Если очень кратко, то интернет-маркетинг стоит столько, сколько вы готовы в него вложить. Когда вы заказываете, например, комплексное продвижение сайта, у вас с исполнителем должен быть обговорен какой-то KPI, который должен быть достигнут – увеличение количества лидов, увеличение процентов конверсии и так далее. Из этого получается, что каждый ваш вложенный рубль (при достижении KPI) генерирует прибыль, следовательно – чем больше вложили в инструменты интернет-маркетинга, тем больше получили. Но все – куда сложнее: комплексный интернет-маркетинг включает в себя как работу узконаправленных спецов (SEO-продвижение, SMM, дизайн, разработка, копирайтинг и так далее), успехи которых можно отследить по показателям, так и работу маркетолога, которую так просто уже не отследишь; можно обращаться к агентству интернет-маркетинга (и получить услугу «интернет-маркетинг под ключ»), можно обращаться к фрилансерам, можно собрать собственный штат; цены, как и пакеты услуг, существенно различаются даже у «соседних» компаний и исполнителей. Ниже мы поговорим о том, как во всем этом разобраться, кто (и с каким пакетом услуг) вам действительно нужен и где всех этих людей искать.
Интернет-продвижение необходимо всем. Если речь идет о бизнесе, в основном продающем что-либо через интернет, то каналы интернет-маркетинга для такого бизнеса – основные, и существенная доля бюджета на продвижение должна отправляться именно в них. Если бизнес присутствует в реальном мире – эффективное продвижение онлайн ему тоже не помешает, грамотная стратегия продвижения и увеличит прибыль, и усилит бренды бизнеса.
Глобально продвижение можно разбить на 2 категории: комплексный маркетинг и продвижение по отдельным направлениям. Если вам нужно продвижение по отдельным направлением – то тут все относительно просто, вам нужно найти специалиста в конкретной сфере (таргетолог, копирайтер, разработчик и так далее) и поставить ему задачу. Задача выполнена – смотрите на результат (KPI), делаете выводы.
А вот если вы хотите заказать комплексный маркетинг, то вам в первую очередь нужно нанимать маркетолога (или маркетолога + команду), и здесь все сложнее – маркетологи работают на более высоком уровне абстракции, чем узкопрофильные спецы, поэтому маркетолог может разработать эффективную стратегию комплексного продвижения, но оценить ее на короткой дистанции будет очень сложно. Обычно маркетологов привлекают при наличии следующих проблем:
Для начала вкратце рассмотрим самый дорогой вариант – к нему иногда прибегают крупные компании. Собственный отдел интернет-маркетинга должен состоять как минимум из: маркетолога, аналитика, специалиста по рекламе, SEO-оптимизатора, копирайтера и дизайнера. Если мы будем брать специалистов с низкими зарплатными ожиданиями (джунов, возможно – удастся схантить пару миддлов), то маркетологу нужно будет платить 80 000 рублей в месяц, остальным – в среднем по 60 000 рублей в месяц, в сумме выходит 380 000 рублей. 380 000 рублей в месяц – это стоимость комплексного продвижения проекта в адекватном агентстве продвижения, при этом вы лишаете себя головной боли с наймом сотрудников и получаете сотрудников грейдом повыше.
Что еще важно: если у вас – не самый большой бизнес, то после изначальной интенсивной раскрутки останется только ее поддерживать – штат из 6 сотрудников отдела продаж станет вам резко не нужен. Поэтому внутренние отделы маркетинга среди малого и среднего бизнеса особой популярностью не пользуются – стоимость услуг у адекватных агентств позволяет получить все то же, что и с собственным отделом маркетинга, только проще и быстрее.
Есть 2 пути: либо искать комплексное обслуживание (его обычно предоставляют агентства маркетинга), либо искать отдельных специалистов. Почти всегда первый вариант – лучше, потому что вы получите полноценную завершенную услугу, в то время как отдельные услуги обычно заказываются у фрилансеров, которые меньше заботятся о репутации. Можно заказывать отдельные услуги и у агентств, но в этом случае вы заплатите существенно больше, чем при обращении к фрилансеру. Если вы пока не знаете, что вам нужно – найдите интернет-маркетолога (фрилансера или в агентстве) и спросите его. Естественно, любой маркетолог будет предлагать вам дополнительные услуги, но проблема решается просьбой детально объяснить, чем каждая конкретная услуга поможет – вам либо действительно доходчиво объяснят, либо отстанут.
Какого-то глобального прайса на такие услуги не существует – и компании, и фрилансеры выставляют цены, которые считают правильными для себя. Поэтому сначала вам нужно определиться с тем, какое именно продвижение вам нужно, после чего – пойти и сравнить цены. Кстати, если не можете определиться с конкретным набором услуг, а заказывать услуги маркетолога пока не хочется – можете поискать сайт любого агентства интернет-маркетинга, открыть его прайс-лист и посмотреть, что агентство предлагает – в прайс-листе будут перечислены самые распространенные услуги (плюс вы сразу же получите референс по цене).
Тут все просто – открываете сайты 5-10 агентств, находите их прайс-листы и сравниваете цены. Обычно агентства предоставляют крайне подробные прайс-листы, и это – вам на руку, потому что можно будет посчитать месячные расходы сразу же. Единственный вопрос, на который прайс-лист вам не ответит: «Сколько месяцев понадобится на продвижение, но это вы без проблем узнаете, если свяжетесь с консультантом.
Мы не будем делать рекламу каким-то определенным агентствам, но приведем в пример несколько прайс-листов. Вот, к примеру, прайс на таргет и СММ, все услуги имеют отдельную стоимость – можно собрать желаемый пакет:
Чаще интернет-агентства предлагают готовые пакеты – наборы услуг, подходящие тому или иному бизнесу, цена пакета указана сразу. Если вам не нужны какие-то услуги в пакете или, наоборот, в пакете есть то, что вам не нужно – вы всегда можете связаться с менеджером агентства и обсудить индивидуальный пакет, вряд ли вам откажут. Первый пример пакета:
Второй пример пакета:
Здесь все не так просто. Для начала вам нужно определиться с тем, какие именно услуги вы ищете – выше мы уже говорили, что вы можете найти список услуг у агентств и/или нанять маркетолога для консультации. Когда вы получите список нужных услуг – вы получите и список специалистов, который вам нужен.
Дальше нужно искать фрилансеров. Если у вас есть знакомые, которые обращались к фрилансерам и остались довольны – попросите контакты этих специалистов, так вы будете чуть больше уверены, что получите хорошую услугу. Если же такой возможности нет – вам придется долго и упорно искать подходящих фрилансеров, изучая десятки портфолио.
Второй трудный вопрос здесь – «Где искать?». Если вы готовы еще больше усложнить себе жизнь, но повысить шансы на получение хорошей услуги – ищите по соцсетям и мессенджерам, в специальных группах фрилансеров по направлениям. Если найдете исполнителя в соцсети или мессенджере – вам придется работать напрямую, поэтому дважды подумайте, хотите ли вы внести предоплату (на первые разы лучше обсудить ступенчатую оплату, чтобы и вам, и фрилансеру было комфортно). Если же вы не хотите со всем этим связываться – ищите на биржах. Есть узкоспециализированные биржи (вроде etxt.ru – биржа фрилансеров), есть биржи широкой направленность – вроде kwork.ru. Регистрируйтесь, изучайте цены, смотрите портфолио исполнителей.
Где еще можно поискать: Яндекс.Услуги, Kadrof, Авито, ПРОФИ. Бирж фрилансеров – много, поэтому вам будет из чего выбрать.