Стиль – это одно из базовых понятий в области дизайна. Термин означает совокупность средств и методов, формирующих визуальное представление об объекте. Причем в качестве последнего может выступать интерьер помещения, интерфейс сайта или внешний вид программного продукта – все, над чем работают профессиональные дизайнеры. Деление на стили является несколько условным, так как очень часто происходит их совмещение или интеграция. Несмотря на это, изучение темы позволяет лучше понять, в чем состоит специфика деятельности дизайнера. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные на сегодня стили дизайна.
Дизайнер отвечает не только за визуальную, но и за функциональную составляющую объекта. Актуальная на сегодня классификация предусматривает выделение нескольких десятков стилей в дизайне. Детально описать каждый из них не представляется возможным. Поэтому имеет смысл сосредоточиться на самых популярных и часто применяемых на практике.
Появился в 50-60-е годы прошлого века. Стал ответвлением модернизма, бывшего длительное время очень актуальным в архитектуре того времени. Корни названия лежат во французском термине, обозначающем строительный материал – сырой бетон. Причина такого наименования – частое использование при проектировании и возведении зданий обычных бетонных плиты серого цвета. Результатом чего стало появление крупногабаритных сооружений несколько грубоватых форм и крайне сурового внешнего облика.
В основе брутального стиля лежат простота и функциональность. В нем нет места украшательству и ярко цветной палитре, так как очень часто используются только два или даже один цвет. Причем очень часто речь идет о контрастном сочетании мало подходящих друг другу вариантов, например, красного с зеленым.
Шрифт в брутализме отличается акцентом на информативность. Он выделяется простотой и удобством чтения. Нередко применяется брусковый или плакатный рубленый шрифт, отлично подходящий для транспарантов и объявлений большого размера.
Дизайн-школа LCI Barcelona. Постеры для конференций
Появился и получил быстрое распространение в США после Второй мировой войны. Стал противовесом абстрактному экспрессионизму. Характерной особенностью минимализма стало активное применение в самых разных сферах дизайна – от графического и промышленного до веб-разработки в сегодняшних условиях.
Базовой основой стиля стало минимальное использование средств визуализации. Это вовсе не означает невозможность проявить индивидуальность дизайнера. Напротив, настоящие профессионалы способны творить без активного задействования большого количества визуальных элементов – за счет грамотной работы над композицией и созданием так называемого «воздуха», представляющего собой пустоты пространства.
Применительно к шрифтам в минимализме нужно отметить три главных особенности. В их числе: лаконичность написания, прямое очертание и светлый фон.
Сайт «Общества юных архитекторов»
Другое название – flat-дизайн. Возник в результате конкуренции двух самых распространенных операционных систем – iOS и Windows. Результатом борьбы двух гигантов – Apple и Microsoft – стало появление в 2013 году iOS 7, интерфейс которой не создавал иллюзию трехмерности, чтобы было стандартом до этого момента.
Суть плоского стиля – это полный отказ от объемности и теней, с помощью которых она создается. Дизайнер не пытается сделать внешний вид объекта реалистичным. Следствием чего становится упрощение изображений, появление плоских иконок, присутствие контура предметов, но без градиента, глубины и цветовых переходов.
Стиль нередко подражает интерфейсу компьютера. Что достигается использованием предельно простых шрифтов, в которых полностью отсутствует объем.
Плагин Joinchat. Интерфейс сайта
Сформировался во втором-третьем десятилетии 20 века. Символизирует новое время – с быстрым и объемным информационно-новостным потоком. Базовые принципы швейцарского стиля, который является сегодня одним из самых распространенных, заключаются в простоте, удобстве и читаемости.
Прародителем стиля стал авангардный конструктивизм, из которого были переняты строгие пропорции и практически полное отсутствие различных декоративных деталей. Суть работы дизайнера заключается в изложении и дополнении содержания, а не стремлении к красоте.
Отличительной чертой швейцарского стиля становится использование невидимой сетки в виде структурной основы изображения. Она применяется для упорядоченного расположения визуальных элементов. Надписи выполняются простым, легко читаемыми и функциональными шрифтами. Частым элементом композиции выступают фотографии, как документальные свидетельства эпохи.
Работа дизайнера Й. Мюллера-Брокманна. Брошюра с информацией о марках посуды
Возник в 60-е годы в Северной Америке. Выступает одним из базисов формирования новой эстетики. Изначально маргинальный из-за очевидной связи с наркотиками, психоделический стиль быстро стал нормой и активно используется в самых разных направлениях дизайна.
В его основе – стремление ребенка, несколько инфантильное, сделать скучный и неинтересный мир взрослых более ярким и красочным. Доля этого очень активно используется эстетика комиксов, которая является лучшим визуальным представлением психоделического стиля.
Сегодня он широко применяется при оформлении плакатов, концертных афиш, пластинок и дисков, подпольных журналов и множества другой подобной печатной продукции. Наиболее характерными проявлениями стиля в работах профессиональных дизайнеров выступают: искаженные пропорции, разная толщина букв, сложность прочтения текста и т.д.
Шрифт Glazer Babyteeth
Еще один современный стиль, возникший во второй половине прошлого века. Как и психоделический, он стал продуктом молодежной субкультуры, одним из символов которой выступал девиз «No future». Эстетика американского панка в значительной степени опиралась на пессимизм, присущий молодежи того времени. Местом возникновения стиля, несмотря на название, стала Британия, но он очень быстро распространился по всему западному миру.
Для лучшего понимания американского панка необходимо знать, что он является частью более масштабного явления – постмодернизма. Поэтому в его основе отсутствуют базовые понятия и требования к другим стилям дизайна в виде эстетичности и функциональности. Напротив, сутью американского панка выступает постоянное экспериментирование с целью переосмысления художественности и всего, что с ней связано.
Визуальная составляющая американского панка перекликается с примитивизмом и брутализмом. Характерной особенностью стиля выступает нарочитая неумелость дизайнеров, которая проявляется в комбинировании несочетаемых приемов, техник и изображений.
Журнал Bitch. Разворот, 2018 года.
Возник в середине первой половины 19 века в Британии. В течение двух-трех десятков последующих лет быстро распространился по большей части Европы. Назван в честь Виктории – королевы Великобритании, которая взошла на престол в 1837 году.
Викторианский стиль противопоставляется индустриализации и показывает стремление людей сохранить классические каноны в быстро меняющемся мире. Его характерными признаками выступают готические постройки и ретро атмосфера, которая с завидной периодичностью пронизывает значительные слои общества. Что делает викторианский стиль в различных проявлениях актуальным «на все времена».
Важной отличительной особенностью викторианского стиля в графическом дизайне становится отсутствие функциональности. Это выражается в комбинировании на одном изображении разных шрифтов, активном использовании виньеток и прочих визуальных украшений. Отдельного упоминания заслуживает некоторая фантазийность оформления с чрезмерным и очень ярким декором.
Сборник джазовой музыки. Обложка, 1957 год
Стиль сформировался в конце 19 века. Активно использовался до Первой мировой войны. Его создателем выступили несколько известных архитекторов и художников, включая Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Муху, Антонио Гауди и ряда других.
Ар-нуво стал противоположностью готике, так как на замену тяжелым и крупным формам пришли визуально легкие и красочные декоративные детали с акцентом на природу в виде листьев, растений и животных. За основу были взяты восточные мотивы и элементы рококо.
Базовым элементом стиля стала изогнутая волнообразная линия, которая стала символом «натурального» декора, созданного природой, а не человеком. Следствием такого подхода к дизайнерскому искусству стало использование в шрифтах множества мелких деталей, орнаментов и завитушек.
Шрифт De Arloy
Стал одним из продуктов и последствий Первой мировой войны. Прежде всего – разочарования в гуманизме цивилизации, депрессии и отчаяния, характерных для значительных слоев общества того времени. Активно проявился в разных направлениях деятельности, включая дизайн, архитектуру, театр и кинематограф.
Отличительной особенностью экспрессионизма выступает отход от реализма с целью визуального выражения эмоции. Полученное на выходе изображение сильно отличается от видимого вокруг, что позволяет передать внутреннее состояние и силу чувств автора.
Экспрессионизм относится к андеграунду, что проявляется в отрицании базовых канонов изобразительного искусства. Наиболее наглядным выражением подобных тенденций выступает искажение пропорций предметов и тел. Применительно к шрифтам это демонстрируется несимметричностью, отсутствием изящества и рубленой формой.
Шрифт Neuland
Сформирован в начале 20 века. Представляет собой революционный стиль, быстро ставший популярным в промышленном и графическом дизайне. Активно продвигался в России, где после революции происходили глобальные изменения в обществе. Представители авангарда в течение нескольких десятков лет занимали ведущие позиции в культуре и образовании.
Ключевой особенностью стиля выступает отрицание красивости и декоративности. На первый план выходят другие аспекты визуальной составляющей изображения – лаконичность и новизна. Традиционными для авангарда считаются три цвета в различных комбинациях – черный, красный и белый. Шрифты имеют простой и лаконичный внешний вид, не используют засечек и нередко отличаются несимметричностью.
Постер к кинофильму «Человек с киноаппаратом». Режиссер Дзига Вертов, 1929 год
Стиль появился примерно в одно время с авангардом и стал его прямой противоположностью. Расцвет ар-деко пришелся на десятилетие между 1925 и 1935 годами. Базой для формирования нового стиля выступило сочетание модерна, кубизма и абстракционизма.
Практически все время активного использования арт-деко являлся символом состоятельных буржуа, которым активно не нравилась революция в любых проявлениях. Они стремились к роскоши в своем собственном понимании. Одним из ключевых каналов распространения стиля выступил Голливуд.
Главными признаками арт-деко выступают: четкая симметрия, прямота стиля, правильные формы и ориентация на классику. Сказанное в полной мере касается шрифтов, как одного из ключевых примеров особенностей графического дизайна.
Ленинградский фестиваль искусств. Постер, 1935 год
Возник в Советском Союзе, Германии и ряде других стран. Стал проявлением возникшего в государствах общественного строя. Отличается реалистичностью и консерватизмом. Основным направлением использования тоталитарного стиля вполне логично стала политическая агитация.
Основными его признаками выступили: торжественность, строгость, четкое соблюдение пропорций, акцент на красоту и силу человеческого тела. Шрифт в тоталитарном стиле полностью лишен абстракции, отличается выдержанностью, функциональностью и четкостью.
Плакат для агитации. Советский Союз, 1941 год
Отдельного и более внимательного изучения заслуживают стили, которые применяются в дизайнах интерьеров. Это отдельное и очень востребованное направление деятельности профессиональных дизайнеров, активно развивающееся в течение нескольких последних лет.
Важно отметить, что для интерьеров нередко используются некоторые из стилей, перечисленных выше. Но все-таки намного чаще используются другие подходы к оформлению помещений.
С некоторой долей условности их можно разделить на три больших категории: современные, классические и этнические. Наиболее яркие примеры стилей графического дизайна интерьеров для каждой стоит рассмотреть отдельно.
К числу современных стилей относятся уже упомянутые выше минимализм и арт деко. Их дополняют следующие популярные сегодня направления интерьерного дизайна:
Также имеет смысл выделить еще несколько стилей, которые относятся к современным. В их числе техно, поп-арт, винтаж, ретро, неоклассика и многие другие.
В число классических входит упомянутый ранее арт-нуво, а также готика (близкая к викторианскому стилю). Другими представителями этой категории стилей интерьерного дизайна выступают:
Другими представителями классических стилей интерьерного дизайна выступают: рококо, ампир, классицизм, колониальный и другие.
Наиболее очевидной и наглядной категорией стилей дизайна интерьеров выступает этническая. Она включает такие направления дизайнерского искусства, как кантри, английское, средиземноморское, русское и другие. Для каждого из перечисленных стилей присущи очевидные особенности, хорошо известные и потому не требующие дополнительных пояснений.
Школа |
Skillbox |
Стоимость |
150 132 руб |
Цена в рассрочку |
4 843 руб/мес |
Длительность курса |
12 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Школа |
Contented |
Стоимость |
152 749 руб |
Цена в рассрочку |
4 243 руб/мес |
Длительность курса |
10 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций |
Школа |
Академия «Синергия» |
Стоимость |
116 720 руб |
Цена в рассрочку |
4 863 руб/мес |
Длительность курса |
8 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Стиль представляет собой набор визуальных методов и способов, которые используется дизайнер для формирования внешнего облика объекта. При этом необходимо учитывать два существенных нюанса. Первый касается разнообразия подобных объектов, к числу которых относятся: товары, интерьеры, корпоративная символика, интерфейсы сайтов и многое другое. Второй связан с тем, что дизайнер работает не только над внешним видом, но и функциональностью объекта, что также необходимо учитывать при рассмотрении стилей.
Дизайн является одним из самых разносторонних видов профессиональной деятельности. За свою длительную историю он прошел множество этапов развития, на каждом из которых формировались определенные стили. Важно, что многие из них существуют не годы или десятки лет, а века.
Не существует какого-то одного или двух самых популярных стилей. Это объясняется разнообразием задач и объектов, над которыми работают современные дизайнеры.