Цена полиса ОСАГО в 2024 году определяется, как и раньше, на основании базового страхового тарифа. Он регламентируется регулятором рынка – Центробанком – в виде коридора с указанием максимальной и минимальной возможной стоимости страховки. Действующий в текущем году тарифный коридор ОСАГО установлен в 2022 году.
Действующий базовый тариф ОСАГО установлен в соответствии с указанием Центробанка РФ № 6007-У от 08.12.2021. Ведомственный документ определяет границы коридора, соблюдение которых обязательно для всех участников страхового рынка.
Величина тарифной ставки, выступающей основной для дальнейших расчетов, зависит от типа транспортного средства.
Значения этого показателя приводятся в расположенной ниже таблице.
Вид транспортного средства и его основные характеристики | Минимальная базовая ставка страхового тарифа (руб. / год) | Максимальная базовая ставка страхового тарифа (руб. / год) |
Транспортные средства категорий "A", "M" для юридических и физических лиц | 324 | 2 536 |
Транспортные средства категорий "B", "BE" для: | ||
организаций | 852 | 5 722 |
граждан | 1 646 | 7 535 |
такси | 1 490 | 15 756 |
Транспортные средства категорий "C" и "CE" для юридических и физических лиц: | ||
| 1 163 | 9 934 |
| 1 752 | 14 957 |
Транспортные средства категорий "D" и "DE" юридических и физических лиц: | ||
транспортные средства подкатегории "D1" | 1 106 | 6 823 |
транспортные средства категорий "D" и "DE", за исключением транспортных средств подкатегории "D1" | 1 382 | 8 526 |
Транспортные средства, используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок | 3 053 | 9 144 |
Троллейбусы | 1 668 | 4 997 |
Трамваи | 1 041 | 3 116 |
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины юридических и физических лиц, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники | 451 | 3 198 |
Установление тарифного коридора выступает основной причиной того, что предложения разных страховых компаний по оформлению ОСАГО различаются между собой. В результате у автовладельцев появляется возможность выбрать более подходящий по финансовому критерию вариант страховки.
Очевидно, что большая часть предпочитает самые низкие с точки зрения цены полисы обязательного автострахования.
Важное значение при формировании стоимости полиса имеет территориальный коэффициент ОСАГО. Он учитывает интенсивность движения в разных регионах страны, отдельно выделяя самые крупные города и населенные пункты субъектов РФ. Такой подход нужно признать вполне логичным, так как количество транспортных средств на дорогах напрямую влияет на вероятность ДТП и, как следствие, риск наступления страхового случая.
В процессе расчета цены базовая ставка умножается на региональный коэффициент, значение которого определяется на основании специальной таблицы.
Полностью она содержится в уже упомянутом выше Указании Центробанка России. Приведем в качестве примера несколько значений:
Очевидно, что в крупном городе вероятность ДПТ заметно выше. И установленные ЦБ РФ коэффициенты к тарифной ставке ОСАГО позволяют учесть эту зависимость.
Кроме тарифного коридора и территориальных коэффициентов периодические изменения в правилах расчета стоимости обязательного автострахования не исчерпываются. Регулятором были внесены еще несколько существенных корректировок, требующих более детального описания.
Кроме того, следует учитывать изменения, которые регулярно принимаются законодателями по отношению к базовому Федеральном закону, регламентирующему правила страхования ОСАГО - №40-ФЗ (датируется 25.04.2002). Последнее изменение установлено федеральным законом N 455-ФЗ от 04 августа 2023 года, которое вступило в силу весной 2024 года.
За последнее время можно выделить несколько самых актуальных изменений в правилах расчета стоимости полиса ОСАГО и получения страховой компенсации по нему. К их числу относятся такие:
Целью последних изменений является уменьшение числа случаев использования транспортных средств без заключения их владельцами договоров обязательного страхования.
Какие внесены изменения:
Еще одним новшеством, пока не утвержденным, выступает введение автоматической фиксации машин без полиса ОСАГО. Вполне вероятно, что поправки вступят в силу в конце 2024 года. По крайней мере, технические возможности для этого уже созданы, а потому сомневаться в решимости контролирующих структур не приходится.
В 2004 году минимальная базовая ставка ОСАГО для частных лиц составляет 1 646 рублей, максимальная 7 535 рублей. Для юридических лиц соответственно от 852 до 5 722 рубля, для такси от 1 490 до 15 756 рублей. Ставки не менялись с сентября 2022 года.
Страховые компании используют базовую ставку в установленном диапазоне на свое усмотрение. После добавления коэффициентов рассчитывается цена полиса.
Первой и, по сути, единственной пострадавшей от новых правил расчета цены ОСАГО категорией автовладельцев станут водители, часто попадающие в ДТП по собственной вине. Они будут вынуждены заплатить больше не только из-за увеличения коэффициента бонус-малус, но и в результате вероятного включения в «группу риска». Не стоит сомневаться, что страховые компании в полной мере воспользуются предоставленными им возможностями.
Несколько ухудшилось положение новичков, только начавших управлять транспортным средством.
Они также заплатят чуть большую цену за оформление полиса. Кроме того, увеличилась, пусть и незначительно, стоимость неограниченной страховки ОСАГО.
Напротив, опытные водители с серьезным стажем безаварийной езды получают существенные льготы. Снижение стоимости полиса ОСАГО в результате уменьшения КБМ до значения 0,5 выглядит вполне реальным сценарием развития событий.
В 2024 году продолжит действовать тарифный коридор, установленный Центробанком в 2022 году. Других каких-либо существенных изменений пока не принято. Хотя разработок в этом направлении сделано немало, в том числе – при активной инициативе со стороны страховых компаний.
Базовый тариф является основой для расчета стоимости ОСАГО. Региональный коэффициент учитывает интенсивность движения по дорогам конкретного города или субъекта РФ. Он умножается на ставку в процессе формирования цены полиса, а потому непосредственно влияет на сумму, которую придется заплатить автовладельцу.
Можно выделить две таких категории. Первая и наиболее затронутая изменениями, как уже действующими, так и запланированными – это водители с высоким уровнем аварийности передвижения по дорогам. Также несколько больше заплатят за обязательную автостраховку новички без опыта.
В страховом сообществе сходятся во мнении, что в 2024 г. существенных изменений тарифов по ОСАГО не предвидится и стоимость полиса ОСАГО существенно не изменится. Конечно, на нее будут влиять такие объективные факторы как уровень инфляции или стоимость запасных частей.
В 2024 году действуют базовые ставки обязательного страхования, утвержденные Центробанком в 2022 году.
Их изменение в ближайшие полгода не планируется.
Вероятность внесения очередных существенных корректировок в самое ближайшее время не велика.