logo
Ещё

Горит чек двигателя – причины и что делать

Желтый «Check Engine», внезапно загоревшийся после запуска двигателя или прямо посреди трассы, может заставить водителя неплохо так понервничать, в том числе – потому что непонятно, что это значит и можно ли ехать дальше. Увы, этот предупредительный сигнал в авто продуман максимально плохо: одна лампочка может указывать на несколько десятков проблем, часть их которых вызвана старостью автомобиля и может быть убрана только капитальным ремонтом (чего никогда не случится).

Ниже мы опишем основные причины, по которым может загораться «чек энджин», дадим инструкцию по оценке потенциальных проблем, расскажем, в каких случаях проблему можно диагностировать самостоятельно и как обнулить ошибку.

Горит чек двигателя – причины

Перед тем, как мы предоставим список возможных проблем, нужно сделать 2 уточнения. Первое: «check engine» переводится как «проверьте двигатель», то есть авто намекает, что с его двигателем что-то не так. Поскольку двигатель – это центральный узел машины, причина загорания лампочки может быть буквально в любом части машины, хоть как-то связанной с двигателем. Важно, чтобы вы это понимали: возможных причин – очень много.

Второе: у разных авто – разные чипы управления, поэтому реальный список причин может меняться для разных моделей машин.

Учитывайте это, когда будете искать свою проблему.

Итак, список причин, по которым может гореть злосчастная лампочка:

  • Плохо закручена крышка топливного бака. Пожалуй, самая простая причина, которую вы можете устранить самостоятельно прямо сейчас. Если вы сами или работники заправки плохо закрутили крышку – машина будет «подсасывать» кислород, что приведет в работу специальный датчик топливной системы – и загорится лампочка.
  • Крышка топливного бака разгерметизирована. Может образоваться трещина, может прохудиться уплотнительное кольцо. Логика – та же, что и в предыдущем случае, но исправить проблему уже немного сложнее.
  • Сбой центрального процессора. Поскольку самодиагностика контролируется центральным процессором, лампочка может загореться в том случае, если с двигателем все в порядке, а вот ЦПУ «поймал баг». Причина может быть как в «неродном» ЦПУ (неправильно запрограммирован, реагирует на «обычный» сигнал предупреждением), так и окислением контактов – как в проводке, так и на ножках самого ЦПУ. К этой проблеме может привести и пробой в проводке, но обычно при пробое вся электроника начинает «шалить», так что чек енджин не будет вашей основной проблемой.
  • Недостаточное поступление масла в двигатель. Проблемой может быть как просто недостаток масла в бачке, так и забитые масляные каналы в двигателе. Если просто мало масла – это можно определить через щуп, если забиты каналы – не факт, что щуп покажет проблему.
  • Загрязненные форсунки. Это может случиться, если в двигатель поступает слишком много масла, некачественное топливо с примесями или антифриз. Форсунки – элемент сложный по конструкции и чувствительный к загрязнению (чем мощнее машина – тем чувствительнее форсунки), поэтому загрязнение быстро «вырубает» сначала форсунки, а затем и весь двигатель.
  • Топливо, не соответствующее стандартам. В новых иностранных машинах есть специальные датчики, которые анализируют качество топлива. Если топливо – некачественное, и может загрязнить атмосферу или двигатель авто, ЦПУ либо пассивно предупреждает о проблеме (загорается лампочка Check Engine), либо снижает максимальные обороты двигателя (лампочка тоже загорается). Сюда же стоит отнести сломанный катализатор, который должен уменьшать выброс вредных веществ в атмосферу – «новые» авто не только предупреждают об этом, но и ограничивают обороты.
  • Свечи не могут корректно работать. В этом случае может даже «выключиться» цилиндр. Причиной может быть как полный выход свечи из строя, так и банальный нагар. Ах да, еще свеча может быть закреплена неправильно или слишком слабо – в этом случае лампочка тоже загорится.
  • Датчики либо вышли из строя, либо сигнализируют о проблеме. Основные, на которые стоит обратить внимание: лямбда (количество кислорода), обороты, температура, расход воздуха. Причиной загорания индикатора может быть ложное срабатывание (проблемы на самом деле нет), поломка датчика, истинное срабатывание (есть проблема).
  • Проблемы с зажиганием. Про свечи мы уже рассказывали, но проблемы с зажиганием могут быть вызваны не только ими – есть еще топливный/воздушный/масляный фильтры, пробитая по направлению к свечам проводка, вышедшая из строя катушка зажигания.
  • Мало воздуха. Причиной может быть как забитый воздушный фильтр, так и загрязненная дроссельная шторка. Что интересно – выход из строя регулятора холостого хода обычно не приводит к загоранию лампочки.
  • Выходит из строя автоматическая коробка передач. Мы уже говорили про плохой инженерный дизайн лампочки Check Engine, да? Так вот, в некоторых авто инженеры не придумали ничего лучше идеи повесить проблемы автоматической коробки передач на эту же лампочку. С двигателем при этом все нормально – удачи вам найти поломку самостоятельно.
  • Плохая топливно-воздушная смесь в двигателе. Речь идет конкретно о смеси «топливо + воздух». И лампочка не сообщает, что именно здесь не так – то ли мало топлива, то ли мало воздуха, то ли все сразу.
  • Истерся ремень ГРМ. В этом случае ЦПУ дает на двигатель больше нагрузки, чтобы компенсировать проскальзывания ремня, и сигнализирует о проблеме.

    Как вы можете понять из этого списка, проблем – множество, и далеко не все из них вы можете диагностировать/устранить самостоятельно. Проблем добавляют и особенности конкретной машины – в одних поломка АКПП выносится в чек энджин, в других – нет. Поэтому первоначальный вопрос, который вам нужно решить: «Можно ли ехать на авто, на котором горит лампочка?».

    Когда можно ехать, а когда нет

    Определить это можно по симптомам – то есть по тому, как ведет себя ваша машина. Все случаи можно разделить на 3 категории:

    1. Лампочка загорелась, но – только она. Никаких изменений в поведении двигателя и машины в целом вы не заметили. Ехать можно, хотя лучше, конечно, заехать на СТО.
    2. Авто перешло в аварийный режим – максимальные обороты снизились. При этом загорелась только лампочка «Checkengine», лампочка горит постоянно. Ехать можно, но – в направлении ближайшего СТО.
    3. Вместе с чек энджин загорелась другая, красная лампочка; авто перешло в аварийный режим, лампочка моргает; появились изменения в работе двигателя – троит, вибрирует, странно себя ведут обороты, из выхлопной трубы идет густой дым. Ехать нельзя – рискуете в лучшем случае машиной, в худшем рискуете жизнью.

    Что делать, если горит check engine

    Ниже мы расскажем про самостоятельную диагностику, но ее возможности для вас лимитированы – если вы не профессиональный автомеханик с полным набором оборудования под рукой, конечно. Лампочка «Check engine» – это повод заехать на СТО для диагностики.

    В среднем за диагностику вы отдадите 1 000 – 1 500 рублей, это – намного меньше, чем вы отдадите за полную чистку и ремонт двигателя, если проигнорируете реальные проблемы, на которые указывает лампочка.

    Самостоятельная диагностика

    Что вы можете сделать в рамках самостоятельной диагностики без специальных инструментов:

    1. Проверить, плотно ли закручена крышка топливного бака. Часто именно это и становится проблемой, если вы плотнее закрутили крышку и лампочка погасла – вам очень повезло.
    2. Проверить фильтры. Масляный, топливный, воздушный. Если они сильно загрязнены – можете поменять и посмотреть, погаснет ли лампочка. Здесь есть загвоздка: фильтр может загрязниться как «натуральным» образом, то есть со временем, так и из-за других поломок в машине. В первом случае вы полностью избавитесь от проблемы, во втором – только временно, пока новый фильтр не выйдет из строя.
    3. Проверить уровень жидкостей. Посмотрите, достаточно ли масла и антифриза, если нет – долейте. Опять же, низкий уровень жидкости может сигнализировать как о естественном расходе, так и о повышенном – в последнем случае нужно искать течь.
    Когда загорается предупреждение Check engine, в «бортовой компьютер» записывается детальная информация о причинах, из-за которых загорелась лампочка.

    В последнее время стали более доступны автосканеры для самодиагностики, поддерживающие Bluetooth – их можно купить где-то за 700 – 1 000 рублей. Если у вас есть такой сканер или вы готовы его купить – вы сможете «залезть» в журнал ошибок машины и посмотреть код предупреждения и его расшифровку. Но не факт, что после этого вы сможете самостоятельно исправить проблему, так что шансы на то, что нужно будет ехать на СТО, все равно остаются.

    Как обнулить ошибки самостоятельно

    Для того, чтобы обнулить ошибку (на самом деле, это – не ошибка, а предупреждение), нужно снять отрицательную клемму с аккумулятора секунд на 30 (можете снять на минуту для верности). Но этим вы не избавитесь от ошибки, а просто закроете на нее глаза, поэтому решение – так себе (за исключением случаев, когда проблему решили, а предупреждение «забаговало» и осталось).

    FAQ

    • Что будет, если долго игнорировать ошибку? Поскольку предупреждение указывает на то, что с двигателем что-то не так (в большинстве случаев), длительное игнорирование ошибки приведет к поломке двигателя. Поломка может образоваться как постепенно (сначала троит двигатель, потом скачут обороты, потом двигатель «окирпичивается»), так и сразу (в один прекрасный момент двигатель превращается в груду железа).
    • Может ли привести к загоранию лампочки некачественное топливо? И что делать? Да, может. И часто советуют просто залить качественное топливо и немного поездить, после чего лампочка погаснет. В крайнем случае, если у вас вообще нет другого выхода, попытаться решить проблему таким образом действительно можно. Но если вы будете «вырабатывать» топливо с примесями, оно в любом случае будет засорять всю топливную систему, что может привести к засорению форсунок – а у машин бизнес-класса прочистка форсунок может стоить около 1 000$. Так что лучше доехать до СТО, слить топливо, прочистить систему и залить новое, качественное.

    Вывод

    Тезисно:

    • «Check engine» – это предупреждение, а не ошибка.
    • Причин, по которым может загораться эта лампочка – множество, от неплотно закрытой крышки бензобака до выхода из строя форсунок.
    • Ваши возможности по самостоятельной диагностике сильно ограничены – до многих узлов, которые могут быть причиной предупреждения, сложно добраться.
    • Если машина ведет себя как обычно и загорелась только эта лампочка – ездить можно, но лучше показаться на СТО.
    • Станция технического обслуживания – практически единственный способ гарантированно вычислить и исправить проблему.
    Если вы будете долго игнорировать лампочку, у вас может сломаться двигатель, и авто превратится в груду бесполезного металла.