Аналитика – это ключевой навык в маркетинге и управлении продуктом. Специалисты востребованы на рынке и хорошо зарабатывают. Работа интересная, востребованная, позволяющая расти профессионально.
Что еще почитать и посмотреть по теме
Мы расскажем, что это – веб-аналитика. Каких видов она бывает, как она помогает бизнесу и где научиться этой профессии.
Что такое веб-аналитика
Веб-аналитика является инструментом бизнеса для принятия обоснованных и эффективных решений, выявления тенденций и закономерностей. Она разрабатывает пути роста прибыли, производительности и другие важные метрики. Веб-аналитики собирают данные из различных источников, анализирует их с помощью BI-инструментов и представляет выводы в виде понятных таблиц и дашбордов.
Задачи веб-аналитики
Аналитика решает большой объем задач, в зависимости от поставленных целей.
Какие основные задачи:
- Определение целевой аудитории.
- Разграничение аудитории по сегментам.
- Построение интерактивных дашбордов.
- Изучение и внедрение новых программ.
- Выбор эффективных стратегий.
- Повышение конверсии.
- Создание рекламных предложений, имеющих отклик у потребителей.
- Оптимизация бюджета для рекламы.
Виды аналитики
Веб-аналитика бывает двух видов:
- Сквозная. Заключается в анализе поведения пользователей, определением особенности целевой аудитории. Применив сквозную аналитику, вы будете лучше понимать интересы пользователей и обеспечите прирост новых клиентов.
- Комплексная. Это сбор и анализ статистических данных. Главными инструментами являются специальные счетчики и лог-анализаторы. Они сканируют страницу сайта и показывают, какие именно блоки обеспечивают приток новых пользователей.
Для всестороннего анализа применяется одновременно оба вида.
Как помогает бизнесу
Аналитики занимаются оптимизацией и автоматизацией процесса распространения информации о продукте. Они экономят время и средства на рекламу. Особенно это важно в период высокой конкуренции, когда не просто отстаивать свои позиции крупным компаниям, а молодому бизнесу иногда очень сложно завоевать свою нишу.
Показатели
Для выстраивания стратегии продвижения и выбора виды рекламы используются специальные индикаторы:
- время, в течение которого пользователь находится на сайте;
- сколько просмотрено страниц;
- количество и источник переходов;
- целевая аудитория – возраст, интересы, пол, географическая принадлежность, социальный статус и т. д.;
- какие действия совершает пользователь – отклики, покупка товаров и др.
Методы веб-анализа
Методы веб-анализа позволят определиться с целевой аудиторией сайта, узнать поведенческие факторы и на основе полученной информации грамотно выстроить стратегию развития бизнеса.
Какие методы веб-анализа применяются (индивидуально и в совокупности):
- Анализ финансовых операций, производится анализ всех поступлений и расходов денежных средств, выручки, покупок, продаж, прибыли.
- Статистика используемых каналов и площадок.
- Анализ посещаемости веб-ресурса.
- Особенности поведения посетителей на сайте.
- Анализ юзабилити.
- Поиск ошибок при переходах, определение дублей страниц.
- Анализ конверсии, т. е. насколько часто пользователи откликаются на объявления.
- Взаимодействие пользователей с элементами ресурса.
- Сравнение данных сайта с конкурентами и т. д.
Инструменты работы
Применяются следующие аналитические инструменты:
- Лог-анализаторы. Для компаний, у который есть самостоятельный сервер для аналитики. Это автоматизированные сборщики, которые собирают данные о посетителях.
- Счетчики. Для тех, у кого нет серверов.
Самыми популярными счетчиками являются:
Google Analytics
Особенности:
- Отслеживание действий посетителей онлайн.
- Анализ целевых звонков.
- Смс-рассылки.
- Бесплатный.
Яндекс.Метрика
Особенности:
- Широкий функционал.
- Сегментирование данных по пользователям и товарам.
- Карта кликов и вебвизор Яндекса.
- Возможность просмотра предыдущих и последнего источника визита на сайт.
- Бесплатный.
Это не просто счетчики, в них есть функция анализа. Применять лучше одновременно и Яндекс Метрику и Google Analytics.
Какие еще есть сервисы веб-аналитики:
- LiveInternet. Показывает динамику роста и падения сайта в общем рейтинге, позиции в СЭО-маркетинге по Яндекс. Метрике и Google Analytics.
- Adobe Analytics Clicky. Пакет решений корпоративного уровня для сбора статистики сайтов и работы с ней. Платная система аналитики.
- Cliky. Онлайн-мониторинг ресурса, статистика, анализ важных компонентов, отслеживание действий клиента в реальном времени.
- PIWIK. Бесплатная альтернатива Google Analytics, обладает открытым программным кодом. Предполагает использование PHP и MySQL.
- Mixpanel. Система аналитики и анализа поведения пользователей, обладающая широкими возможностями. Здесь нет трекинга установок, зато есть внешний API. Есть платный и бесплатный тариф.
- SimilarWeb. Платформа для сравнительного, конкурентного анализа веб-сайтов и приложений. С бесплатным расширением для браузера Similarweb TrafficMeter™ вам будут доступны объективные данные о трафике и другие инсайты.
- br analytics ru. Система мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ. Обеспечивают полный контроль информационного поля, автоматическое определение тональности упоминаний, быструю аналитику.
Кроме основных, есть и дополнительные инструменты:
- для визуализации данных;
- для анализа конкурентных сайтов;
- для отслеживания упоминаний фирмы в социальных сетях, на других платформах.
Как дополнение веб-аналитики должны знать языки программирования, чтобы понимать, как функционирует сайт.
Алгоритмы
Полная аналитика веб ресурса производится по следующему алгоритму:
- Определение целей и задач сайта.
- Изучение аудитории. Собираются статистические показатели о количестве заходов, глубине просмотров, о проведенном на сайте времени, переходы из рекламных компаний и т. д.
- Финансовый анализ. Анализ прибыли и выявление путей ее увеличения через анализ целевых действий – звонков, продаж, среднего чека, финансовых поступлений и расходов.
- Определение ценности клиента в зависимости от прибыли, полученной от взаимодействия, анализ поведенческих механизмов и факторов принятия решения о покупке.
- Выработка решения, каким образом можно увеличить прибыль, что нужно поменять.
После внесения изменений анализируется их эффективность:
- Какое изменение дало максимальный результат.
- Какие решения оказались не верными.
- Какие шаги следует предпринимать в дальнейшем.
Обучение веб-аналитике
Обучение может платным и бесплатным. Бесплатные курсы помогут вам понять, подходит ли вам специализация, будет ли интересно развиваться в этой сфере.
Платные курсы помогут получить необходимый объем знаний для начала карьеры, помогут с трудоустройством.
Платные курсы
Skillbox. Курс «Bi-аналитик».
Вы научитесь собирать, анализировать и структурировать данные, чтобы строить интерактивные дашборды и помогать бизнесу принимать более эффективные решения. Срок обучения 10 месяцев при занятиях 3–5 часов в неделю.
Плюсы курса:
- есть бесплатные модули;
- индивидуальная поддержка HR-специалиста;
- помощь в трудоустройстве.
Минус:
Стоимость курса 3934 рублей в месяц, при рассрочке на 24 месяца, всего 94416 руб.
Нетология. Курс «Веб-аналитика».
Вы научитесь настраивать системы аналитики, сбору и визуализации данных, проектированию сквозной аналитике. Сможете оценивать эффективность маркетинга на основе полученных данных и выявлять точки роста для бизнеса.
Плюсы курса:
- есть бонусный курс;
- выдают удостоверение о повышении квалификации;
- помощь в трудоустройстве.
Минус:
Стоимость курса 74500 руб. без скидки, со скидкой 44700 рублей, есть рассрочка на 18 месяцев, по 2483 руб. в месяц.
ConvertMonster. Курс «WEB-аналитик 2022».
Антикризисная программа подготовки веб-аналитиков с углубленным изучением Google Analytics, Яндекс.Метрика, ROIStat, Power BI, OWOX.
Плюсы:
- Проверка домашних заданий.
- Поддержка куратора.
- Удобный формат обучения.
Минус:
- Не предоставляется диплом об окончании.
Стоимость курса 50–100 тыс. руб. в зависимости от тарифа. Рассрочка от 4167 до 8334 рублей в месяц.
Бесплатные курсы
SendPulse. Курс «Основы веб-аналитики».
Курс обучает работе с с Google Analytics и Google Tag Manager. Вы научитесь настраивать события и цели, а также работать с фильтрами и сегментами аналитики.
Плюсы:
- По окончании дают сертификат Академии SendPulse.
- Автор курса практикующий эксперт и предприниматель.
Минус:
- На курсе дают только основы.
Хабр. Подборка аналитики с нуля.
Большая подборка материалов для самостоятельного изучения.
Плюс:
- Темы разделены по подгруппам, позволяющим быстро найти нужную информацию.
- Собраны все основные инструменты веб-аналитики.
Минус:
- Самостоятельно учиться сложно, нужно иметь базовые знания, целеустремленность и хорошую усидчивость.
МаEd. Курс «Основы WEB-аналитики».
Мини-курс поможет разобраться в базовых понятиях аналитики. Вы ознакомитесь с терминологией, всеми необходимыми инструментами и сможете общаться с профессиональными аналитиками на одном языке.
Плюсы:
Что еще почитать и посмотреть по теме
Стать веб-аналитиком можно и самостоятельно, почитав книги, или разобрав специальные подборки в интернет.
Чтобы получить знания из первоисточника, почитайте справки Google и Яндекс, в которых есть инструкции, как работать с этими инструментами.
Какие можно почитать книги:
- Яков Осипенков. Google Analytics 4: Веб-потоки. Прочитав книгу, вы узнаете, стоит ли сейчас переходить на Google Analytics 4, в чем отличие Google Analytics от Universal Analytics, как настроить отслеживания событий, конверсий, электронной торговли, User ID.
- Авинаш Кошик. Веб-аналитика 2.0 на практике. Тонкости и лучшие методики. Книга о методах, подходах и тонкостях измерения, сбора, анализа и интерпретации данных, полученных благодаря счетчикам веб-аналитики.
- Марко Хасслер. Веб-аналитика. Книга для начинающих специалистов. Здесь понятным языком рассказывается, что такое веб-аналитика, какие ее принципы и инструменты.
FAQ
Кому нужно обучится на курсах веб-аналитика?
Основы веб аналитики должны знать все руководители и владельцы бизнеса, у кого есть сайты, новички в профессии, начинающие интернет-маркетологи. Знание аналитики поможет в работе project-менеджерам, аналитикам: продуктовым, системным, игровым, бизнес-аналитикам и т.д.
Какая зарплата у веб-аналитиков и их востребованность на рынке труда?
Зарплата зависит от направления деятельности компании, ее масштабов и профессионального уровня специалиста. В среднем градация грейдов следующая:
- Junior – до 50 тыс. руб.
- Middle – до 130 тыс. руб.
- Senior – 150+ тыс. руб.
ИТ аналитики востребованы на рынке труда.
Стационарные вакансии предлагают в основном компании в Москве и Санкт-Петербурге, но много вакансий удаленных.
Подведем итоги
- Веб-аналитика – собирает информацию о пользователях сайтов, анализирует ее с помощью программного обеспечения, занимается выявлением закономерностей в поведении посетителей и на основании полученной информации определяет направления развития компании.
- Знание аналитических инструментов web-аналитики помогает принимать эффективные решения на основе данных и увеличивать прибыль. Поэтому знать веб-аналитику нужно не только специалистам, но и владельцам и руководителям бизнеса, специалистам смежных специальностей.
- Обучиться можно самостоятельно или закончить специализированные курсы.