Тайм-менеджмент представляет собой набор навыков и умений, позволяющих планировать и управлять временем работы – как собственным, так и персонала предприятия. Его грамотное применение на практике позволяет повысить эффективность и отдачу и от конкретного сотрудника, и от бизнеса в целом. Поэтому имеет смысл рассмотреть, что такое тайм-менеджмент, в чем заключаются его основные принципы и каковы наиболее популярные методы из числа применяемых в реальной жизни, более внимательно.
Термин «тайм-менеджмент» является русскоязычной калькой с английского Time Management, что дословно переводится как управление временем. Такой перевод достаточно точно отражает суть понятия. Она состоит в умении планировать и организовывать рабочее время таким образом, чтобы добиться максимально возможной эффективности от расходования этого критически важного, но всегда ограниченного ресурса.
При этом не имеет особого значения, идет ли речь о деятельности одного человека или многочисленного рабочего коллектива.
Хотя в первом случае применить тайм-менеджмент намного проще, общие принципы остаются неизменными.
Необходимость тайм-менеджмента в современных условиях не подвергается сомнению. Главная причина его востребованности предельно проста и уже упоминалась выше – ограниченность временного ресурса. Именно время часто становится ключевым лимитирующим фактором на пути решения задач, стоящих перед человеком или компанией.
Эффективное практическое использование тайм-менеджмента позволяет достичь множества целей, среди которых:
Существует несколько наиболее популярных методик тайм-менеджмента. Они заметно отличаются друг от друга, но в большинстве случаев базируются на нескольких общих принципах. Поэтому целесообразно перечислить каждый из них с небольшим комментарием.
Принцип мотивации основан на том, что одни задачи решаются быстро и легко, а другие – с трудом и медленно. При этом вторые могут оказаться намного важнее. Проще и правильнее всего исправить ситуацию за счет мотивации работника. Она приобретает самую разную форму – от подарка после успешного решения задачи до публичного оглашения намеченных планов, когда их срыв принесет ущерб репутации сотрудника.
Разработка плана – краеугольный камень тайм-менеджмента. Он представляет собой главную цель, которая разбивается на несколько этапов в виде более мелких задач, причем с разным приоритетом. На реализацию каждого отводится определенное время.
Важно соблюдать баланс между детализацией плана и временем, которое тратится на его составление. Для этого необходимо следовать нескольким несложным правилам:
Данный принцип подразумевает максимально возможное структурирование сложных задач посредством разделения на более простые и менее трудозатратные. Это позволит эффективно расходовать время и последовательно переходить от решения одной к решению другой.
Каждая задача ранжируется с точки зрения приоритетов. Главными из них являются два – срочность и важность. Самым популярным способом их определения выступает так называемое SMART-проектирование. Оно предусматривает четкое формулирование целей, каждая из которых должна быть:
Если цель имеет описанные характеристики, она с легкостью ранжируется. Результатом становится присвоение определенного приоритета, в зависимости от которого работник приступает к ее решению.
Самый простой способ сделать поведение сотрудника рациональным – это избавиться от вредных привычек и привить полезные. К числу первых относятся:
В качестве полезных привычек можно выделить такие:
Эффективность квалифицированного и ценного сотрудника возрастает, если он занимается решением приоритетных задач. Второстепенные могут быть переданы менее опытному работнику, способному справиться с ними. Такое распределение посредством делегирования позволит увеличить отдачу от каждого из сотрудников и персонала в целом.
Аналитическая работа должна стать перманентной, то есть регулярной и циклической. Каждый сотрудник обязан анализировать сделанное, что позволит оценить собственную эффективность, обнаружить слабые и проблемные места, после чего устранить их по мере возможности.
Добиться высокой производительности труда без полноценного восстановления невозможно. Поэтому отдыху следует уделять достаточно внимания и, что особенно важно, времени. Несмотря на некоторую парадоксальность данного утверждения, его справедливость давно и многократно доказана на практике.
Количество разнообразных методов тайм-менеджмента, эффективность которых проверена и доказана в рамках практической бизнес-деятельности, достаточно велико. Некоторые из самых распространенных заслуживают отдельного и более внимательного рассмотрения.
Методика имеет в названии фамилию 34-го президента США. Это объясняется тем, что она разработана бизнес-тренером Стивеном Кови на основании цитаты Эйзенхауэра и заключается в разделении задач на 4 категории:
Главной целью работника должно стать приоритетное решение задач из первой категории. При этом необходимо в обязательном порядке выделять часть времени на вторую группу целей. Третья должна быть делегирована специалистам с меньшей квалификацией. Четвертая попросту не заслуживает внимания.
Одна из самых популярных методик, суть которой заключается в следующем правиле: 80% результата достигается за счет 20% усилий. Логичным следствием становится необходимость выделения наиболее результативных действий и выполнение их в первую очередь.
Такой подход позволяет кратно повысить отдачу от сотрудника без каких-либо дополнительных расходов.
Разработан Франческо Чирилло в ходе подготовки к экзаменам. Суть метода заключается в разделении времени на несколько циклов. Сначала нужно 25 минут интенсивно работать, затем 5 минут отдыхать. После четырех таких повторов дается еще 15-30 минут отдыха. Общая схема показана на скриншоте.
Методика считается универсальной и базируется на физиологических особенностях организма человека. Указанные интервалы труда и отдыха позволяют добиться сначала максимальной производительности, а затем – полноценного восстановления работоспособности. Популярность Pomodoro привела к тому, что сегодня выпущено несколько специализированных приложений для iOS, Android и Windows, которые предназначены для контроля времени в соответствии с данной методикой.
Еще одна интервальная методика, позволяющая оптимизировать расходование временного ресурса. Она предусматривает следующие обязательные мероприятия:
Название метода показывает, сколько именно минут требуется выделить ежедневно за планирование и анализ рабочего времени. Несмотря на кажущуюся простоту и необременительность, при грамотном применении данный способ тайм-менеджмента дает неплохие результаты. Тем более – с учетом возможности его использования на более долгосрочную стратегическую перспективу. Например, так, как показано на фото.
В завершении раздела имеет смысл перечислить еще несколько широко распространенных методик управления временем:
Разработчики программного обеспечения выпустили немало продуктов, ориентированных на использование в рамках тайм-менеджмента. Причем их количество постоянно растет. Перечислим некоторые из наиболее популярных:
Как и любые другие методики управления, тайм-менеджмент быстро оброс набором мифов, которые кочуют из одного информационного или тематического материала в другой. Поэтому целесообразно перечислить самые распространенные из них с пояснением, почему данное утверждение не имеет ничего общего с действительностью.
Это набор навыков и средств, ориентированных на эффективное расходование рабочего времени.
Чтобы сделать отдачу от каждого потраченного часа и, как следствие, конкретного сотрудника выше.
При грамотном применении методов тайм-менеджмента работник решает следующие задачи:
В основу тайм-менеджмента заложено несколько принципов, главными из которых выступают: планирование, расстановка приоритетов, мотивация, анализ и рационализация поведения.