logo
Ещё

UX-тестирование

UX-тестирование– один из обязательных видов проверки программного обеспечения. Целью его проведения выступает изучение продукта с точки зрения пользователя, то есть удобства, доступности и комфортности практического использования ПО. Именно поэтому часто используется другое название – тестирование пользовательского опыта (еще две альтернативы: Usability- или юзабилити-тестирование). Рассмотрим более внимательно, что понимается под UX-тестированием, когда целесообразно его проводить, какие результаты можно получить на выходе и как правильно их интерпретировать.

UX-тестирование – что это

UX-тестирование выступает важной частью UI/UX-тестирования. Для лучшего понимания первого термина имеет смысл начать с рассмотрения второго. Он представляет собой проверку на удобство, простоту и доступность использования программного обеспечения рядовым пользователем. Англоязычное название термина происходит от двух аббревиатур:

  • UI – User Interface – пользовательский интерфейс;
  • UX – User Experience – пользовательский опыт.

Присутствие в обоих случаях слова «пользовательский» наглядно демонстрирует основную направленность тестирования. Оно непосредственно касается проверки того, насколько программа доброжелательна по отношению к пользователю. Важно отметить, что каждая из составляющих делает акцент на одном из направлений тестирования: UI – на интерфейсе, то есть внешней составляющей ПО. UX – на смысловом содержании, то есть внутреннем компоненте. Оба вида проверки обычно проводятся совместно, поэтому нередко возникает путаница с названиями. Результатом которой становится фактическая взаимозаменяемость каждого из терминов.

Главной задачей Usability-тестирования становится получение ответов на несколько вопросов, которые помогут разработчикам улучшить программный продукт. В их числе:

  • насколько эффективно функционирует интерфейс;
  • сколько времени требуется новому пользователю для его изучения и освоения;
  • какова скорость работы с программой и как на нее влияет интерфейс.

В завершении рассмотрения вводной темы необходимо отметить следующее. UX-тестирование является разновидностью нефункциональной, то есть дополнительной и углубленной проверки программного продукта. Поэтому оно проводится после функциональной, то есть базовой. Что еще раз демонстрирует основную задачу данного вида тестирования. Которая состоит в том, чтобы сделать программу более удобной, эффективной и простой в использовании.

Зачем проводят, когда необходимо

Актуальность UX- или Usability-тестирования остановится особенно высокой, если программное обеспечение предназначено для коммерческого применения. Что вполне логично, так как доходность бизнеса напрямую зависит от того, насколько удобен, прост и комфортен в эксплуатации сайт/приложение компании или интернет-магазина.

Можно выделить несколько ситуаций, свидетельствующих о необходимости срочного проведения юзабилити-тестов в отношении действующих программных продуктов. К ним относятся:

  1. Просадка по бизнес-метрикам. Речь идет о разных параметрах (количество заказов, объем продаж и т.д.)
  2. Увеличение числа обращений в службу клиентской или технической поддержки. Очевидный показатель того, что у пользователей возникают проблемы с освоением интерфейса и пониманием принципов работы с ПО.
  3. Рост количества отрицательных отзывов. В данном случае важно учитывать статистику как на собственном сайте, так и на сторонних ресурсах. Особенно актуально изучение вторых, так как это дает на выходе более объективную картину.

Перечисленные выше основания для проведения UX-тестирования в равной степени применимы и для новых программных продуктов. Причем на любом этапе их разработки. Дело в том, что в отличие от большинства других видов тестов, проверка пользовательского опыта может проводиться фактически в автономном режиме (но желательно после функционального тестирования, обеспечивающего исполнение программой базовых функций).

Виды и методы UX-исследования

Характерной особенностью юзабилити-тестов выступает разнообразие. Принято выделить девять основных методов проведения проверки. Каждый целесообразно рассмотреть подробнее:

  1. Модерируемое тестирование. Применяется в отношении готового ПО. Задача – поиск точек роста и возможных слабых мест. Первых – с целью акцента. Вторых – для устранения. Используются три базовых показателя: результативность, эффективность и удовлетворенность пользователей.
  2. A/B-тестирование. Сфера применения и задачи аналогичны предыдущему методу. Метод базируется на разделении целевой аудитории на две части, каждой из которых демонстрируются разные версии сайта/приложения. Далее в работу идет та, которая показала лучшие результаты. Важное требование – задействование не менее 2 тыс. пользователей, так как в противном случае нельзя рассчитывать на точность результатов.
  3. Эвристический метод (оценка экспертов). Одинаково эффективен для разрабатываемых и готовых программных продуктов. Предусматривает привлечение группы экспертов, которые сначала изучают, а потом оценивают программу по 10 заданным параметрам (гибкость, эффективность, свобода, контроль и ряд других). Полученные результаты учитываются в процессе доработки ПО.
  4. Совместное проектирование. Используется преимущественно в разработке программ для внутреннего применения. Создание продукта происходит при непосредственном участии группы сотрудников в ходе мозгового штурма. Целью работы становится формирование прототипа с дальнейшей реализацией на практике.
  5. Опросы. Предусматривает привлечение большого количества пользователей из разных целевых групп. Ключевое значения для эффективности метода имеет грамотное составление анкеты. Полученные результаты помогают обнаружить баги и проблемные места ПО с целью последующего исправления или устранения.
  6. Анализ кликов (клик-стрим). Предназначен для готового ПО. Позволяет выявить точки роста и изъяны в программном продукте. Предусматривает задействование вспомогательных инструментов (Яндекс Метрика, Google Analytics, Amplitude и т.д.) От тестировщика требуется грамотная интерпретация отчетов, выданных выбранными для работы сервисом.
  7. Онлайн-этнография (наблюдение за пользователем в естественной среде). Универсальный метод, который подходит для ПО на любом этапе разработки и практического применения. Используется для поиска точек роста и слабых мест. Суть тестирования заключается в проверке программы на реальных пользователях, поставленных в определенные условия (например, вызов такси вечером или заказ продуктов в ночное время). Полученные результаты дают много объективной информации, позволяющей принять взвешенные решения в части доработки и улучшения ПО.
  8. Немодерируемое (удаленное) тестирование. Еще одна универсальная методика для любых программ на любой стадии создания или жизненного цикла. Предусматривает выдачу пользователям задания, запись исполнения которого затем просматривается специалистами. Главный плюс метода – относительная простота реализации. Основной минус – невозможность непосредственного вмешательства в ход проверки.
  9. Коридорное тестирование. Универсальный метод, предусматривающий предоставление ПО на проверку коллегам разработчика или тестировщика. Помогает обнаружить очевидные проблемы, доступные для исправления до отправки программы в эксплуатацию.

Как провести UX-тесты

Схема юзабилити-тестирования несколько отличается от обычной. Что объясняется спецификой проводимой проверки, в которой принимает участие или сторонний эксперт, или – что бывает намного чаще – непосредственные пользователи программного продукта. Именно поэтому принято выделять четыре основных этапа проведения (вместе с пятым – анализом результатов, который рассматривается отдельно). В указанную цифру входят:

  1. Подготовка к тестированию. Включает изучение имеющейся (например, ТЗ на разработку ПО) и разработку новой документации, непосредственно касающейся проведения проверки.
  2. Поиск пользователей/экспертов. Один из главных этапов UX-тестирования. От успешности которого зависит результативность всей последующей проверки. Осуществляется разными способами. Чаще всего – посредством использования специальных программ и сервисов.
  3. Подготовка пользователя или эксперта. Предусматривает разъяснение правил и задач тестирования, условий его проведения и других подобных нюансов. Крайне важно, чтобы пользователь или специалист понимал, что именно от него требуется.
  4. Проведение теста. Завершающий этап проверки, в котором принимает участие пользователь/эксперт. Проводится в четком соответствии с разработанным планом и сопроводительной документацией.

Анализ результатов

В большинстве случаев анализ результатов UX-тестирования фактически становится обратной связью с пользователем. При этом работа тестировщика ведется в нескольких направлениях (перечислены ниже в стандартной последовательности, которая может корректироваться с учетом специфики ПО):

  1. Разбор комментариев. Проводится при их наличии и фиксации, которую желательно обеспечить в ходе тестирования.
  2. Разработка рекомендаций по улучшению программного продукта. Базируется на ограничениях и требованиях, установленных заказчиком применительно к конечному продукту.
  3. Составление итогового отчета со списком предложений. Обычно речь идет о презентации, в которой в понятной визуальной форме излагается суть проведенного тестирования и полученные результаты.

Онлайн-сервисы для анализа юзабилити

В настоящее время для проведения Usability-тестирования применяются разнообразные инструменты. Причем их количество постоянно растет за счет появления новых. Среди наиболее популярных необходимо отметить такие:

  • Hotjar;
  • Google Analytics;
  • Crazy Egg;
  • Optimizely;
  • Maze;
  • Яндекс Метрика и многие другие.

Рекомендации опытных тестировщиков

Грамотное проведение UX-тестирования – непростая задача. Несколько упростить ее решение может правильное следование нескольким рекомендациям, сделанным квалифицированными тестировщиками. Включая такие:

  1. Первое и главное, что стоит сделать, заключается в четком формулировании целей проверки ПО.
  2. Эффективное тестирование требует задействования сразу нескольких вспомогательных инструментов, дополняющих друг друга.
  3. Юзабилити-тестирование, в отличие от других видов, можно проводить перманентно, то есть на постоянно основе (в том числе – после запуска ПО в эксплуатацию).
  4. Оптимального результата удается добиться в случае формирования команды экспертов, специализирующихся на разных сторонах функционирования программного продукта.
  5. Крайне важно проводить тестирование на как можно большем числе различных устройств, платформ, браузеров и операционных систем. Что дает на выходе точность и объективность полученных результатов.

FAQ

Что понимается под UX-тестированием?

Это проверка интерфейса и содержания ПО с точки зрения удобства, простоты и понятности для пользователя.

Когда и для чего оно проводится?

Главной задачей проведения проверки становится повышение лояльности пользователей к программному продукту. Применительно к бизнесу – увеличение коммерческих показателей работы приложения/сайта.

Как сделать Usability-тестирование более эффективным?

Задача решается несколькими способами: повышением квалификации тестировщиков, использованием более широкого спектра инструментов и методов, расширением целевой аудитории и т.д.

Вывод

  1. UX- или Usability-тестирование – распространенный способ проверки программного обеспечения, который проводится с целью сделать сайт или приложение удобнее, проще и доступнее для пользователя.
  2. В отличие от других видов тестирования, данный вариант проверки актуален как для новых программных продуктов, так и для действующего ПО.
  3. Юзабилити-тесты предусматривают использование широкого спектра вспомогательных инструментов и самые разные методы, включая девять базовых и наиболее востребованных.
  4. Грамотное проведение UX-тестирования заметно увеличивает коммерческую отдачу сайта или приложения при разумном уровне вложений – как временных, так и финансовых.