Даже самый эффектный сайт и красивая реклама не означают, что потенциальный клиент сделает заказ и совершит покупку. Чтобы увеличить объем продаж, нужна грамотная работа отдела маркетинга, в том числе – в части задействования такого эффективного инструмента как воронка продаж.
Рассмотрим более внимательно, что это такое, каков ее принцип действия и в чем состоят основные правила практического использования.
Говоря максимально простым языком, воронка продаж представляет собой путь, который клиент проходит от получения коммерческого предложения до совершения покупки. Изучение процесса превращения покупателя из потенциального в реального клиента помогает понять, насколько эффективным является рекламный канал и работа отдельных служб предприятия. Самым желанным для любого бизнеса итогом практического применения воронки продаж становится увеличение конверсии рекламы в конкретные покупки и, как следствие, рост объемов продаж.
Если давать более научное определение, воронка продаж выступает моделью продвижения товара или услуги на рынке, которая базируется на широко распространенной концепции поведения потребителей AIDA. Англоязычная аббревиатура сформирована из первых букв четырех этапов, которые проходит покупатель: от Внимания (Attention) через Интерес (Interest) к Потребности (Desire) и завершающему Действию (Action).
Характерной особенностью концепции AIDA становится постепенное сокращение количества людей, присутствующих на каждой из стадий. Поэтому при графическом выражении численности клиентов первая часть станет самой широкой, вторая – несколько уже, третья – еще сильнее, а последняя – четвертая – оказывается самой узкой. Именно такое визуальное представление процесса превращения покупателя из потенциального в реального и дало наименование рассматриваемому инструменту – воронка продаж.
Чтобы понять, что означает воронка продаж для менеджера по продажам, его начальника или руководителя компании в целом, требуется подробнее рассмотреть ее структуру.
Ниже приводится краткое описание каждого из этапов.
Точка входа клиента в орбиту интересов продавца. Обычно ее является какая-либо реклама – контекстная, печатная, телевизионная и т.д. Для оценки итоговой эффективности конкретного канала продвижения крайне важно отдельно учитывать каждый из них.
Целью рекламы выступает получение реакции потенциального покупателя. Чтобы она наступила, требуется заинтересовать клиента и побудить к какому-либо поступку, например, переходу по ссылке, звонку в компанию или отправлению заявки/запроса.
На этом этапе покупатель получает информацию, которая подтверждает, что товар или услуга ему необходимы, так как четко соответствуют персональным запросам. Для этого задействуются различные способы: от детального описания преимуществ продукта на сайте до мотивационного разговора оператора колл-центра. Самым эффективным вариантом действий обычно считается акцент на конкретной выгоде клиента, например, бесплатной доставке или серьезной скидке.
Стадия совершения покупки одним из доступных клиенту способов – онлайн, офлайн или по телефону. В завершающем этапе принимает участие меньше всего людей, но именно они приносят продавцу реальную прибыль.
Поэтому главной задачей бизнеса становится увеличение их количества с помощью минимизации потерь на каждой из предыдущих стадий.
Первым и главным показателем, который оценивает эффективность работы компании на основании воронки продаж, становится конверсия. Она представляет собой отношение числа покупок к количеству увидевших рекламу или посетивших сайт.
Обычно конверсия рассчитывается для всех стадий воронки продаж. Чтобы понять, что означает каждый из показателей, целесообразно привести пример со следующими исходными данными:
Итоговая конверсия составила 1%. Чтобы повысить данную цифру, необходимо отметить «потери» в количестве потенциальных покупателей на каждом из этапов:
Внимательное изучение слабых мест на каждом из этапов воронки с последующим устранением или исправлением недостатков – самый эффективный способ поднять конверсию с 1% (как в примере) до желательной продавцу цифры.
Важно понимать, что добавление еще 1% из числа просмотревших рекламу к количеству фактических покупателей увеличивает объем продаж и, как следствие, прибыль ровно вдвое.
Существует немало методик построения воронки продаж. Выбор оптимальной зависит от специфики продукта, доступных каналов продвижения, выделенного бюджета и других подобных факторов. В качестве одного из стандартных способов решения задачи используется следующий, который включает в себя 7 этапов:
Сегодня существует большое количество разнообразных CMR, предоставляющих возможность автоматизировать процессы сбора и анализа данных об общении с потенциальными покупателями. Аббревиатура расшифровывается как Customer Relationship Management, что обозначает «систему управления взаимодействием с клиентами». Примером такого онлайн-сервиса выступает популярный среди клиентов самого крупного банка страны SberCRM, ориентированный на малый бизнес.
Под воронкой продаж понимается поэтапный переход от потенциального клиента к реальному покупателю.
Построение воронки позволяет оценить эффективность продвижения продукта на рынке и проанализировать работу различных служб компании, прежде всего – отдела продаж и маркетинга.
Воронка продаж как маркетинговый инструмент базируется на широко распространенной модели поведения потребителей AIDA. В ее состав входят четыре стадии пути к совершению покупки: внимание, интерес, потребность и действие.
Для этого используются специальные сервисы – CRM. Сегодня можно найти множество их разновидностей, многие из которых доступны бесплатно и в режиме онлайн.