Страховать свою гражданскую ответственность должен каждый владелец транспортных средств. В связи с этим водители стремятся как можно более выгодно оформить полис ОСАГО. На цену страховки влияет множество факторов, в том числе безупречность и безаварийность управления автомобилем, количество ДТП, совершенных покупателем страховки. Чтобы стимулировать водителей к более аккуратному управлению транспортным средством применяется коэффициент бонус-малус (КБМ), ежегодно меняющийся.
В случае ДТП эта скидка будет становиться меньше.
Чем выше опыт водителя, тем ниже КБМ. В связи с этим с каждым следующим годом при безаварийной езде страховка будет становиться дешевле за счет уменьшения этого коэффициента. Во время подписания договора страхования страховщики обязаны пользоваться данными о КБМ, которые внесены в базу АИС РСА (НСИС с 01.10.24). Если такие данные в базе отсутствуют по конкретному страхователю, для расчета стоимости полиса берется коэффициент, равный 1,17 и присваивается 3 класс.
Посмотреть, как меняется КБМ в 2024 году можно по таблице, приведенной ниже. Она позволит приблизительно просчитать, какой коэффициент будет применен во время оформления следующей страховки ОСАГО.
Класс | КБМ | Подорожание Скидка (%) | Количество страховых случаев, которые произошли в предыдущем периоде действия страховки | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Класс, который будет присвоен | |||||||
М | 3,92 | 235 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,94 | 151,3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 2,25 | 92,3 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,76 | 50,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1,17 | отсутствует | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 1 | 14,5 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,91 | 22,2 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,83 | 29 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,78 | 33 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,74 | 36,7 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,68 | 41,9 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,63 | 46 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,57 | 51,3 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,52 | 55,5 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,46 | 60,7 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Исходя из этой таблицы, можно заметить, что если водитель, которому первоначально был присвоен 3 класс, попадет в одну аварию и будет признан виновным, его класс снизится до 1, а КБМ вырастет до 2,25. Если аварий случилось 2 и более, водителю присваивается класс М с максимальным коэффициентом 3,92. Если ответственность за ДТП лежит на страхователе, страховщик должен сделать две выплаты. Соответственно, стоимость следующего полиса увеличится почти в 4 раза.
Во время формирования бонуса учитывается количество аварий на протяжении всего срока вождения машины.
Определить размер своей скидки можно на сайте РСА (НСИС с 01.10.24). Для этого нужно вписать свои данные в специальную форму, а также указать номер, серию водительского удостоверения.
КБМ рассчитывается по классам – от М до 13. Чем ниже класс, тем большим будет размер бонус-малуса. Чтобы определить класс, нужно учесть данные договоров ОСАГО, которые прекратили свое действие не позже чем год до даты, с которой началось страхование по новому полису.
Срок его действия коэффициента бонус-малус – период, на который заключается ОСАГО.
КБМ устанавливается ежегодно с 1 апреля текущего года по 31 марта следующего года.
КБМ является повышающим (при значении больше 1) или понижающим (при значении меньше 1) коэффициентом, который применяется при оформлении и использовании страхового полиса ОСАГО. Он подлежит пересмотру каждый год, при этом может как расти, так и снижаться. Безупречное вождение приводит к поднятию КБМ, отсутствие аварий позволяет повысить класс страхования и воспользоваться скидкой при оформлении следующего страхового полиса. Через 10 лет безаварийной езды он снизиться до минимального показателя – до 0,46. Он означает, что личная скидка водителя на ОСАГО по КБМ составит 54%.
Такая система предоставления бонусов приводит к тому, что многие автовладельцы не обращаются в страховую компанию за возмещением убытков при незначительных и несерьезных ДТП, чтобы сохранить собственную репутацию и накопить более высокую скидку. При этом компенсация пострадавшей стороне выплачивается в виде незначительной суммы без присутствия и фиксации ДТП представителями страховой компании.
При наступлении ДТП есть риск потерять не только часть накопленных бонусов, но и полностью лишиться этого повышающего коэффициента. Если происшествие произошло не по вине водителя, он не потеряет КБМ.
В случае участия в дорожно-транспортном происшествии в результате несоблюдения правил дорожного движения, невнимательном вождении, пребывании за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения КБМ будет повышен. Естественно, страховка после таких случаев будет стоить значительно дороже.
Единственный способ восстановить коэффициент – водить машину без аварий на протяжении длительного времени.
Восстановить КБМ можно путем обращения в страховую компанию, российский союз автостраховщиков или Центробанк. Занимаются восстановлением КБМ также частные онлайн-компании и брокеры. Восстановление КБМ возможно только в некоторых случаях, например, при изменении реквизитов водительского удостоверения (при смене фамилии). Все случаи рассматриваются в индивидуальном порядке.
Избежать роста стоимости полиса после таких аварийных ситуаций, в которых доказана виновность владельца полиса ОСАГО практически невозможно.
Единственный вариант – постараться в дальнейшем не нарушать ПДД и не участвовать в ДТП.
Легальных способов избежать роста цены на полис после аварии нет.