Тарифы ОСАГО утверждаются на государственном уровне. Цена страхового полиса определяется путем умножения базового тарифа на ряд корректирующих коэффициентов, один из которых – это коэффициент бонус-малус (КБМ).
Задача КБМ заключается в поощрении водителей за безаварийное вождение и наказание тех, по чьей вине случались ДТП, путем установления более низкой или более высокой стоимости полиса ОСАГО.
Страховые компании заинтересованы в клиентах, которые несут минимальные риски. В этом случае цена страхового полиса – это их чистая прибыль. Коэффициент бонус-малус разработан с целью поощрения водителей за аккуратную езду без аварий и наказания тех, кому не удалось избежать ДТП.
В системе ОСАГО определено 15 классов: М, 0 и от 1 до 13. Каждому классу соответствует коэффициент. Класс М самый низкий. Его применяют к водителям, которые за предыдущий год становились участниками аварий, по которым страховая компания производила выплаты. В зависимости от класса на начало годового страхования, в класс М можно попасть, совершив даже одну аварию.
Классу М соответствует коэффициент 3,92. Это означает, что при заключении договора или переоформлении страховки на следующий год за полис придется заплатить в 3,92 раз дороже.
Если в течение года ДТП не случалось, класс повышается на одну градацию, а КБМ при этом уменьшается, гарантируя водителю скидку, размер которой зависит от получаемого класса.
Обязательного для всех страховых компаний требования, где в страховом полисе указывать показатель КБМ, не существует. Этот вопрос регулируется внутренними актами страховой компании, определяющими правила заполнения полиса ОСАГО.
Самыми распространенными способами, которые применяются на практике, являются следующие:
Чтобы рассчитать КБМ, необходимо знать значение этого показателя на начало срока страхования. Если водитель ранее не заключал договоров страхования, ему присваивается класс 3. КБМ в этом случае равен 1,17, что означает отсутствие как скидок, так и наказаний, поскольку без истории ни наказывать, ни поощрять не за что.
Для водителей с историей, КБМ и данные предыдущего страхового полиса рекомендуется узнавать на сайте РСА.
Для этого достаточно ввести идентификационные данные водителя (ФИО, дата рождения, данные паспорта) и серию и номер водительского удостоверения.
Далее понадобится таблица.
Класс |
КБМ |
Подорожание Скидка (%) |
Количество страховых случаев, которые произошли в предыдущем периоде действия страховки |
||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Класс, который будет присвоен |
|||||||
М |
3,92 |
235 |
0 |
М |
М |
М |
М |
0 |
2,94 |
151,3 |
1 |
М |
М |
М |
М |
1 |
2,25 |
92,3 |
2 |
М |
М |
М |
М |
2 |
1,76 |
50,4 |
3 |
1 |
М |
М |
М |
3 |
1,17 |
отсутствует |
4 |
1 |
М |
М |
М |
4 |
1 |
14,5 |
5 |
2 |
1 |
М |
М |
5 |
0,91 |
22,2 |
6 |
3 |
1 |
М |
М |
6 |
0,83 |
29 |
7 |
4 |
2 |
М |
М |
7 |
0,78 |
33 |
8 |
4 |
2 |
М |
М |
8 |
0,74 |
36,7 |
9 |
5 |
2 |
М |
М |
9 |
0,68 |
41,9 |
10 |
5 |
2 |
1 |
М |
10 |
0,63 |
46 |
11 |
6 |
3 |
1 |
М |
11 |
0,57 |
51,3 |
12 |
6 |
3 |
1 |
М |
12 |
0,52 |
55,5 |
13 |
6 |
3 |
1 |
М |
13 |
0,46 |
60,7 |
13 |
7 |
3 |
1 |
М |
Рассмотрим порядок расчета коэффициента бонус-малус на примере водителя, который заключил предыдущий договор впервые. Ему был присвоен класс 3, КБМ – 1,17.
Если в течение срока действия договора водитель демонстрировал безаварийную езду, при заключении следующего договора его класс будет повышен до 4, которому соответствует КБМ – 1. Стоимость полиса будет снижена на 14,5%.
Одна авария приведет к тому, что класс будет понижен до 1, ему соответствует КБМ – 2,55. Таким образом, при заключении договора на следующий год за полис придется заплатить на 92,3% дороже. Участие в нескольких ДТП отбросит водителя в самый низ таблицы – класс М, которому соответствует КБМ – 3,92. При этом, цена следующего полиса возрастет в 235 раз.
Каждый безаварийный год приносит водителю скидку, которая зависит от получаемого класса. Максимальная скидка составляет 60,7%. Ее получают водители, отнесенные к 13 классу. Чтобы заслужить такой бонус, необходимо 10 лет не попадать в ДТП.
Следует отметить, что во внимание принимаются только те дорожно-транспортные происшествия, которые повлекли за собой страховые выплаты. Если конфликт был урегулирован без привлечения страховой компании, такие аварии в расчете не участвуют и не величину коэффициента влиять не будут.