Внимание. С 01.10.2024 проверка КБМ и наличия полиса ОСАГО осуществляется в НСИС ЦБ РФ вместо РСА. Инструкция в данной статье может быть неактуальна. Водители, покупающие страховку ОСАГО, имеют возможность приобретать ее со скидкой за безаварийное управление транспортным средством. Это довольно неплохое поощрение для тех, кто не становится виновником ДТП. Использование коэффициента бонус-малус (КБМ) позволяет сократить расходы на страховку максимально в половину. Поэтому, если накопленный процент скидки по какой-либо причине снижается, становится меньше или вообще приравнивается к базовому значению, это довольно неприятно для водителя. В связи с этим многие владельцы полисов ОСАГО ищут пути, которые позволят повысить КБМ.
Увеличить КБМ можно постепенно, ежегодно, аккуратно управляя автомобилем, не становясь виновником аварий. Безупречное вождение приводит к поднятию КБМ, отсутствие аварий позволяет повысить класс страхования и воспользоваться скидкой при оформлении следующего страхового полиса. Через 10 лет безаварийной езды он снизиться до минимального показателя – до 0,46. Он означает, что личная скидка водителя на ОСАГО по КБМ составит 54%.
Это довольно приличная сумма, которую можно сэкономить, если не попадать в аварии.
Но часто случается, что КБМ незаконно, по случайности или по другой причине, становится ниже, что является довольно неприятной неожиданностью для добросовестного водителя. Многие из страхователей вообще даже не подозревают, что имеют право на такую скидку.
В этом случае нужно знать, что можно исправить КБМ в базе АИС, которая объединяет данные всех страховщиков по ОСАГО. Страховые компании должны обязательно вносить в эту базу достоверные данные по каждому клиенту, оформившему ОСАГО. Восстановлением КБМ также занимаются страховые компании, это входит в их компетенцию.
Поэтому для поднятия размера скидки нужно обращаться сразу в страховую компанию.
Увеличить КБМ можно несколькими способами. Основные из них:
В первую очередь необходимо обращаться в СК, которая продала водителю страховой полис ОСАГО. Для этого придется написать заявление в двух экземплярах на имя ее руководителя. В нем нужно указать свои данные, а также номер ВУ, дату приобретения, номер нового полиса и старого. В заявлении требуется просить увеличить КБМ, указать, по какой причине (не было ДТП, неверные данные в базе, не присвоен следующий класс и др.).
Подписанное заявление нужно занести в СК и зарегистрировать у секретаря. СК в течение 10 дней его рассмотрит и вынесет свой вердикт. Если попытка обращения будет успешной, КБМ повысят.
Во многих страховых компаниях есть услуга восстановления КБМ онлайн, через их сайты и приложения. Нужно обратиться к страховщику в личном кабинете или в мобильном приложении с просьбой осуществить перерасчет КБМ. Страховая компания проверит данные и, если найдена ошибка, они перенаправят заявление на перерасчет КБМ в РСА.
Увеличить КБМ можно через Центробанк. Для этого нужно зайти на его официальный сайт, выбрать «Интернет-приемную», нажать на «Подать жалобу». Прокрутив открывшуюся страницу вниз, нужно найти блок «ОСАГО», чтобы выбрать в нем вкладку «Неверное применение КБМ», и внести в специальную форму свою жалобу. Рассмотрение жалобы осуществляется на протяжении месяца. Результат будет зависеть от комплекта прикрепленных к заявлению документов, лаконичности и полноты изложенных требований.
Можно восстановить КБМ, обратившись в РСА. Для подачи запроса на восстановление КБМ нужно сделать следующее:
Стоимость отправки запроса 590 рублей.
Почти все заявки рассматриваются в течение 24 часов, иногда из за загруженности обработка заявки может достигать до 5 рабочих дней.
Также можно обратиться в РСА, отправив документы по почте. На специальном бланке, который можно найти на его сайте, нужно написать заявление с просьбой о пересмотре коэффициента бонус-малус. В заявлении нужно детально описать размер КБМ за предыдущий страховой период, указать, что не было ДТП, есть большой страховой безаварийный стаж, но при покупке нового полиса обнаружилось, что коэффициент стал меньше (сохранен на прежнем уровне, или вообще обнулен). В связи с этим нужно просить РСА о пересчете КБМ.
Приложив к заявлению подтверждающие документы (копии) можно отправлять заявление в РСА. Жалоба будет рассмотрена на протяжении месяца, и при положительном результате будет выполнен перерасчет бонуса в большую сторону.
В случае отсутствия машины можно повысить КБМ, если вписаться в чужой полис ОСАГО к водителю с примерно таким же размером скидки. Водитель, имеющий более высокий размер КБМ не захочет переплачивать за страховку, при оформлении которой размер скидки будет рассчитываться по водителю, внесенному в полис страхования с наименьшим классом страхового риска.
Если водитель, не имеющий авто, будет проходить по базе АИС РСА по чужой страховке, ежегодно он может рассчитывать на получение дополнительной скидки.
И при покупке автомобиля может заключить договор страхования ОСАГО на выгодных для себя условиях.