Пенсионный фонд России или ПФР – это государственная организация, которая предназначена для функционирования системы пенсионного обеспечения россиян. Она основана в конце 1990 года и имела самостоятельный статус до 2022 года включительно. С начала 2023 года ПФР вместе с ФСС вошел в состав СФР.
Фактическое прекращение существования не мешает по-прежнему часто использовать название фонда в повседневной речи. Причина в том, что многие граждане России воспринимают вновь созданный СФР как замену ПФР. Такая трактовка кажется вполне логичной, так как функционал обоих фондов в значительной степени пересекается.
Актуальность объективной информации о ПФР и действующей в стране системе пенсионного обеспечения объясняется предельно просто: подавляющее большинство россиян уже являются или станут ее участниками.
Поэтому имеет смысл рассмотреть принципы работы фонда более детально и с учетом сложившейся на сегодня ситуации.
ПФР – внебюджетный государственный фонд, действовавший до конца 2022 года и вошедший в состав СФР с начала следующего. Статус внебюджетного показывает, что формирование капитала учреждения происходит не за счет налогов в бюджеты разного уровня, а преимущественно посредством уплаты страховых взносов работодателями и гражданами. Ключевой задачей ПФР (ранее) и СФР (сейчас) выступает выплата пенсий и различных социальных пособий, например, по временной нетрудоспособности (больничных), материнского (семейного) капитала, выплат на детей и т.д.
Учет россиян как участников системы обязательного пенсионного и социального обеспечения ведется с помощью СНИЛС, что расшифровывается как страховой номер лицевого счета.
Он используется для идентификации граждан, ведения федеральной базы данных, а также проверки пенсионных накоплений и трудового стажа.
ПФР является государственной организацией, которая контролирует функционирование системы пенсионного обеспечения. Последняя предусматривает формирование пенсии из трех составляющих: страховой, фиксированной и накопительной. Первые две размещаются исключительно в ПФР (ныне СФР) и представляют собой ежемесячную выплату на уровне не ниже базовой ставки с ежегодной индексацией, которая проводится в соответствии с фактической инфляцией.
Третья составляющая – накопительная часть пенсии, также формируется посредством внесения страховых взносов. Важным отличием становится направление пенсионных накоплений на инвестирование с возможностью получения дохода. Причем гражданам предоставляется выбор места размещения средств – между ПФР и почти четырьмя десятками НПФ или негосударственных пенсионных фондов. Последние также предлагают услуги добровольного пенсионного страхования (ДПС) или негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).
Деятельность НФП жестко регламентируется регулятором рынка – Центробанком страны, который выдает лицензии и ведет реестр лицензированных фондов. Найти его можно на официальном сайте ЦБ РФ. Между ПФР и НПФ существует несколько серьезных отличий, ключевые из которых представлены ниже в таблице.
Параметр для сравнения | ПФР | НПФ |
Юридический статус | Государственное учреждение | Частная организация |
Чем занимается? | Обязательное пенсионное страхование и обеспечение граждан | Инвестирование пенсионных накоплений и добровольное пенсионное страхование |
Кто контролирует? | Органы государственной власти | Центробанк России |
Политика инвестирования | Консервативная | Разрешено вкладывать до 10% накоплений в высокорисковые активы |
Доходность | На уровне или сопоставимо с инфляцией | Более высокая, находится в диапазоне от 4-5 до 12-15% |
Защита страховых взносов | Обязательная через систему АСВ | Страхование пенсионных накоплений без защиты инвестиционного дохода |
Вид пенсионных выплат | Страховая и фиксированная пенсия, накопительная с инвестиционным доходом – если получатель не перевел средства в НПФ | Накопительная часть обязательной и добровольная пенсия плюс инвестиционный доход |
Управление активами | ВЭБ.РФ | Управляющая компания, которая назначена НПФ |
Комиссия | В пределах 1,1% от общей суммы пенсионных накоплений | В диапазоне от 1,6 до 2,1% от суммы пенсионных накоплений (определяется договором) |
Перевод пенсионных накоплений | Без дополнительных расходов – из НПФ в ПФР, из ПФР в НПФ, между НПФ – не чаще 1 раза в 5 лет |
Важно отметить, что перевод пенсионных накоплений в НПФ не означает, что ПФР теряет контроль над их учетом.
Все средства, за исключением инвестиционного дохода, по-прежнему отражаются на лицевом счете гражданина и легко проверяются по базе данных с помощью СНИЛС.
Решение об объединении ПФР и ФСС посредством создания СФР принято в середине 2022 года. Общая структура стала называться Социальным фондом России или Фондом пенсионного и социального страхования РФ. Функционал государственного учреждения вобрал в себя задачи обоих ранее существовавших внебюджетных фондов. СФР действует с начала 2023 года. Объединение ПФР и ФСС упростило доступ к услугам пенсионного и социального страхования россиян, а также получению различных выплат. Дополнительным плюсом создания общей структуры станет сокращение персонала и, как следствие, расходов на его содержание, а также снижение бюрократической нагрузки на страхователей.
Важно отметить, что в России существует и работает еще один внебюджетный фонд – ФМС, который отвечает за функционирование системы обязательного и добровольного медицинского страхования.
Планы по его объединению с СФР не декларированы.
Что вполне логично, если учесть принципиально разные направления деятельности государственных фондов.
Базовый принцип деятельности государственного Пенсионного фонда в составе СФР достаточно прост. Сотрудники ПФР осуществляют всесторонний контроль над функционированием системы пенсионного обеспечения страны. Решение задачи достигается за счет работы по нескольким направлениям:
Главная задача Пенсионного фонда России (в составе СФР) озвучена выше и заключается в эффективном функционировании системы пенсионного обеспечения граждан страны. Дополнительной целью деятельности ПФР выступает реализация мер социальной поддержки населения в рамках действующей нормативно-правовой базы.
Создание единого СФР расширило задачи сотрудников фонда, что позволило сделать его работу более комплексной и целенаправленной.
Организационная структура СФР практически ничем не отличается от существовавшей до этого в ПФР. Она включает три основных уровня:
Отдельного упоминания заслуживает МИЦ или Межрегиональный информационный центр СФР.
Он создан в конце 2015 года как МИЦ ПФР и практически полностью переведен в объединенный фонд.
Деятельность ПФР (сегодня – СФР) нередко подвергается серьезной критике. Значительная ее часть связана с объективными проблемами в системе пенсионного и социального страхования, существующими в большинстве развитых стран. Они объясняются изменение пропорции работающих граждан и пенсионеров, результатом чего становится нехватка собственных средств для выплаты пенсий. Что становится логичным следствием снижения числа плательщиков страховых взносов и увеличения количества получателей пенсионных выплат. Сложившаяся ситуация привела как к необходимости крупных и регулярных «вливаний» из бюджета, так и к повышению возрастав выхода на пенсию, ставшего причиной достаточно серьезных политических проблем.
Часть критики ПФР была вызвана повышенными расходами на содержание. Причем речь идет не только и не столько зарплатах, а также росте численности персонала. Особенно много вопросов было вызвано строительством сразу в нескольких крупных городах страны «шикарных» отделений фонда с явно завышенными сметами.
Причем на фоне описанной выше ситуации с недостаточностью средств на выплату пенсий.
Бюджет СФР формируется за счет поступлений средств из разных источников:
Направления расходования бюджета СФР (ПФР) жестко регламентированы законодательством и включают следующие виды затрат:
Большая часть бюджета СФР (как и ПФР ранее) формируется посредством уплаты страховых взносов. Их плательщиками выступают работодатели в статусе юрлиц и ИП (за наемных сотрудников), а также лица, которые ведут частную практику или предпринимательскую деятельность – ИП, нотариусы, адвокату, арбитражные управляющие (за самих себя).
После объединения ПФР и ФСС в отношении работодателей действует единая ставка в размере 30% от фонда оплаты труда сотрудников. Причем без разделения по видам страховки – пенсионной и социальной. Помимо базовой ставки существует еще несколько нюансов, учитываемых при расчете суммы взноса. Например, льготы для малого и среднего бизнеса, позволяющие платить 30% от МРОТ и 15% от его превышения. Или предельная сумма ФОТ в размере 1 907 тыс. руб., с которой платится 30%.
При ее превышении устанавливается ставка 15,1%.
Контроль над начислением и уплатой страховых взносов в СФР осуществляется посредством обязательной отчетности, предоставляемой страхователями. В подавляющем большинстве случаев она подается сегодня в электронном формате с помощью функционала личного кабинета на сайте фонда. Перечень отчетов зависит от статуса плательщика принимаемых им кадровых решений. Например, приеме на работу или увольнении сотрудника.
Самый простой способ записаться на прием в территориальное подразделение СФР предусматривает использование личного кабинета. Помимо ЛК страхователя (упомянутого выше), существует еще одна версия этого дистанционного сервиса, адресованная физическим лицам (включая самозанятых). Оба варианта личного кабинета позволяют выбрать центр обслуживания и записаться на прием к специалисту фонда.
Но в подавляющем большинстве случаев необходимую информацию или документ можно получить дистанционно. Например, с помощью того же личного кабинета СФР гражданина или страхователя.
В настоящее время большая часть взаимодействий между страхователями/получателями пенсии и сотрудниками СФР происходит дистанционно. Исчерпывающий перечень доступных контактов можно найти на официальном сайте фонда в специальном разделе, который называется Центр консультирования и находится на https://sfr.gov.ru/contacts/counseling_center/.
Первый и самый популярный способ для связи – звонок на горячую линию. С февраля 2023 года ее номер – 8 800 100-00-01, который является общефедеральным и бесплатным, как для стационарных телефонов, так и для мобильных устройств.
Другие доступные россиянам контакты СФР (ПФР) выглядит следующим образом:
Это государственный внебюджетный фонд, существовавший до конца 2022 года.
С января 2023 года ПФР объединен с ФСС, в результате чего создан СФР.
ПФР (как и СФР сегодня) представляет собой государственное учреждение, которое находится под контролем органов власти, а его деятельность регламентируется федеральным законодательством.
Основная задача СФР – обеспечение эффективного функционирования системы пенсионного и социального страхования России.
СФР контролирует сбор взносов на пенсионное и социальное обеспечение, ведет учет получателей пенсий и пособий, а также занимается их выплатой.