UX-тестирование– один из обязательных видов проверки программного обеспечения. Целью его проведения выступает изучение продукта с точки зрения пользователя, то есть удобства, доступности и комфортности практического использования ПО. Именно поэтому часто используется другое название – тестирование пользовательского опыта (еще две альтернативы: Usability- или юзабилити-тестирование). Рассмотрим более внимательно, что понимается под UX-тестированием, когда целесообразно его проводить, какие результаты можно получить на выходе и как правильно их интерпретировать.
UX-тестирование – что это
Зачем проводят, когда необходимо
Виды и методы UX-исследования
Онлайн-сервисы для анализа юзабилити
Рекомендации опытных тестировщиков
UX-тестирование – что это
UX-тестирование выступает важной частью UI/UX-тестирования. Для лучшего понимания первого термина имеет смысл начать с рассмотрения второго. Он представляет собой проверку на удобство, простоту и доступность использования программного обеспечения рядовым пользователем. Англоязычное название термина происходит от двух аббревиатур:
- UI – User Interface – пользовательский интерфейс;
- UX – User Experience – пользовательский опыт.
Присутствие в обоих случаях слова «пользовательский» наглядно демонстрирует основную направленность тестирования. Оно непосредственно касается проверки того, насколько программа доброжелательна по отношению к пользователю. Важно отметить, что каждая из составляющих делает акцент на одном из направлений тестирования: UI – на интерфейсе, то есть внешней составляющей ПО. UX – на смысловом содержании, то есть внутреннем компоненте. Оба вида проверки обычно проводятся совместно, поэтому нередко возникает путаница с названиями. Результатом которой становится фактическая взаимозаменяемость каждого из терминов.
Главной задачей Usability-тестирования становится получение ответов на несколько вопросов, которые помогут разработчикам улучшить программный продукт. В их числе:
- насколько эффективно функционирует интерфейс;
- сколько времени требуется новому пользователю для его изучения и освоения;
- какова скорость работы с программой и как на нее влияет интерфейс.
В завершении рассмотрения вводной темы необходимо отметить следующее. UX-тестирование является разновидностью нефункциональной, то есть дополнительной и углубленной проверки программного продукта. Поэтому оно проводится после функциональной, то есть базовой. Что еще раз демонстрирует основную задачу данного вида тестирования. Которая состоит в том, чтобы сделать программу более удобной, эффективной и простой в использовании.
Зачем проводят, когда необходимо
Актуальность UX- или Usability-тестирования остановится особенно высокой, если программное обеспечение предназначено для коммерческого применения. Что вполне логично, так как доходность бизнеса напрямую зависит от того, насколько удобен, прост и комфортен в эксплуатации сайт/приложение компании или интернет-магазина.
Можно выделить несколько ситуаций, свидетельствующих о необходимости срочного проведения юзабилити-тестов в отношении действующих программных продуктов. К ним относятся:
- Просадка по бизнес-метрикам. Речь идет о разных параметрах (количество заказов, объем продаж и т.д.)
- Увеличение числа обращений в службу клиентской или технической поддержки. Очевидный показатель того, что у пользователей возникают проблемы с освоением интерфейса и пониманием принципов работы с ПО.
- Рост количества отрицательных отзывов. В данном случае важно учитывать статистику как на собственном сайте, так и на сторонних ресурсах. Особенно актуально изучение вторых, так как это дает на выходе более объективную картину.
Перечисленные выше основания для проведения UX-тестирования в равной степени применимы и для новых программных продуктов. Причем на любом этапе их разработки. Дело в том, что в отличие от большинства других видов тестов, проверка пользовательского опыта может проводиться фактически в автономном режиме (но желательно после функционального тестирования, обеспечивающего исполнение программой базовых функций).
Виды и методы UX-исследования
Характерной особенностью юзабилити-тестов выступает разнообразие. Принято выделить девять основных методов проведения проверки. Каждый целесообразно рассмотреть подробнее:
- Модерируемое тестирование. Применяется в отношении готового ПО. Задача – поиск точек роста и возможных слабых мест. Первых – с целью акцента. Вторых – для устранения. Используются три базовых показателя: результативность, эффективность и удовлетворенность пользователей.
- A/B-тестирование. Сфера применения и задачи аналогичны предыдущему методу. Метод базируется на разделении целевой аудитории на две части, каждой из которых демонстрируются разные версии сайта/приложения. Далее в работу идет та, которая показала лучшие результаты. Важное требование – задействование не менее 2 тыс. пользователей, так как в противном случае нельзя рассчитывать на точность результатов.
- Эвристический метод (оценка экспертов). Одинаково эффективен для разрабатываемых и готовых программных продуктов. Предусматривает привлечение группы экспертов, которые сначала изучают, а потом оценивают программу по 10 заданным параметрам (гибкость, эффективность, свобода, контроль и ряд других). Полученные результаты учитываются в процессе доработки ПО.
- Совместное проектирование. Используется преимущественно в разработке программ для внутреннего применения. Создание продукта происходит при непосредственном участии группы сотрудников в ходе мозгового штурма. Целью работы становится формирование прототипа с дальнейшей реализацией на практике.
- Опросы. Предусматривает привлечение большого количества пользователей из разных целевых групп. Ключевое значения для эффективности метода имеет грамотное составление анкеты. Полученные результаты помогают обнаружить баги и проблемные места ПО с целью последующего исправления или устранения.
- Анализ кликов (клик-стрим). Предназначен для готового ПО. Позволяет выявить точки роста и изъяны в программном продукте. Предусматривает задействование вспомогательных инструментов (Яндекс Метрика, Google Analytics, Amplitude и т.д.) От тестировщика требуется грамотная интерпретация отчетов, выданных выбранными для работы сервисом.
- Онлайн-этнография (наблюдение за пользователем в естественной среде). Универсальный метод, который подходит для ПО на любом этапе разработки и практического применения. Используется для поиска точек роста и слабых мест. Суть тестирования заключается в проверке программы на реальных пользователях, поставленных в определенные условия (например, вызов такси вечером или заказ продуктов в ночное время). Полученные результаты дают много объективной информации, позволяющей принять взвешенные решения в части доработки и улучшения ПО.
- Немодерируемое (удаленное) тестирование. Еще одна универсальная методика для любых программ на любой стадии создания или жизненного цикла. Предусматривает выдачу пользователям задания, запись исполнения которого затем просматривается специалистами. Главный плюс метода – относительная простота реализации. Основной минус – невозможность непосредственного вмешательства в ход проверки.
- Коридорное тестирование. Универсальный метод, предусматривающий предоставление ПО на проверку коллегам разработчика или тестировщика. Помогает обнаружить очевидные проблемы, доступные для исправления до отправки программы в эксплуатацию.
Как провести UX-тесты
Схема юзабилити-тестирования несколько отличается от обычной. Что объясняется спецификой проводимой проверки, в которой принимает участие или сторонний эксперт, или – что бывает намного чаще – непосредственные пользователи программного продукта. Именно поэтому принято выделять четыре основных этапа проведения (вместе с пятым – анализом результатов, который рассматривается отдельно). В указанную цифру входят:
- Подготовка к тестированию. Включает изучение имеющейся (например, ТЗ на разработку ПО) и разработку новой документации, непосредственно касающейся проведения проверки.
- Поиск пользователей/экспертов. Один из главных этапов UX-тестирования. От успешности которого зависит результативность всей последующей проверки. Осуществляется разными способами. Чаще всего – посредством использования специальных программ и сервисов.
- Подготовка пользователя или эксперта. Предусматривает разъяснение правил и задач тестирования, условий его проведения и других подобных нюансов. Крайне важно, чтобы пользователь или специалист понимал, что именно от него требуется.
- Проведение теста. Завершающий этап проверки, в котором принимает участие пользователь/эксперт. Проводится в четком соответствии с разработанным планом и сопроводительной документацией.
Анализ результатов
В большинстве случаев анализ результатов UX-тестирования фактически становится обратной связью с пользователем. При этом работа тестировщика ведется в нескольких направлениях (перечислены ниже в стандартной последовательности, которая может корректироваться с учетом специфики ПО):
- Разбор комментариев. Проводится при их наличии и фиксации, которую желательно обеспечить в ходе тестирования.
- Разработка рекомендаций по улучшению программного продукта. Базируется на ограничениях и требованиях, установленных заказчиком применительно к конечному продукту.
- Составление итогового отчета со списком предложений. Обычно речь идет о презентации, в которой в понятной визуальной форме излагается суть проведенного тестирования и полученные результаты.
Онлайн-сервисы для анализа юзабилити
В настоящее время для проведения Usability-тестирования применяются разнообразные инструменты. Причем их количество постоянно растет за счет появления новых. Среди наиболее популярных необходимо отметить такие:
- Hotjar;
- Google Analytics;
- Crazy Egg;
- Optimizely;
- Maze;
- Яндекс Метрика и многие другие.
Рекомендации опытных тестировщиков
Грамотное проведение UX-тестирования – непростая задача. Несколько упростить ее решение может правильное следование нескольким рекомендациям, сделанным квалифицированными тестировщиками. Включая такие:
- Первое и главное, что стоит сделать, заключается в четком формулировании целей проверки ПО.
- Эффективное тестирование требует задействования сразу нескольких вспомогательных инструментов, дополняющих друг друга.
- Юзабилити-тестирование, в отличие от других видов, можно проводить перманентно, то есть на постоянно основе (в том числе – после запуска ПО в эксплуатацию).
- Оптимального результата удается добиться в случае формирования команды экспертов, специализирующихся на разных сторонах функционирования программного продукта.
- Крайне важно проводить тестирование на как можно большем числе различных устройств, платформ, браузеров и операционных систем. Что дает на выходе точность и объективность полученных результатов.
FAQ
Что понимается под UX-тестированием?
Это проверка интерфейса и содержания ПО с точки зрения удобства, простоты и понятности для пользователя.
Когда и для чего оно проводится?
Главной задачей проведения проверки становится повышение лояльности пользователей к программному продукту. Применительно к бизнесу – увеличение коммерческих показателей работы приложения/сайта.
Как сделать Usability-тестирование более эффективным?
Задача решается несколькими способами: повышением квалификации тестировщиков, использованием более широкого спектра инструментов и методов, расширением целевой аудитории и т.д.
Вывод
- UX- или Usability-тестирование – распространенный способ проверки программного обеспечения, который проводится с целью сделать сайт или приложение удобнее, проще и доступнее для пользователя.
- В отличие от других видов тестирования, данный вариант проверки актуален как для новых программных продуктов, так и для действующего ПО.
- Юзабилити-тесты предусматривают использование широкого спектра вспомогательных инструментов и самые разные методы, включая девять базовых и наиболее востребованных.
- Грамотное проведение UX-тестирования заметно увеличивает коммерческую отдачу сайта или приложения при разумном уровне вложений – как временных, так и финансовых.