радиатор от загрязнений снаружи и промывать систему охлаждения специальными средствами изнутри.
  • Перегрузка двигателя. Летом многие автовладельцы включают кондиционер, который увеличивает нагрузку на двигатель и повышает его температуру. Также перегрузка может быть связана с перевозкой тяжелого груза, ездой по горам. Что делать: избегать перегрузки двигателя, отключать кондиционер при появлении признаков перегрева, выбирать оптимальный режим работы двигателя.

Как проверить датчик температуры двигателя

Датчик температуры двигателя – это устройство, которое измеряет температуру охлаждающей жидкости и передает сигнал на приборную панель или на блок управления двигателем. Если датчик неисправен, то он может показывать неверную температуру или не показывать ее вовсе.

Это может привести к неправильной работе двигателя или к его перегреву.

Для проверки датчика температуры двигателя нужно:

  1. Найти датчик температуры двигателя. Он обычно расположен на головке блока цилиндров или на водяном шланге, идущем от двигателя к радиатору. Датчик имеет один или два контакта и подключается к электрическому разъему.
  2. Отсоединить разъем от датчика и измерить сопротивление датчика мультиметром. Сопротивление должно меняться в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Для точных значений сопротивления нужно сравнить показания мультиметра с данными из руководства по ремонту автомобиля.
  3. Если сопротивление датчика не соответствует норме или не меняется при изменении температуры, то датчик неисправен и нуждается в замене.

Как выбрать правильный антифриз для двигателя

При выборе антифриза нужно учитывать следующие факторы:

  • Тип и модель двигателя. Каждый производитель автомобиля рекомендует использовать определенный вид антифриза для своих двигателей. Эта информация обычно указана в инструкции по эксплуатации автомобиля или на крышке расширительного бачка. Не следует использовать антифриз, который не соответствует требованиям производителя, так как это может привести к повреждению двигателя или снижению его эффективности.
  • Совместимость с другими видами антифриза. Если вы не знаете, какой антифриз был залит в систему охлаждения ранее, или хотите долить или заменить антифриз, то вам нужно проверить его совместимость с тем, который вы собираетесь использовать. Для этого можно провести простой тест. Для теста нужно смешать небольшое количество старого и нового антифриза в пробирке и нагреть их до 80-90 градусов. Если смесь остается однородной и прозрачной, то антифризы совместимы. Если смесь становится мутной, образуются хлопья или осадок, то антифризы несовместимы и их нельзя смешивать.
  • Качество и цена антифриза. Не стоит экономить на качестве антифриза, так как это может обернуться большими расходами на ремонт двигателя в будущем. Лучше выбирать антифризы известных и проверенных производителей, которые имеют сертификаты соответствия и гарантию качества. Также стоит обращать внимание на дату изготовления и срок годности антифриза, так как со временем он может терять свои свойства.

Как следить за температурой двигателя

Для того чтобы предотвратить перегрев мотора, нужно постоянно следить за температурой охлаждающей жидкости. Для этого на приборной панели есть специальный указатель температуры или цветная лампочка. Если указатель температуры выходит за красную зону или загорается красная лампочка, то это означает, что двигатель перегревается и нужно немедленно остановиться.

Если же указатель температуры находится в синей зоне или горит синяя лампочка, то это означает, что двигатель не прогрет до рабочей температуры и нужно подождать, пока он прогреется.

Что нельзя делать при перегреве

Если вы заметили признаки перегрева двигателя, такие как повышенная температура, пар из-под капота, странные звуки или запахи, вам нужно немедленно остановиться в безопасном месте и заглушить двигатель. Затем вам следует соблюдать следующие правила:

  • Не продолжайте ездить с перегретым двигателем. Мотор продолжит перегреваться и это может привести к серьезным повреждениям, таким как трещины или деформация головки цилиндра, поршней, клапанов и других деталей.
  • Не открывайте крышку радиатора или расширительного бачка, пока двигатель горячий. Вы можете получить ожог от высокого давления и температуры охлаждающей жидкости. Заглушите мотор и дождитесь, пока двигатель полностью остынет, прежде чем проверять уровень и добавлять охлаждающую жидкость.
  • Не добавляйте холодную воду в горячий радиатор. Это может вызвать термический шок и трещины в радиаторе или других частях системы охлаждения. Если у вас нет охлаждающей жидкости, добавьте только теплую воду и по возможности довезите машину до ближайшего сервиса.
  • Дайте двигателю остыть, прежде чем запускать двигатель. Иначе это может усугубить ситуацию и привести к еще большему перегреву.
  • Если вы подозреваете, что у вас есть повреждение прокладки головки цилиндра или другая серьезная неисправность, лучше вызвать эвакуатор и обратиться к профессиональному механику.

Профилактика перегрева

Чтобы двигатель не перегревался, важно соблюдать несколько правил:

  • Следите за уровнем и качеством охлаждающей жидкости, добавляйте или заменяйте ее по мере необходимости. Уровень жидкости должен находиться между минимальной и максимальной отметками на бачке для охлаждающей жидкости. Качество жидкости можно оценить по цвету, запаху и плотности. Жидкость не должна быть темной, пахнуть гарью и ржавчиной или иметь примеси масла и топлива. Жидкость рекомендуется менять каждые 2 года или каждые 40-60 тысяч километров хода.
  • Следите за работой термостата, вентилятора охлаждения и датчика температуры, заменяйте или чините их при необходимости. Термостат должен открываться и закрываться в зависимости от температуры, которая обычно равна 80-90 градусам Цельсия. Вентилятор охлаждения должен включаться и выключаться самостоятельно или по сигналу от блока управления двигателем. Датчик температуры должен показывать правильные значения на панели приборов или на экране мультимедийной системы. Если термостат, вентилятор или датчик работают неправильно, это может привести к некорректному контролю температуры двигателя и его перегреву.
  • Следите за чистотой и пропускной способностью радиатора и системы охлаждения, чистите и промывайте их от грязи и налета. Радиатор может забиваться пылью, грязью, насекомыми или листьями, что ухудшает теплоотвод и снижает эффективность охлаждения. Система охлаждения может забиваться ржавчиной, известью или другими веществами, которые образуются в результате химических реакций между жидкостью и металлом. Это может привести к уменьшению объема и циркуляции жидкости, а также к повышению давления в системе.
  • Следите за нагрузкой на двигатель, отключайте кондиционер при появлении признаков перегрева, выбирайте оптимальный режим работы двигателя. Нагрузка на двигатель может возрастать при езде по горам, при перевозке тяжелого груза или прицепа, при высокой скорости или низкой передаче. Это приводит к увеличению тепловыделения и потребности в охлаждении. Кондиционер также увеличивает нагрузку на двигатель и расход топлива, поэтому его следует отключать, если на панели приборов загорается индикатор перегрева или если температура жидкости поднимается выше нормы. Оптимальный режим работы двигателя зависит от типа и характеристик двигателя, а также от условий дорожного движения.

FAQ

В этом разделе мы ответим на некоторые часто задаваемые вопросы о перегреве двигателя.

Какая температура считается нормальной для двигателя?

Нормальная температура двигателя зависит от типа двигателя, условий эксплуатации и погоды. В среднем она составляет от 80 до 110 градусов Цельсия. Если температура превышает 120 градусов Цельсия, то это считается перегревом.

Какая охлаждающая жидкость лучше для двигателя?

Охлаждающая жидкость должна соответствовать требованиям производителя автомобиля и иметь подходящий цвет, плотность, кипящую точку и антикоррозийные свойства. Обычно охлаждающая жидкость состоит из воды и антифриза в пропорции 50/50. Не рекомендуется использовать чистую воду или антифриз, так как это может привести к замерзанию или перегреву двигателя.

Как проверить уровень охлаждающей жидкости?

Уровень охлаждающей жидкости можно проверить по метке на расширительном бачке, который находится под капотом. Уровень должен быть между минимальной и максимальной отметками. Если уровень ниже минимальной отметки, то нужно долить охлаждающую жидкость до максимальной отметки. Если уровень выше максимальной отметки, то нужно слить излишек охлаждающей жидкости.

Вывод

Перегрев двигателя – это серьезная проблема, которая может привести к поломке двигателя. Поэтому нужно постоянно следить за температурой двигателя и предотвращать перегрев. Для этого нужно регулярно проверять и обслуживать систему охлаждения, избегать перегрузки двигателя, останавливаться и выяснять причину перегрева при появлении симптомов.

Также нужно знать, что делать и что не делать при перегреве, чтобы не усугубить ситуацию.

Надеемся, что наша статья помогла вам разобраться в этой теме. Будьте внимательны на дорогах и берегите свой автомобиль!