Одним из основных, а иногда – и главным источником информации о компании или бренде стали сегодня отзывы в интернете. Чтобы получить доверие клиента и изменить сложившуюся репутацию в лучшую сторону, используется SERM.
Определение и принцип действия
Кому SERM особенно актуален?
Задачи, которые решает SERM
Мероприятия, проводимые совместно с SERM
Рассмотрим подробнее, что означает эта англоязычная аббревиатура и чем занимается данный вид репутационного маркетинга.
Определение и принцип действия
SERM расшифровывается как Search Engine Reputation Management, что буквально означает «управление репутацией в поисковых системах». Русскоязычное написание термина – СЕРМ или ЦЕРМ – не прижилось, хотя он применяется сегодня достаточно часто. Что вполне логично, если учесть стремительно возрастающую роль интернета и всего, что с ним связано, в бизнесе.
Основной принцип SERM базируется на том, что большая часть пользователей изучает исключительно первые страницы поисковой выдачи. Поэтому задачей специалиста становится подъем положительных отзывов как можно выше с одновременным вытеснением из топов отрицательных комментариев. В результате целевой запрос потенциальных клиентов оборачивается выдачей позитива о компании или товаре при минимуме или полном отсутствии негатива. Итогом становится формирование положительного имиджа и соответствующей репутации бренда.
Следует понимать, что SERM не является панацеей и универсальным решением всех проблем с репутацией.
Напротив, он наиболее эффективен в сочетании с другими маркетинговыми инструментами. Например, устранением причин появления негативных отзывов о предприятии.
Основные этапы
Комплекс мероприятий, который проводятся в рамках SERM, можно разделить на три основных этапа. Каждый из них заслуживает более внимательного рассмотрения:
- Сбор исходных данных и анализ текущей ситуации. Заключается в поиске отрицательных отзывов в топах выдачи на релевантные запросы. Важной частью работы становится направление информации о проблемах и жалобах клиентов в соответствующие подразделения компании или руководству.
- Разработка стратегии и плана мероприятий. На этой стадии готовятся информационные материалы с преимуществами продукта или бренда и определяются каналы их распространения. Оптимальный вариант действий – использование схожих средств коммуникации с теми, с помощью которых распространялись негативные отзывы.
- Реализация запланированных мер. Представляет собой размещение постов, отзывов, ответов на отзывы, имиджевых статей и других подобных материалов в рамках намеченной маркетинговой кампании.
Важно понимать, что управление репутацией – это перманентный процесс, который не должен заканчиваться. Поэтому описанные выше этапы SERM реализуются в циклическом режиме, то есть после третьей стадии необходимо снова переходить на первую.
Почему важно работать над репутацией бренда в сети?
Главная причина актуальности SERM очевидна и уже была упомянута выше. Именно отзывы клиентов выступают сегодня одним из самых важных источников получения информации о компании или бренде. Тем более – если речь идет о следующих продуктах:
- товары повседневного спроса, так как их качество существенно зависит от бренда (электроника, одежда, косметика, обувь);
- новые услуги, которыми клиент еще не пользовался (туризм, общепит, косметология);
- виды товаров и услуг, где потенциальный покупатель не разбирается (медицинские, банковские, юридические);
- крупные и ответственные покупки (квартира, автомобиль).
Особенности и способы мотивации клиентов к оставлению отзывов
Важным направлением работы маркетолога по управлению репутацией выступает увеличение числа отзывов. Практика показывает, что доля положительных практически всегда выше, а потому, чем больше клиентов оставит комментарий, тем лучше. Еще одним важным плюсом такого подхода становится получение новой информации, что особенно ценно при оставлении отрицательного отзыва.
У компании появляются данные о слабом месте и, как следствие, возможность устранить проблему.
Можно выделить несколько наиболее действенных способов мотивации клиентов на оставление отзыва. В их числе:
- QR-код. Позволяет оставить отзыв с минимальными временными потерями для покупателя. Код сканируется приложением или камерой мобильного устройства и удобен для практического использования. Главное – размещать его в доступных местах.
- Email. Отправка на электронную почту так называемого триггерного письма – классический метод email-маркетинга. Важно серьезно подойди к его содержанию, желательно – включить в текст личное обращение, какой-либо бонус или благодарность. А лучше – все вместе.
- Сообщение в мессенджере или СМС. Обычно отправляется на следующий после покупки день. Содержит просьбу оставить отзыв. Желательно минимизировать объем сообщения, что увеличит вероятность отклика.
- Ремаркетинг. Представляет собой целенаправленную рекламу, которая адресована клиентам, недавно сделавшим покупку или оформившим заказ на получение услуги. Требует дополнительных расходов, поэтому целесообразна только в том случае, если обратная связь с покупателями способна дать сопоставимую отдачу.
Отдельного упоминания заслуживает список площадок, особенно часто используемых для оставления отзывов. В их числе:
- Яндекс.Справочник;
- 2ГИС;
- Google Мой бизнес;
- Irecommend.ru;
- несколько тематических интернет-ресурсов, отведенным отзывам на конкретные виды товаров (например, Яндекс.Маркет для интернет-магазинов).
Разница между SERM и ORM
ORM расшифровывается как Online Reputation Management. Аббревиатура и словосочетание означают комплексное управление репутацией в интернете. Термин носит более общий характер, а SERM выступает его составным элементом.
В отличие от SERM, работающего исключительно с отзывами и поисковыми системами, ORM использует различные интернет-ресурсы:
- социальные сети, включая аккаунт и официальные группы компании;
- тематические сайты, основным контентом которых являются обзоры и отзывы;
- профильные форумы, предназначенные для обмена мнениями о товаре/услуге или их производителе.
Грамотная стратегия маркетинга предполагает задействование инструментом ORM с момента создания продукта или появления бренда. SORM применяется несколько позже – после появления отзывов, так как носит реактивный характер, то есть призван реагировать на действия клиентов.
Кому SERM особенно актуален?
Если речь идет о серьезном бизнесе, SERM окажется полезным всегда. Но в некоторых случаях репутационный маркетинг в поисковых системах становится особенно эффективным. К ним относятся следующие ситуации:
- выпуск на рынок нового товара или услуги;
- острая нехватка или серьезное падение потребительского спроса;
- черный пиар или атака конкурентов.
Задачи, которые решает SERM
Можно выделить несколько наиболее значимых для компании задач, которые решаются при грамотном использовании инструментов SERM, включая такие:
- Создание позитивного имиджа компании, товара, бренда, услуги или конкретной персоны, например, руководителя.
- Исправление или коррекция существующего образа.
- Формирование спроса на новый продукт.
- Подготовка к его появлению целевой аудитории.
- Стимулирование продаж.
- Защита от недобросовестной конкуренции.
- Обратная связь с покупателями и анализ собранной информации.
- Повышение привлекательности бренда или продукта в глазах потенциальных клиентов, партнеров и инвесторов.
Основные стратегии
Выбор оптимальной стратегии SERM зависит от результатов анализа сложившейся ситуации. Выделяют четыре наиболее частых варианта действий:
- Позитивная репутация. Позволяет дать персоналу компании положительную оценку, но вовсе не означает бездействия. Необходимо постоянно проводить мониторинг тематических ресурсов и топов поисковой выдачи с целью дальнейшего улучшения и без того неплохой ситуации.
- Негативная репутация. Требует оперативного вмешательства маркетолога. Первым делом следует отработать отрицательные отзывы – дать ответы, прокомментировать, показать, решить проблемы клиентов и т.д. Если негатив необъективен, следует изучить вопрос на наличие черного пиара. Удаление подобных отзывов или комментариев со своих площадок не составит труда. Со сторонними ресурсами необходимо договариваться с предоставлением комментариев и объяснением позиции.
- Нейтральная репутация. Основной задачей становится увеличение доли позитива. В том числе – за счет интенсификации общения, причем как с авторами положительных отзывов, так и клиентами, разместившими негатив.
- Репутация отсутствует. Обычно такая ситуация характерна для нового бренда или продукта. В этом случае имеет смысл самостоятельно разместить отзывы, а также заняться стимулированием клиентов делать это.
Мероприятия, проводимые совместно с SERM
Как было отмечено, SERM целесообразно применять вместе с другими инструментами маркетинга. Причем некоторые из них способствуют повышению эффективности репутационного маркетинга. В их числе:
- формирование базы позитивных отзывов и высказывания ЛОМов;
- улучшение качества выпускаемой продукции на основе собранной маркетологом информации;
- создание каналов обратной связи;
- формирование положительной повести в СМИ и социальных сетях.
Плюсы и минусы СЕРМ
Как и любой маркетинговый инструмент, SERM имеет и впечатляющие плюсы, и не менее очевидные минусы. К числу первых относятся:
- Сравнительно высокий КПД при формировании позитивного имиджа, если учитывать скромный уровень сопутствующих расходов.
- Высокая эффективность в части удаление негатива из топов выдачи поисковых систем.
- Получение релевантной информации о реальных проблемах и слабых местах в работе компании.
- Возможность оперативно отреагировать на жалобы клиентов и минимизировать вероятные негативные последствия, например, в виде судебного разбирательства или проверки контролирующих органов.
Основными недостатками SERM выступают:
- Большая часть клиентов намного охотнее оставляют негативные отзывы, чем позитивные, что объясняется психологией человека. Причем даже мотивация к оставлению отзывов далеко не всегда способна изменить ситуацию к лучшему.
- Стратегии SERM по-настоящему эффективны только в составе комплексной программы ORM. Самостоятельный эффект от их реализации редко оказывается значимым.
- Топы выдачи поисковиков быстро меняются. Поэтому достигнутый положительный эффект практически всегда оказывается краткосрочным, что требует постоянной работы в направлении SERM.
FAQ
Что значит сокращение SERM?
Она расшифровывается как Search Engine Reputation Management или – в буквальном переводе - «управление репутацией в поисковиках».
Какие задачи ставятся перед специалистом в этой области?
Главной целью его работы становится удаление из топов поисковой выдачи негативных комментариев и отзывов с одновременным замещением их положительными.
Каковы основные этапы SERM?
Работа репутационного маркетолога делится на три этапа:
- сбор исходных данных с последующим анализом;
- разработка плана мероприятий в рамках предварительно составленной стратегии по исправлению ситуации;
- реализация намеченных мер.
Чем SERM отличается от ORM?
ORM представляет собой комплексное управление репутацией бренда, компании или продукта в интернете. Сравнивать два понятия не совсем корректно, так как SERM фактически выступает составной частью ORM.
Подведем итоги
- Важным источником информации о товаре/услуге или их поставщике выступают отзывы клиентов.
- SERM представляет собой комплекс мероприятий, направленных на подъем положительных отзывов на топовые позиции выдачи поисковиков с одновременным опусканием отрицательных.
- Основной задачей специалиста по управлению репутацией становится формирование позитивного образа или корректировка существующего имиджа в лучшую сторону.
- Наибольшего эффекта от SERM удается добиться в рамках комплексного управления репутацией в интернете, за которое отвечает ORM.