Роль социальных сетей в жизни каждого человека и человечества в целом постоянно и неуклонно растет. Для подтверждения справедливости данного тезиса достаточно привести две цифры. Два года назад – в 2020-м – численность пользователей различных социальных сетей составила около 3,8 млрд., то есть примерно 49% от всего населения планеты. В России аналогичные показатели выглядят так: 70 млн. и 48%.
Нет никаких сомнений в том, что за прошедшее с того момента время цифры стали еще внушительнее. Стоит ли удивляться актуальности SMM, являющимся маркетингом в социальных сетях?
Попробуем разобраться в том, что он собой представляет, каковы его основные цели и задачи, а также опишем инструментарий, используемый в работе СММ-менеджера.
Аббревиатура SMM образована из первых букв англоязычного выражения Social Media Marketing. Перевод термина очевиден и приведен выше – «маркетинг в социальных сетях». Основной задачей SMM-специалиста становится привлечение новых клиентов через один из самых популярных каналов коммуникаций, к которому относятся хорошо всем известные площадки – Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, с некоторыми оговорками YouTube и TikTok, а также многие другие. Еще одной ключевой задачей продвижения в социальных сетях выступает формирование позитивного образа компании или товара, а также узнаваемости бренда.
Важность SMM в сегодняшних условиях сложно переоценить. Достаточно вспомнить приведенные в начале статьи цифры и понять, насколько многочисленной является аудитория социальных сетей. Ни один другой канал коммуникации не в состоянии конкурировать по охвату с этим форматом общения.
Суть контекстной рекламы заключается в продвижении товара или услуги тем пользователям поисковых систем (прежде всего – Google и Яндекс), которые уже интересовались данным или близким к нему по характеристикам продуктом. Другими словами, круг потенциальных получателей рекламного объявления или ролика достаточно узок.
SMM-маркетинг базируется на совершенно иных принципах. Он направлен на всю аудиторию конкретной социальной сети или нескольких подобных площадок. Это не означает, что такой способ продвижения лучше или хуже контекстной рекламы или любой другой альтернативы. Он просто другой, имеет собственную специфику, свои плюсы и минусы.
Если их учитывать и применять грамотно – используя достоинства наиболее полным образом и сводя к минимуму недостатки – СММ-продвижение может стать отличным инструментом для увеличения объемов продаж и зарабатываемой прибыли.
Продвижение в социальных сетях может способно помочь практически любому бизнесу. Но с некоторыми оговорками. Этот способ маркетинга редко дает быстрые результаты, а потому неэффективен для краткосрочных проектов, например, со сроком реализации 3-4 месяца или даже до полугода. Также не стоит заниматься SMM, если компания или ИП не готовы повысить объемы производства – в подобной ситуации дополнительный рекламный бюджет окажется потраченным зря.
Во всех остальных случаях маркетинг в социальных сетях будет очень полезен. Дело в том, что СММ-продвижение заслуженно считается универсальным способом увеличить продажи и, как следствие, обеспечить рост прибыли.
Главной целью SMM-специалиста выступает привлечение новых клиентов за счет формирования позитивного имиджа бренда. Ее достижение обеспечивается за счет решения большого количества отдельных задач, к числу которых относятся такие:
СММ-менеджер – сотрудник, отвечающий за работу с социальными сетями. В сферу его профессиональной деятельности входит создание контента (как визуального, так и текстового) с последующим размещением на выбранной для этого платформе.
Основными задачами, стоящими перед специалистом, становятся: позиционирование бренда, улучшение репутации, увеличение охвата.
Успешная работа в должности SMM-специалиста предусматривает владение обширным набором профессиональных знаний и навыков. В их числе:
В распоряжении СММ-менеджера имеется разнообразный инструментарий. В его состав входят:
Социальные сети быстро совершенствуются и постоянно изменяются. Это ведет к постоянному обновлению методов и технологий маркетинга.
Рассмотрим наиболее эффективные среди существующих и активно применяемых на практике в сегодняшних условиях.
«Цветовая» классификация широко используется в отношении самых разных направлений маркетинга. SMM не является исключением. Белым цветом традиционно обозначаются легальные и корректные методы продвижения.
Термин основан на английском слове Target или цель. Такой формат продвижения ориентирован на целевую аудиторию, которая формируется с учетом комплекса критериев – демографических, социальных и т.д. Важным плюсом таргетированной рекламы выступает универсальность продвигаемого контента, которую дополняется удобство управления, в том числе – с помощью многочисленных онлайн-сервисов. Существенный минус – сравнительно высокая стоимость.
Базируется на использовании уже раскрученных страниц с большим количеством подписчиков. Для этого необходимо общаться с администраторами и договариваться об интеграции или других способах сотрудничества. Отдельного упоминания заслуживает реклама на ресурсах ЛОМов.
Уже упомянутый выше в качестве инструмента способ СММ-продвижения. Дает хороший эффект при небольших сопутствующих затратах. Способен быстро нарастить число подписчиков, что многократно доказано на практике. Хотя спрогнозировать результаты проведения конкурса заранее достаточно проблематично.
Аккаунты в социальных сетях индексируются поисковиками как обычные интернет-ресурсы. Чтобы повысить позицию в топе выдачи, требуется грамотная работа СЕО-специалиста. Оптимизация контента – это перманентный процесс, который должен осуществляться непрерывно и сопровождается постоянным анализом текущей ситуации.
Важно помнить, что внутри любой социальной сети действует собственная поисковая система. Алгоритмы ее работы необходимо также учитывать в рамках SEO-оптимизации контента.
Активное взаимодействие с посетителями страницы в социальной сети способствует «расшариванию» контента. Пользователи самостоятельно делятся им со своими друзьями и собственными подписчиками. Такой способ продвижения выступает современным аналогом так называемого «сарафанного» радио.
Серым цветом обозначают пограничные методы SMM-продвижения. Их сложно называть незаконными, но и полностью корректными они не являются. Существенные достоинства серых схем – дешевизна в сочетании с высокой эффективностью.
Минус не менее очевиден и связан с сомнительной моральностью подобных действий.
Традиционный способ продвижения вновь созданного аккаунта. Позволяет пройти первый этап его становления быстро и безболезненно. Способствует выводу в топы поисковиков и включению сообщества или страницы в рекомендации.
Спам обычно включают в черные методы работы. Но при личном написании комментария или сообщения, тем более – с присутствием в нем контекста, можно считать такой способ серым. Хотя современные чат-боты позволяют автоматизировать процесс переписки без существенной потери качества.
Сложный для произнесения, но хорошо понятный англоязычный термин означает массовую подписку на страницы потенциальных клиентов. Результатом становится активное привлечение целевой аудитории, которое происходит за счет ответной подписки.
Этот цвет означает аморальные действия по продвижению в социальных сетях. Речь идет о взломе аккаунтов, накрутке с помощью ботов, рассылке спама и прочих неэтичных действиях. Рекомендовать их к применению попросту невозможно, но не упомянуть было бы неправильным. Хотя бы с точки зрения информирования о вероятных действиях недобросовестных конкурентов.
Однозначного ответа на вынесенный в подзаголовок вопрос не существует. Дело в том, что время ожидания первых результатов от продвижения в социальных сетях зависит от множества факторов. Главный из них – исходные позиции компании, то есть текущая известность бренда. Если она велика, вполне реально получить отдачу от работы СММ-специалиста уже через 2-3 месяца.
Для малоизвестной компании это время увеличивается до 4-5 месяцев или даже полугода. Важно понимать, что успешно реализованная стратегия продвижения в соцсетях очень напоминает снежный ком. То есть сначала выполняется масштабная подготовка и ведется кропотливая работа в течение достаточно продолжительного времени.
Затем – по его истечении – появляется результат, который быстро приводит к серьезным положительным последствиям.
Чтобы оценить результативность работы SMM-специалиста, используются разные критерии. Актуальность каждого определяется спецификой конкретной компании и поставленными перед сотрудником задачами. Чаще всего оценка производится с помощью одного или нескольких показателей из следующего списка:
Сегодня нет необходимости заниматься сложными расчетами вручную. Намного проще, правильнее и, что особенно важно, точнее пользоваться специальными аналитическими сервисами. Многие из них доступны пользователям в режиме онлайн и не требуют скачивания программного обеспечения на компьютер или мобильное устройство.
Найти подобные продукты не составляет труда – достаточно зайти на любой тематический ресурс, посвященный SMM, или форму, созданные специалистами по продвижению в соцсетях.
Достаточно просто - Social Media Marketing. Не менее просто и переводится - «маркетинг в социальных сетях».
Дословный перевод исходного англоязычного словосочетания достаточно четко отражает суть термина. CMM или - в русской транскрипции – СММ представляет собой продвижение бренда с помощью социальных сетей с целью формирования положительного образа компании/продукта и расширения потенциальной клиентской базы.
Главным отличием рассматриваемых видов маркетинга выступает широта охвата. Контекстная реклама в Google и Яндекс ориентирована исключительно на тех пользователей, которые уже высказали интерес к конкретной теме. СММ-маркетинг стремится задействовать всю аудиторию социальной сети, при этом не имеет значения, интересовался пользователь данным вопросом или нет.
По большому счету, SMM не имеет особого смысла в отношении краткосрочных проектов, так как попросту не успеет дать положительного результата. Еще одна категория бизнеса, которой он не поможет – это компании, не готовые к наращиванию объемов производства или продаж. Во всех остальных случаях СММ-маркетинг при грамотной работе специалиста наверняка окажется очень полезным и даст положительный результат. Например, в виде увеличения продаж или роста прибыли.
Основная задача специалиста – улучшение имиджа бренда, увеличение клиентской базы, рост объема продаж и прибыли. Нередко требуется добиться какой-то более узкой цели, что зависит от специфики конкретной компании.