СВОТ анализ – это одна из тех вещей, которые очень легко понять и очень сложно сделать. SWOT анализ нужен для того, чтобы оценить силы/слабости/возможности/угрозы чего-либо. Выглядит это просто: вы делаете табличку 2х2, в каждую ячейку выписываете те самые силы/слабости/…, после чего делаете выводы: «вот это нам нужно исправить, вот здесь нам нужно работать более усиленно, а вот тут все и так хорошо». Проблема в том, что «сила» и «слабость» – оценочные суждения, и для того, чтобы правильно их выписать, вам нужно: а) быть объективными; б) рассмотреть предмет анализа с разных сторон. Если речь идет о придорожном кафе, то можно справиться и самостоятельно, если же под анализ попадает компания с 1 000+ работниками – скорее всего, понадобится помощь аналитиков. Ниже мы подробнее расскажем о том, как этот анализ работает и как вам проводить его самостоятельно и с наилучшим результатом.
SWOT-анализ – это поверхностный анализ факторов, присутствующих в чем-либо. Мы пишем «в чем-либо», потому что этот вид анализа можно применить вообще ко всему: к человеку, к бизнесу, к городу, к стране. Вы можете даже провести СВОТ-анализ своего кота, если у вас таковой есть.
Анализ строится на 2-х ключевых параметрах, имеющих 2 полюса: внешние факторы и внутренние факторы. Так как по итогу есть 4 крайности, их разбивают на матрицу SWOT-анализа:
Как и у любого анализа, у СВОТ есть конкретная задача – сгенерировать полезные выводы из имеющихся данных.
В данном случае генерировать выводы очень просто: сильные стороны – это то, на что мы можем опираться; слабые стороны – это то, что нужно исправлять; возможности – это то, чем нужно пользоваться; угрозы – это то, чего следует избегать или с чем стоит превентивно бороться.
Если все выглядит так просто, то почему же за составление этого анализа крупные бизнесы готовы отдавать большие деньги? Все дело в заполнении этих ячеек таблицы правильными данными. Проблемы возникают на всех масштабах, от анализа человека до анализа крупной компании. Первая проблема – это субъективность. Когда ИП анализирует свой бизнес, ему бывает сложно признаться себе в том, что одна из слабых сторон – это то, что ему лень отвечать на звонки клиентов по вечерам. Для крупных компаний эта проблема менее существенна, но возникает другая – полный набор информации. Когда в компании работает несколько тысяч человек, а подразделения раскиданы по странам, очень сложно собрать все сильные/слабые стороны, возможности и угрозы – они могут быть разными для разных рынков, иногда их нужно выводить математически, всегда есть риск упустить какую-либо деталь. Поэтому SWOT-анализ обычно является «вступлением» для более детализированного анализа – сначала проводится разбиение факторов и делается общий вывод, за которым уже следуют более специфические исследования.
У СВОТ-анализа есть одно преимущество – его можно применять к чему угодно, поскольку внутреннее и внешнее состояние можно описать как у человека, так и у страны. Но эта простота несет за собой три минуса, которые важно понимать. Первый: SWOT-анализ – поверхностный. Поскольку в нем учитываются общие вещи, не стоит ожидать от него каких-то глубоких выводов. Результаты анализа могут показать вам, где нужно копнуть глубже, но делать вы это будете уже другими методами. Второй минус: анализ не учитывает всех факторов. В теории вы можете собрать воедино все-все-все факторы в таблице, но на практике (особенно когда идет речь об анализе бизнеса) что-то упускается, поэтому не используйте только СВОТ-анализ. Третий: анализ носит субъективный характер. Об этом мы уже говорили: вам нужно будет здраво посмотреть на свои плюсы и минусы, что получается далеко не всегда. Проблему можно частично решить, заказав SWOT-анализ на стороне – стороннему человеку будет проще назвать вещи своими именами.
Но у стороннего человека будет больше шансов упустить какие-либо детали, так что однозначного выхода из ситуации здесь нет.
Это – анализ первой линии, его применяют для базовой оценки чего-либо. Начинать процесс глубокого анализа со SWOT очень удобно, потому что в нем нет никакой математики или сложных правил: просто заполняете табличку и думаете над тем, что получилось. После того, как СВОТ-анализ проведен, вы можете решить, какую аналитику вам проводить дальше (и нужно ли это в данный момент времени).
Некоторые источники разделяют SWOT-анализ на разные виды, вроде анализа для стран, для предприятий, для ИП, для психики и так далее. На практике же никакого разделения нет, SWOT-анализ – универсальная техника, которая одинаково применяется для всего, у чего можно выделить сильные и слабые внутренние стороны и внешние проявления.
Все, что вам нужно – это табличка, предоставленная выше. Сильные и слабые стороны – это внутренние факторы, то есть вам нужно рассмотреть характеристики оцениваемого объекта и понять, чем он выделяется среди других и в чем он отстает. Возможности и угрозы – это внешние факторы, то есть вам нужно рассмотреть, в чем объект преуспевает при взаимодействии с внешним миром и где внешний мир может нанести удар по объекту. По итогу у вас должна получиться простая матрица характеристик объекта. После этого можно приступать к анализу.
Заметьте, что «сила» и «слабость» – это сравнительные характеристики. Вы не можете просто назвать что-то силой или слабостью – вам сначала нужно найти другой объект, с характеристиками которого вы сравниваете объект анализа. Если анализируется человек – можно взять кого-то другого, если анализируется бизнес – можно взять конкурентов. Естественно, можно из головы придумать некоторый идеал и сравнивать с ним, но так лучше не делать – анализ, проведенный в сравнении с придуманным эталоном, будет неинформативным, потому что сравнения будут оторваны от реального мира.
Здесь все и просто, и сложно одновременно. Просто – потому что данные не требуют какой-то дополнительной обработки. Например, есть такая матрица, расписывающая самозанятого дизайнера:
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Угрозы |
|
|
Вы можете заметить, что сильные стороны перетекают в возможности: высшее образование и портфолио позволяют быстро находить новых заказчиков или искать работу на окладе, с соцпакетом.
Слабые стороны тоже перетекают в угрозы: частые прокрастинации приводят к отсутствию большого денежного запаса, потому что дизайнер работает тогда, когда он не выгорел. Сама профессия накладывает еще одну угрозу – отсутствие страховки в виде соцпакета/больничного, и эта угроза решается возможностью «устроиться на оклад». Слабость в виде отсутствия глубоких навыков рисования векторной графики частично изолирована, потому что сама по себе не влияет на угрозы и сильные стороны, но она уменьшает возможности. Выводы:
Рассмотрим SWOT-анализ небольшого бизнеса, например – кафе. Как мы уже отмечали, возможности и угрозы часто проистекают из сильных/слабых сторон, поэтому их будем делать первыми. Нам нужны: критерии для сравнения; что-то, с чем мы будет сравнивать. Выделим критерии для сравнения:
Составим таблицу, для сравнения возьмем ближайших конкурентов:
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Из сильных и слабых сторон уже можно выводить возможности и угрозы:
Возможности | Угрозы |
|
|
Теперь переходим к выводам:
Плюсы:
Минусы:
Тезисно: