logo
Ещё

Неисправности датчика холостого хода

Если у вас «троит» машина или обороты странно ведут себя на нейтралке – самой вероятной (и дешевой с точки зрения ремонта) поломкой будут проблемы со стороны датчика холостого хода. На самом деле это – не датчик, а регулятор, но многие «подцепили» неправильное название – ДХХ – поэтому ниже мы будем называть его и так, и так.


В разделах материала вы узнаете: что такое датчик/регулятор холостого хода, где находится эта деталь, как определить, неисправен датчик или нет, как проверить датчик холостого хода и какой ремонт вы можете совершить самостоятельно.

Датчик холостого хода – что это такое и зачем он нужен

Для начала поговорим о том, что это и зачем оно нужно, и начнем мы с двигателя. Вне зависимости от вида топлива, бензин или дизель, двигатель держит обороты за счет взрыва топливной смеси из топлива + кислорода внутри своих камер. Топливо подается, грубо говоря, «по трубам», а вот кислород берется из атмосферного воздуха, который предварительно фильтруется воздушным фильтром. Подача воздуха осуществляется через канал, который ведет из воздушного фильтра ко впускному коллектору. В этом канале установлена дроссельная заслонка – шторка, которая закрывает воздушный канал, когда педаль газа не нажата.

Если педаль газа нажимается – заслонка приоткрывается, и в двигатель поступает воздух, который смешивается с топливом, поджигается, взрывается и обеспечивает обороты.

Вся эта схема хорошо работает только тогда, когда педаль газа нажата. Если же педаль не нажата, то дроссельная заслонка полностью перекрывает канал, воздух не поступает, машина глохнет. Ну, должна глохнуть, хотя по факту авто работает на холостых оборотах. Почему это возможно? Потому что над основным каналом есть байпасный:


Даже когда дроссельная заслонка полностью закрыта, воздух проникает через байпасный канал и поступает в двигатель, что позволяет последнему работать на низких оборотах. Но иногда байпасный канал нужно частично или полностью перекрывать – когда машина заглохла или когда водитель жмет на педаль газа. Для этого существует маленький электродвигатель с запорной иглой – регулятор холостого хода.

Выглядит он вот так:


По конструкции – это крайне простой электромотор, который умеет выдвигать наружу и задвигать внутрь свою иглу (левую часть). Собственно, конструкционно здесь больше описывать и нечего: есть 4 клеммы, в зависимости от того, на какую подается электричество, электромотор иглу выдвигает/задвигает.

Насчет «датчика» – эта часть авто датчиком не является, потому что датчик должен «снимать» какие-то данные откуда-то, а регулятор холостого хода никакие данные не снимает – он только регулирует подачу воздуха в байпасный канал, находящийся над дроссельной заслонкой. А вот его работа уже регулируется датчиками:

  • положения коленчатого вала;
  • скорости;
  • массового расхода воздуха;
  • давления во впускном коллекторе.
Данные, которые снимаются с этих датчиков, попадают в блок управления, который уже и принимает решение о том, что должен сделать РХХ.

К слову, еще один фактор, который влияет на решения БУ – расход электричества, поскольку электричество производится генератором, а генератор «пользуется» работой двигателя. Так что «неправильные» обороты при усилении энергопотребления (печка, фары и так далее) на холостом ходу тоже могут указывать на проблемы с РХХ.

Очень кратко упомянем про виды:

  • Соленоидный. Может только полностью выдвинуться или полностью втянуться.
  • Роторный. Игла может занимать несколько позиций, но внутренний механизм – не самый надежный.
  • Ступенчатый. Тоже может занимать несколько позиций, имеет надежный внутренний механизм работы.

В большинстве авто сейчас стоят ступенчатые РХХ, поэтому проблем с покупкой нового (для замены) быть не должно. Но если вы все же сомневаетесь, то достаньте регулятор холостого хода и посмотрите, сколько у него контактов. Если 2 – то соленоидный, если 3 – то роторный, если 4 – то ступенчатый.

Где находится ДХХ

Где стоит регулятор холостого хода? Он расположен на двигателе, около впускного коллектора, над дроссельной заслонкой:


Обычно крепится двумя винтами, которые без проблем откручиваются – если что-то закорело, можно использовать ВД-40.

Признаки неисправностей ДХХ

Все признаки неисправности регулятора холостого хода так или иначе связаны с поведением двигателя:

  • Машина не заводится, если не нажать на педаль газа. По каким-то причинам воздух не проходит через байпасный канал, дроссельная шторка тоже закрыта – воздух не поступает, топливо не взрывается.
  • Машина заводится, но почти сразу глохнет, если не нажать на педаль газа. Практически то же самое, что и предыдущий признак, но некоторое количество воздуха поступает – хватает для пуска, не хватает для поддержания работы. Возможно, сломался сам электродвигатель.
  • Троит двигатель. Он работает, но с проблемами – резко падают обороты, если ненадолго зажать газ, а затем отпустить – двигатель может заглохнуть. Опять же, поступает недостаточно воздуха.
  • Обороты скачут на холостом ходу. В этом случае обороты не только опускаются, но и резко повышаются на холостом ходу, вплоть до 4 000. Вероятнее всего, игла регулятора холостого хода не может найти правильное положение.
  • Автомобиль дергается при движении. Если вы поддали газу, после чего отпустили педаль – автомобиль может двигаться рывками, дергаться по ходу движения. Это значит, что двигатель не может нормально держать обороты, когда дроссельная шторка закрывается.
  • Любой из вышеперечисленных симптомов возникает, когда вы включаете фары, печку, радио или других потребителей энергии. Признак ранних поломок датчика холостого хода – проблема возникает только при увеличении потребления энергии, то есть при увеличении потребления воздуха двигателем. Если ничего не сделать, то проблемы из временных перейдут в постоянные.

Причины неисправностей датчика

Поскольку регулятор холостого хода – вещь довольно простая, у него может быть всего 5 видов неисправностей:

  1. Окислились контакты. Если через контакты не поступает электричество – электродвигатель не получает команд, и, как следствие, не работает. Проверяется мультиметром, решается прочисткой контактов.
  2. Заклинило иглу или весь механизм. Иногда вокруг иглы обмотана пружинка, и какой-нибудь мусор может попасть в эту пружинку, заклинив иглу. В этом случае автомобиль будет вести себя странно при высоком потреблении топлива. Диагностируется визуально, решается прочисткой или заменой. Симптомы разнятся в зависимости от того, заклинило иглу ДХХ частично или полностью.
  3. Байпасный канал забит грязью. Частая проблема тех водителей, которые не меняют воздушные фильтры. Сам регулятор холостого хода работает нормально, но работа его не имеет смысла, потому что байпасный канал всегда перекрыт комком грязи. Определяется визуально, решается прочисткой, РХХ замены не требует.
  4. Воздух подсасывается через уплотнительное кольцо. Регулятор холостого хода монтируется на кольцо-резинку, чтобы полностью загерметизировать механизм. Если резинка имеет микротрещины – воздух будет подсасываться через нее, даже если байпасный канал полностью закрыт иглой РХХ. Определить эту проблему визуально бывает сложно, потому что трещины могут быть микроскопическими. Ниже расскажем один способ определения на основе физики.
  5. Электродвигатель умер. Если все визуально в порядке, но проблемы есть – возможно, у регулятора холостого хода просто умер электродвигатель. Определить проблему может быть сложно, потому что иногда мультиметр показывает сопротивление при перегоревшей обмотке, а иногда – не показывает. При этом внутрь вы заглянуть не можете, конструкция РХХ – цельная.

Диагностика датчика холостого хода

Будем честны, самый простой способ диагностики – замена регулятора холостого хода на новый (вместе с уплотнительным кольцом). Проблема исчезла – отлично, не исчезла – ищем дальше.

Почему это – самый простой способ? Потому что датчик холостого хода: а) стоит около 600 рублей; б) не разбирается.

Но если у вас нет возможности купить новый регулятор холостого хода сейчас, вы можете сделать следующее:

  • Проверить байпасный канал на загрязнение. Снимите РХХ, снимите «голову» с байпасным каналом, посмотрите, что внутри. Просто снимать регулятор холостого хода и пробивать байпасный канал не рекомендуется: если грязь там есть, вы протолкнете ее в основной канал, и она попадет в двигатель.


  • Проверить иглу на загрязнение. Снимаете ДХХ, осматриваете. Если есть грязь – ее нужно удалить.
  • Проверить контакты. Нужен мультиметр, выставляем его на диапазон от 0 до 20 Вт, проверяем.


  • Проверить сопротивление. Актуально для ступенчатого регулятора холостого хода. Выставляем мультиметр на сопротивление, проверяем все контакты со всеми. Сопротивление должно измеряться только в двух случаях: вы скрещиваете между собой два левых контакта или два правых (А, Б; Ц, Д). Во всех остальных случаях сопротивление должно быть бесконечным, то есть контакты между собой не замкнуты. Если хоть что-то из этой схемы выбивается – скорее всего, электродвигатель умер.


  • Проверить уплотнительное кольцо. Снимите уплотнительное кольцо, возьмите зажигалку, нагрейте кольцо на зажигалке (идите по кругу, не жгите резину), дайте резине немного остыть, поставьте кольцо на место. Нагрев должен немного расплавить резину, и «жидкая» резина заполнит микротрещины. Если после этой процедуры вы запустили двигатель и проблема исчезла – значит, двигатель подсасывает воздух через уплотнительное кольцо. Меняйте, потому что описанная починка – временная, изношенную резину нельзя полностью восстановить нагревом.

Ремонт ДХХ

В общем-то, есть всего 2 способа ремонта регулятора холостого хода: прочистка или замена. Прочистить можно байпасный канал и иглу, если это не помогло – меняйте.

Простой китайский датчик холостого хода стоит около 600 рублей, и за эти деньги вы или исправите проблему, либо узнаете, что проблема не в РХХ – что, в общем-то, дешево как для ремонта, так и для диагностики.

Ошибки новичков в ремонте

Чаще всего новички совершают следующие ошибки:

  • Ломают иглу при установке. Обычно игла в «стандартном» положении полностью выдвинута, то есть при установке она прилегает впритык. Если вы примените силу и выберете неудачный угол при установке – вы можете погнуть иглу.
  • Не проверяют уплотнительное кольцо. Если проблема – в кольце, то вам не поможет ни замена РХХ, ни прочистка – только замена кольца.
  • Не прочищают байпасный канал. Не спешите менять РХХ – если забит байпасный канал, новый регулятор вам ничем не поможет. Потратьте 5 лишних минут и проверьте канал на загрязнение.
  • Не калибруют новый регулятор холостого хода. Калибровка – крайне простая: устанавливаете новый РХХ, поворачиваете ключ зажигания (но не заводите двигатель!), ждете 10 секунд, выключаете зажигание. За эти 10 секунд РХХ встанет в «стандартное» для вашего авто положение. Если же сразу попытаться завести мотор – можете сломать иглу.

FAQ

  • Как откалибровать ДХХ? После того, как установили новый регулятор, включите зажигание на 10 секунд, не заводя двигатель, затем выключите зажигание.
  • Загорается ли лампочка двигателя при неисправностях регулятора холостого хода? Почти никогда не зажигается, поскольку центральный процессор не умеет отслеживать этот регулятор. В редких случаях лампочка двигателя может зажигаться, если сгорела проводка электродвигателя.

Вывод

Тезисно:

  • Регулятор холостого хода – это электродвигатель с иглой. Когда игла втягивается – она открывает обходной (байпасный) канал для воздуха, необходимого для поддержания холостых оборотов.
  • Регулятор холостого хода – не датчик, хотя многие ошибочно называют его датчиком.
  • Практически все симптомы неисправности РХХ связаны с работой двигателя на холостом ходу.
  • Поскольку конструкция – цельная, диагностика затруднена.
  • Регулятор стоит около 600 рублей, поэтому проще купить новый.
После того, как вы установите новый РХХ, вам нужно будет откалибровать его.