Личный кабинет ПФР – это удобный дистанционный сервис. Он предоставляет гражданам и организациям России доступ к системе пенсионного обеспечения и консультационную поддержку в вопросах начисления или выплаты пенсии. До недавнего времени он функционировал в рамках Пенсионного фонда. С начала 2023 года последний вошел в состав СФР. Поэтому в настоящее время ЛК работает как сервис Социального фонда России. При этом его функционал в целом остался неизменным.
Рассмотрим подробнее, как происходит регистрация и авторизация в системе, какой набор функциональных возможностей доступен пользователям и другие сопутствующие вопросы.
Причем применительно к личному кабинету будут применяться наименования обоих фондов – и СФР (что юридически более правильно), и ПФР (что намного привычнее и позволяет избежать никому не нужной путаницы).
После объединения ПФР и ФСС в единый СФР, официально оформленного в начале 2023 года, адрес личного кабинета Пенсионного фонда «переехал» на https://es.pfrf.ru/. Важно отметить, что он делится на два типа ЛК. Первый адресован гражданам-получателям пенсии и других социальных выплат, второй предназначен для страхователей, совершающих взносы в СФР.
Важным нововведением выступает расширение функциональных возможностей новых дистанционных сервисов Социального фонда России, по сравнению с существовавшими ранее для пользователей ПФР. Дело в том, что новая версия СФР объединяет все виды пенсионных страховок, а также других социальных выплат, которые до текущего года были разделены между двумя фондами. В результате получить интересующую гражданина или страхователя информацию стало намного проще и удобнее, так как не нужно пользоваться разными личными кабинетами. То есть отдельно для ПФР и для ФСС.
Версия ЛК для физлиц актуальна для участников системы обязательного и добровольного пенсионного страхования.
Личный кабинет страхователя требуется работодателям, которые платят взносы за своих сотрудников и за себя. Причем речь идет не только о юридических лицах, но и ИП, нотариусах, адвокатах и других специалистов, которые занимаются частной практикой.
Не менее важным нововведением личного кабинета ПФР стало изменение правил авторизации в системе. Сегодня для входа в ЛК требуется персональная учетная запись пользователя на портале Госуслуги. Она предусматривает создание аккаунта в ЕСИА, что расшифровывается как Единая система идентификации и аутентификации. Такая возможность стала доступна в результате полной интеграции системы СФР (включая ФСС и ПФР) с общефедеральной базой данных портала Госуслуги.
Чтобы войти в личный кабинет ПФР (СФР), необходимо:
Второй вариант входа в ЛК ПФР предусматривает использование официального сайта СФР. В этом случае выполняются следующие действия:
Необходимо отметить, что действовавшие ранее варианты входа в ЛК ПФР – через номер контактного телефона или СНИЛС, сегодня потеряли актуальность.
Единственный вариант авторизации, доступный как страхователям, так и гражданам России, предусматривает наличие персонального аккаунта на портале Госуслуги. В то же время нужно помнить, что авторизация в ЕСИА производится несколькими способами – через контактный телефон, с помощью email или посредством СНИЛС. Во всех перечисленных случаях также необходимо ввести личный пароль. Не стоит забывать об еще двух альтернативных вариантах – через QR-код и электронную подпись. Функционал портала открывает перед пользователем широкий спектр доступных возможностей.
Отдельного упоминания заслуживает возможность получать государственные услуги от Социального фонда России не только в личном кабинете на сайте СФР, но и непосредственно на портале Госуслуги. Причем их перечень практически не отличается от описанного далее, хотя интерфейс дистанционных сервисов разнится достаточно заметно.
Процедура регистрации в ЛК ПФР (СФР) как для физических лиц (включая самозанятых), так и для страхователей напоминает описанную выше для входа в систему. Дело в том, что начальные действия не отличаются от совершаемых при авторизации. Сначала открывается сайт, затем выбирается тип личного кабинета, после чего предпринимается одна из двух возможных операций:
Последняя предусматривает выбор подходящего способа авторизации в системе (описаны выше).
Наиболее часто используется комбинация телефона и пароля. Хотя возможны и несколько альтернативных вариантов. Важным дополнением регистрационной процедуры выступает обязательное указание СНИЛС, с использованием которого будет осуществляться дальнейшее взаимодействие участника системы пенсионного страхования и сервисов СФР.
Регистрация ЛК для страхователя проводится по схожей схеме, но требует указание большего набора исходных данных. Особых проблем это не вызывает, так как процедура давно отработана и осуществляется на основании элементарного выполнения подсказок и рекомендаций системы. В общем случае от работодателя потребуется указать:
Набор прилагаемых документов определяется статусом хозяйствующего субъекта. Дистанционное обслуживание на портале Госуслуги и в личном кабинете страхователя СФР требует наличия электронной цифровой подписи.
Доступ к полноценному функционалу портала Госуслуги и, как следствие, ЛК ПФР предоставляется после подтверждения учетной записи. Узнать ее статус (упрощенная или стандартная) проще всего непосредственно в личном кабинете пользователя.
Процедура подтверждения осуществляется в центрах обслуживания, найти которые можно с помощью специального сервиса. Она предусматривает предъявление паспорта и СНИЛС сотруднику учреждения. Данные вбиваются в систему, после чего на номер контактного телефона отправляется код подтверждения. Его указание в процессе следующей авторизации запускает проверку пользователя, которая длится от четверти часа до 5 суток.
Успешное прохождение означает подтверждение учетной записи и предоставление доступа к функционалу портала Госуслуги в полном объеме.
Набор функциональных возможностей личного кабинета физлиц и страхователей достаточно серьезно различается. Поэтому целесообразно рассмотреть каждую из версий ЛК СФР по отдельности.
Как было отмечено выше, актуальная на сегодня версия ЛК СФР объединяет множество возможностей, доступных ранее в разных системах ПФР и ФСС. Причем некоторые из них предоставлялись исключительно офлайн, а сегодня оказываются в дистанционном формате. Функционал ЛК граждан делится на несколько категорий по видам услуг:
В качестве дополнительных опций пользователь получает возможность:
Функционал личного кабинета страхователя ПФР делится на две большие категории предоставляемых услуг. Первая касается отчетности, которая подается в СФР. В ее состав входит широкий спектр отчетов, необходимость предоставления которых определяется статусом и характером деятельности страхователя.
Услуги предоставляются дистанционно, предусматривают оформление отчетности в электронном формате с обязательным подписанием ЭЦП юрлица, ИП или специалиста, ведущего частную практику.
Вторая категория предоставляемых услуг связана с ведением персонифицированного учета (ПУ). В ее состав входят следующие функциональные возможности:
Как и в случае с физическими лицами, ЛК страхователя предоставляет пользователям дополнительные возможности.
Включая запись на прием к работнику СФР, расчет величины пенсии и т.д.
Объединение ПФР и ФСС под эгидой СФР привело к тому, что было разработано и выпущено новое приложение для мобильных устройств. Оно получило название Социальный навигатор. Ссылка для открытия тематической страницы программы размещается в нижней части сайта СФР в разделе «Проекты».
Важно отметить, что приложение «Социальный навигатор» разработано сравнительно недавно.
Поэтому его использование нередко сопровождается определенными проблемами. Например, в настоящее время поддержка программы на некоторое время приостановлена, о чем на сайте СФР размещено соответствующее сообщение.
Что вовсе не означает невозможность использования «Социального навигатора» для получения информации о результатах деятельности СФР применительно к конкретному пользователю. Хотя по состоянию на середину августа 2023 года большая часть функционала приложения касается больничных, различных социальных пособий и оформления листка временной нетрудоспособности.
Специалисты СФР декларируют расширение функциональных возможностей «Социального навигатора» в самое ближайшее время.
В том числе – в части информирования граждан о пенсионных накоплениях и другой подобной информации, непосредственно связанной с участием физлица и страхователя в системе ОПС (обязательного пенсионного страхования).
Авторизация в ЛК СФР происходит с помощью персонального аккаунта физлица или работодателя на портале Госуслуги. Поэтому для восстановления доступа к личному кабинету требуется воспользоваться функционалом ЕСИА. Для этого необходимо:
Телефон горячей линии СФР (бывшего ПФР) поменялся 23 февраля текущего года. Теперь любой желающий может набрать федеральный номер 8 800 100-00-01 и получить круглосуточную консультационную поддержку грамотных специалистов фонда.
Звонок осуществляется бесплатно из любой точки России как со стационарных, так и с мобильных телефонов.
Другие контактные данные СФР (включая ПФР и ФСС) размещаются на официальном сайте ведомства. Чтобы их узнать, достаточно зайти на https://sfr.gov.ru/contacts/counseling_center/. Страница содержит ссылку для открытия списка телефонов всех региональных подразделений Социального фонда России, а также адреса его клиентских служб.
Оперативное решение проблем с пенсионным обеспечением или других вопросов, касающихся физических лиц или страхователей, достигается прямым обращением в СФР. Оно осуществляется несколькими способами, к числу которых относятся:
Функционал ЛК физического лица и страхователя СФР предоставляет доступ к так называемому пенсионному калькулятору. Ссылка на полезный сервис размещается в подвале главной страницы.
Его использование предусматривает необходимость предварительно пройти процедуру авторизации в системе.
Функционал калькулятора отражает актуальные правила расчета размера пенсии, что требует частого внесения корректировок.
По состоянию на сегодняшний день для проведения вычислений требуются указать следующие исходные данные участника системы пенсионного страхования:
В настоящее время большая часть перечисленной информации уже отражается в базах данных СФР в автоматическом режиме. Поэтому дополнительно вводить ее обычно не требуется. Достаточно просто активировать сервис нажатием на его названии, после чего на экран выводится ориентировочная сумма пенсионных выплат. Точный размер зависит от даты выхода на пенсию и других подобных нюансов.
Функционал личного кабинета предоставляет возможность запрашивать и формировать самые разные документы и отчеты. Их перечень зависит от статуса пользователя. Если таковым является физическое лицо, доступны для оформления/подачи/получения следующие виды документации:
Функционал личного кабинета страхователя СФР предоставляет возможность формировать/запрашивать следующие документы, отчеты и сведения:
Оба приведенных выше перечня не являются исчерпывающими.
Важным дополнением становится сравнительно недавнее появление личного кабинета СФР. Что означает постоянное совершенствование сервиса, в том числе – за счет расширения доступного пользователям функционала.
Немалое число россиян регулярно находятся за границей. Для этой категории участников системы обязательного пенсионного обеспечения разработан специальный раздел личного кабинета СФР. С его помощью пользователь получает возможность как получить информацию о назначении пенсии, величине выплат и другие подобные сведения. Также в ЛК физического лица можно заказать выписку о величине пенсии, предназначенной для проживающего за границей человека, и справку об уже совершенных выплатах в его адрес.
Регистрация личного кабинета СФР предоставляет несколько серьезных преимуществ. Что справедливо как в отношении физических лиц, так и страхователей. Первые получают следующие набор плюсов:
Применительно к страхователям использование личного кабинета СФР предоставляет такие преимущества:
Основным и главным недостатком ЛК СФР (ПФР) выступает слабое знание многочисленных возможностей сервиса его пользователями.
Что особенно актуально для граждан, которые попросту не успели изучить сравнительно новую программу. Дополнительным минусом становится отсутствие полноценного и эффективно работающего приложения для мобильных устройств, которое должно появиться в ближайшее время.
Нет, в настоящее время он заменен на близкий, но более обширный по функционалу ЛК СФР. Замена стала следствием объединения ПФР и ФСС, ранее работавших автономно друг от друга, в единый Социальный фонд России.
В настоящее время функцию приложения ПФР для граждан выполняет Социальный навигатор, который является проектом СФР. Программа находится на стадии доработки, так как пока предоставляет не полный набор функциональных возможностей. С ее помощью можно контролировать оформление и выплату больничных, но еще нельзя – начисление и получение информации о пенсии.
Пенсионными баллами называют персональные коэффициенты, величина которых зависит от трудового стажа. Они используются для расчета размера пенсии, причем по достаточно непростой формуле. Поэтому самостоятельно производить вычисления не стоит. Намного проще воспользоваться пенсионным калькулятором, который производит расчет в автоматическом режиме на основе предоставленных пользователем данных. Причем на вычисления уходят считанные секунды, после чего результат выводится на экран ПК.
Самый простой способ получить интересующую пользователя информацию предусматривает задействование опции заказа выписки о назначенной пенсии и других социальных выплатах. В документе содержатся исчерпывающие сведения о величине пенсионных накоплений. Еще один способ узнать размер пенсии указан в ответе на предыдущий вопрос и предусматривает использование пенсионного калькулятора. В обоих случаях требуется авторизация в ЛК СФР физического лица.
Да, такая возможность допускается действующим законодательством. Пенсионер имеет право одновременно получать зарплату и пенсию. Единственным ограничением в этом случае становится отсутствие ежегодной индексации размера пенсионных выплат до времени прекращения работы.
Регистрация и вход в ЛК СФР осуществляются с помощью аккаунта физического или юридического лица на портале Госуслуги.