logo
Ещё

SEO-специалист – обзор профессии

Более 75% людей смотрят лишь первую страницу поиска, т.е. первые 10 ссылок, поэтому так важно вывести свой сайт хотя бы в этот топ, а для этого нужно заниматься внутренней и внешней оптимизацией. 

Сегодня для оптимизации сайтов есть отдельный человек – SEO-специалист. В нашей статье мы подробно разобрали, что он должен уметь, где сможет работать и на какую зарплату рассчитывать. Надеемся, что статья окажется для вас полезной!

SEO-специалист – кто такой и чем занимается

SEO-специалист занимается продвижением сайтов внутри поисковиков (Яндекса, Google и т.п.). В его силах вывести сайт в топ, увеличить трафик и количество лидов. 

Такой специалист должен следить за тем, чтобы сайт был удобным и визуально приятным для пользователя, а интерфейс был в меру простым и понятным. 

Как работает SEO-оптимизация

SEO-оптимизация – важная и неотъемлемая часть любого онлайн-сервиса. Оптимизация, как правило, происходит комплексно:

  • Для начала необходимо провести анализ ниши и целевой аудитории сервиса, аудит сервиса, нуждающегося в продвижении.
  • После этого специалист может заниматься внутренней оптимизацией сайта, использовать правильно подобранное семантическое ядро, допускать к публикации только качественный контент и т.п. 
  • Не менее важно заниматься аналитикой сайта, следить за тем, что приводит к увеличению показателей.

Если SEO-специалист добросовестно выполняет все пункты, то трафик сайта будет увеличиться, благодаря чему сайт будет подниматься в топе поисковика.

Направления SEO

В сфере SEO можно выделить три основных направления:

  • Внешняя SEO-оптимизация. Все упоминания и ссылки на ваш сайт в других источниках относятся к внешней оптимизации.
  • Внутренняя SEO-оптимизация. Данному направлению следует уделять большую часть времени. К внутренней оптимизации относятся любые изменения внутри сайта для продвижения сервиса, например сбор семантического ядра (ключевых слов, благодаря которым сайт будет проще найти пользователям). 
  • Аналитика оптимизации.

Должностные обязанности и личные качества

У сео-специалиста имеется очень широкий список обязанностей, вот некоторые из них:

  • Проведение SEO-аудита сайта, т.е. его проверка на технические ошибки, оценка конкурентоспособности и актуальности.
  • Проведение внутренней оптимизации: удаление неактуальных или дублированных страниц, создание понятных ссылок, работа над навигацией сайта.
  • Составление семантического ядра.
  • Написание ТЗ для контент-менеджеров.
  • Подборка ресурсов для размещения внешних ссылок на сайт.
  • Анализ эффективности проделанной работы. 

Что должен знать и уметь

Hard skills

SEO-специалист должен знать:

  • Как проводится внешняя и внутренняя оптимизация.
  • Специфику и требования поисковых систем.
  • Как правильно собирать семантическое ядро и где его применять.
  • Этапы проведения технического аудита сайта.
  • Специфику работы с новым или уже готовым сайтом.
  • Как настраивать сервисы аналитики.

Soft skills

Для seo-специалиста очень важно иметь аналитический склад ума и быть:

  • Инициативным.
  • Внимательным.
  • Стрессоустойчивым. 
  • Гибким.
  • Коммуникабельным. 

Формы работы

Удаленная занятость

Удаленная занятость довольно распространена в этой нише. Так, получив образование, SEO-специалист может работать фрилансером, принимая заказы через биржи.

Агентства

Существуют специальные агентства, которые занимаются продвижением сервисов, и у SEO-специалиста есть возможность устроиться в подобное агентство, которое затем будет давать ему заказы на оптимизацию тех или иных сайтов. 

Компании

SEO-специалист может устроиться в компанию напрямую, заключив с ней договор и стать штатным сотрудников того или иного сайта или сервиса.

Инструменты SEO

Существует огромное количество программ, которые необходимы SEO-специалисту. Ключевыми и бесплатными программами могут считаться:

  • Google Analytics.
  • Google Search Console.
  • Google-таблицы (или Microsoft Excel). 

Для сбора семантики и облачных решений можно использовать платный сервис Key Collector, а для анализа конкурентов хорошо подойдет Screaming Frog. 

Другие платные программы, которые будут полезны: 

  • Netpeak.
  • Linkpad.
  • Bright Local.

Обзор рынка труда – зарплаты, перспективы и востребованность

Ниша SEO довольно молодая, но уже сейчас сотрудники такого профиля очень ценятся. 

На одном из популярных сайтов по подбору персонала на сегодняшний день можно найти около 600 свободных вакансий. 

Для специалистов с разным опытом работы могут предлагаться следующие зарплаты:

  • Джун: от 40 тыс. руб. до 60 тыс. руб.

  • Мидл: от 60 тыс. руб. до 90 тыс. руб.

  • Сеньор: от 90 тыс. руб. и выше.

Работодатели в данной нише открыты к молодым, но обучаемым и гибким специалистам. Во многих вакансиях отмечается удаленная работа.

Как правило, в требованиях работодатели выделяют профессиональные навыки SEO-специалиста (проведение аудитов, работа с семантикой, закупка ссылок и т.п.).

Плюсы и минусы работы 

Среди плюсов данной профессии можно отметить:

  • Большой спрос на профессиональных SEO-специалистов.
  • Отсутствие большой конкуренции (по сравнению с другими digital-профессиями). 
  • Высокая оплата труда. 

Минусы работы SEO-специалистом:

  • Рутинная работа.
  • Сидячий образ жизни.
  • Постоянная актуализация своих знаний. 

Карьерный путь

В начале своей карьеры SEO-специалист может разместить свою вакансию на популярных биржах фриланса и крупных сервисах по подбору персонала. Он может работать с небольшими заказами, проводить аудиты, собирать кейсы для своего портфолио и одновременно с этим закрепиться в небольшой компании (в качестве штатного сотрудника сервиса или сотрудника рекламного агентства). Для того, чтобы набираться опыта и собирать портфолио, он может выполнять работу бесплатно.

Спустя год он сможет дорасти до мидла или даже сеньора и получить повышение или найти более высокооплачиваемую работу в крупном онлайн-сервисе. 

Обучение SEO

Для того, чтобы уверенно стартовать в SEO с нуля, вам стоит пройти профильное обучение. На сегодняшний день можно найти десятки обучающих курсов, но мы советуем вам выбирать более долгосрочные программы с обратной связью и возможностью стажировки, которые помогут вам качественно освоить профессию seo-специалиста.

Платные курсы 

Курс «SEO-специалист с нуля до PRO» от Skillbox

Школа

Skillbox

Стоимость

70 698 руб

Цена в рассрочку

3 214 руб/мес

Длительность курса

12 месяцев

Программа трудоустройства

Есть

Формат

Запись лекций

Курс «SEO-специалист» от Академия «Синергия»

Школа

Академия «Синергия»

Стоимость

73 430 руб

Цена в рассрочку

3 060 руб/мес

Длительность курса

6 месяцев

Программа трудоустройства

Есть

Формат

Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем

Курс «SEO-специалист» от Нетология

Школа

Нетология

Стоимость

54 900 руб

Цена в рассрочку

2 407 руб/мес

Длительность курса

4 месяца

Программа трудоустройства

Есть

Формат

Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем

Бесплатные курсы

Как стать SEO-специалистом от Нетологии 

Стоимость обучения

Бесплатно. 

Длительность подготовки

2 занятия. 

Формат обучения

В записи.

Кому подойдет

С нуля. 

На данном курсе вы узнаете, какие тренды сейчас присутствуют в SEO и получите свой первый опыт, после которого сможете сделать вывод, насколько данная профессия вам подходит. 

Плюсы:

  • Вся информация на курсе бесплатная, а значит вы ничем не рискуете и должны вложиться лишь временем.
  • Вы можете начать обучение в удобный для вас момент. 
  • Несмотря на то, что обучение бесплатное, вам все равно будет выдан сертификат о прохождении. 
  • На курсе будет присутствовать команда сопровождения, которой вы сможете задать вопросы. 
  • В качестве бонуса вам будет выдан чек-лист для SEO-специалиста. 

Минусы:

  • Все лекции на курсе записаны заранее. 

Старт в SEO от Rush Academy 

Стоимость обучения

Бесплатно. 

Длительность подготовки

11 уроков. 

Формат обучения

В записи. 

Кому подойдет

С нуля, начинающему, владельцу бизнеса.

На курсе вы познакомитесь с алгоритмами поисковых систем, различными терминами из области SEO, сервисами для SEO-специалиста, узнаете, зачем нужен HTML, как работать с семантическим ядром и какую роль для оптимизации играет контент. 

Плюсы:

  • Вся информация на курсе бесплатная, а значит вы ничем не рискуете и должны вложиться лишь временем.
  • Вы можете начать обучение в удобный для вас момент. 
  • Кроме лекций в записи вам также будет открыт доступ к практическим заданиям. 
  • Вы сможете возвращаться к материалам курса в любой момент даже после того, как завершите обучение.
  • Ваш итоговый проект будет проверен экспертами курса. 
  • В течение обучения вас будет поддерживать куратор. 
  • В качестве бонуса школа дарит вам индивидуальную консультацию, которой вы сможете воспользоваться в конце обучения.

Минусы:

  • Все лекции на курсе записаны заранее. 

Где и как искать первую работу

Если вы прошли обучение в крупной онлайн-школе, то там вам в этом помогут карьерные консультанты. Не отказывайтесь от их помощи! 

Параллельно с этим вы можете мониторить вакансии на популярных сайтах по подбору персонала и фриланс-биржах. Не бойтесь откликаться на разные вакансии и ходить на различные собеседования, даже если вам кажется, что это ни к чему не приведет. 

Пока вы будете в поиске, вы можете предлагать свои услуги за небольшую стоимость или вовсе бесплатно ради опыта, создавать кейсы по различным сайтам, чтобы пополнить портфолио и т.п.

Что почитать о профессии SEO-специалиста 

Для SEO-специалиста, особенно для начинающего, будут полезны следующие форумы:

Большое преимущество форумов в том, что человек может не только прочитать нужную информацию, но и задать свой вопрос и получить по нему ответ. 

Другие профессии – на что еще обратить внимание

Если вам интересно заниматься продвижением, то вы можете обратить внимание на профессию SMM-специалиста, таргетолога, маркетолога, менеджера маркетплейсов.

Известные SEO-специалисты

России

Популярными SEO-агентствами в России считаются “Скобеев и Партнеры”, “Demis Group”, “Kokoc Group”, “Ашманов и партнеры”, в котором выделились Александр Смирнов, Денис Шубенок, Юрий Казанков, Михаил Волович. Популярность также получили такие специалисты, как Дмитрий Иванов, Александр Алаев, Петр Александров, Галина Бакушева.

Мира

Назвать конкретные имена трудно, но можно выделить некоторые агентства и компаний, которые специализируются на SEO: Virtualnetia, Process Group, Proxima digital agency.

Как известные специалисты пришли в профессию

По рассказам Дмитрия Иванова, основателя известного SEO-агентства “Иванов.seo”, он долгое время не мог найти свое призвание и даже 3 года проучился в университете на факультет прикладной информатики, и только поступив в аспирантуру, он смог найти работу помощника SEO-специалиста в транспортной компании, которая в дальнейшем переросла в свой крупный бизнес. 

FAQ

Что означает аббревиатура SEO?

Это английская аббревиатура, которая расшифровывается как Search Engine Optimization (поисковая оптимизация). 

Как выучиться на SEO-специалиста?

Вы можете пойти простым путем и получить образование в онлайн-школах, или же попробовать обучиться самостоятельно, особенно если ранее ваша профессия была связана с продвижением в digital. 

Можно ли выучиться на SEO-специалиста с нуля?

Да, многие онлайн-школы ориентированы на начинающих специалистов.

Можно ли стать SEO-специалистом самостоятельно?

Да, вы можете попробовать стать SEO-специалистом, изучив материалы из открытого доступа, особенно если у вас уже есть опыт работы в digital аналитиком или SMM-специалистом. Если ранее у вас вообще не было подобного опыта и вы хотите стать SEO-специалистом с нуля самостоятельно, то это будет очень трудно, и для начала стоит выбрать более простую профессию.

Какие перспективы есть у начинающего SEO-специалиста? 

Опытных профессионалов с большим количеством успешных кейсов с удовольствием берут на работу в крупные digital-компании. Также в перспективе у опытного SEO-специалиста есть возможность открыть собственное SEO-агентство. 

Подведем итоги 

  • SEO-специалист – это новая, но очень нужная и актуальная профессия.
  • SEO-специалист – это универсальный и гибкий сотрудник, который должен не только заниматься внешней и внутренней оптимизацией сайта и проводить аналитику, но и следить за тем, чтобы сайт был в меру прост и понятен, а контент был качественным и отвечал требованиям целевой аудитории.
  • SEO-специалист может работать как на себя, так и на конкретный сервис или рекламное агентство. 
Часто ищут