SEO-аудит — это очень важная проверка, которую периодически должен проходить каждый сайт. Именно она сможет проанализировать ситуацию сайта с выдачей и поможет продвинуть ресурс в поисковой выдаче. В статье подробно рассказали о том, что из себя представляет SEO-аудит, как проходит и какие задачи решает.
Какие задачи решает, кому и когда его нужно проводить
Как проходит и что анализируют
Стоимость и сроки SEO-аудита
Как провести аудит самостоятельно
Где учиться SEO – курсы на Сравни
Что такое SEO-аудит
SEO-аудит — это комплексный анализ состояния сайта с точки зрения поисковой оптимизации (SEO). Его цель — выявить технические, контентные и структурные проблемы, которые мешают сайту занимать высокие позиции в поисковых системах, и дать рекомендации для их исправления.
По результатам аудита вы сможете получить перечень ошибок и путей их исправления. Данный аудит следует проводить регулярно, так ситуация с сайтом и поисковиками меняется постоянно. Оптимальная частота — 2-3 раза в год.
Какие задачи решает, кому и когда его нужно проводить
SEO-аудит следует проводить регулярно, так ситуация с сайтом и поисковиками меняется постоянно. Оптимальная частота — 2-3 раза в год. Чем объемнее ваш сайт, тем чаще его следует проводить.
Благодаря регулярному SEO-аудиту вы сможете:
- Найти ошибки, которые препятствуют росту. Аудит поможет выявить слабые места, над которыми вы сможете поработать и улучшить некоторые показатели, например, повысить посещаемость.
- Оптимизировать индексацию сайта. Аудит поможет выявить страницы, которые по каким-то причинам не индексируются, то есть не попадают в поисковик, и исправить данные ошибки. Все это может существенно влиять на другие показатели сайта.
- Подстроиться под актуальные изменения в поисковиках. Поисковые системы, например “Яндекс” и Google, постоянно вводят новые правила и алгоритмы ранжирования, из-за которых страницы сайта могут проседать поисковиках. SEO-аудиты помогут вовремя узнать о подобных изменениях и подстроиться под обновлённые алгоритмы.
Как проходит и что анализируют
SEO-аудит проводится комплексно и затрагивает сразу в несколько этапов и по различным направлений для того, чтобы получить более объемную и полезную информацию.
SEO-аудит, как правило, включает в себя следующие этапы:
- Определение целей. На данном этапе владелец сайта должен обозначить существующие проблемы, уточнить задачи и свои ожидания от аудита. Это поможет специалисту акцентировать своё внимание на нужных моментах.
- Сбор первичных данных. Специалист использует специальные инструменты (например, Google Search, Screaming Frog, Яндекс.Вебмастер и пр.) которые помогают собрать первичные данные и проверяют текущую видимость сайта, объем трафика и т.п.
- Технический аудит. Во время технического аудита проводится проверка индексации страниц (например, устранение проблем с robots.txt, поиск удалённых и дублирующих страниц), проверка скорости загрузки, мобильной оптимизации и пр.
- Контентный аудит. На данном этапе специалист анализирует уникальность, релевантность текстов, наличие и плотность ключей, проверка структуры, наличия метатегов и медиаконтента в целом.
- Анализ структуры сайта. Специалист проводит проверку логики навигации, убеждается в удобстве для пользователя, оценивает вложенность страниц и проверяет внутреннюю перелинковку.
- Аудит коммерческих факторов. Данный аудит актуален для тех, кто использует сайт для продаж. Специалисту необходимо оценить ассортимент товаров, описание, наличие контактной информации и дополнительных услуг. Все это играет важную роль при формировании выдачи коммерческих запросов. Так, “Яндекс” отдельно выделяет коммерческие факторы и учитывает их при продвижении.
- Поведенческие факторы. Необходимо оценить время, которое проводит пользователь на сайте, клики в поисковой выдаче и пр.
- Составление отчёта. Специалист проводит анализ полученных данных, выявляет слабые и сильные стороны ресурса, выдвигает приоритетные задачи, требующие срочного решения и даёт прочие рекомендации.
Инструменты аудита
Существует множество инструментов аудита, которые подходят для анализа различных направлений.
- Screaming Frog SEO Spider. Одна из лучших программ, для проведения технического аудита. Одна программа способна проводить анализ ресурса по множеству параметров, благодаря чему она может заменить сразу несколько других. Помимо всего прочего, при помощи “Лягушки” вы можете анализировать конкурентов, получать данные из Google Search Console и многое другое. Благодаря удобному интерфейсу отлично подходит для самостоятельного аудита. Единственный минус — для того, чтобы пользоваться сервисом без ограничений, необходимо приобрести лицензию (стоимость последней версии — 259$ в год).
Все функции доступны бесплатно, однако в ограниченном количестве, то есть в урезанном режиме вы сможете проверить до 500 URL.
- Istio. Это бесплатная программа, которая поможет проверить текст публикации по основным SEO-параметрам: количеству слов, плотность ключей, “воду” и прочее.
- PR-CY. Данный сервис поможет быстро проанализировать нужный сайт сразу по нескольким показателям. Доступны как платные, так и бесплатные проверки в зависимости от объёма. Зарегистрированные пользователи могут настроить автоматизированные регулярные проверки.
- MegaIndex. Платформа позволяет провести как комплексный SEO-анализ сайта, так и множество конкретных показателей. Часть функций доступна бесплатно, другая же — за доп. плату. С актуальными ценами можно ознакомиться на сайте.
- Content-Watch. Полезный инструмент для тех, кто следит за качеством размещаемого контента. В день можно проверить до 3-х ресурсов бесплатно. Можно подключить платный тариф и проверять уникальность неограниченное число раз.
- Google Lighthouse. Сервис, который помогает отслеживать поведение пользователей на сайте и оценивать его. Так как это расширение, вы можете интегрировать его со своим браузером и регулярно использовать.
- GTmetrix. При помощи данного сервиса вы сможете проанализировать скорость загрузки сайта. Помимо информации, сайт предлагает рекомендации, как исправить некоторые недочеты. Минус — работает только с VPN.
Сервисами могут пользоваться как специалисты, так и сами владельцы сайтов. Многие ресурсы предлагают дополнительные платные услуги, которые помогут, например, в интерпретации данных и дадут ценные рекомендации.
Стоимость и сроки SEO-аудита
Несмотря на большое количество этапов процесса и направлений, которые анализируются во время аудита, его сроки составляют 2-3 рабочих дня. В редких случаях при большой загруженности специалиста, проводящего аудит, он может продлиться неделю.
Стоимость комплексного SEO-аудита от различных агентств варьируется от 20 до 100 тысяч рублей. Если вы не готовы платить большие деньги или знаете конкретную проблему или слабое место вашего сайта, вы можете провести аудит направления на выбор. Выше мы предоставили список конкретных инструментов, многие из которых доступны бесплатно.
Как провести аудит самостоятельно
Если у вас не очень большой сайт или вы не располагаете достаточным бюджетом, то вы можете провести SEO-аудит самостоятельно. Наверху вы сможете найти инструменты SEO-специалистов, а ниже мы подготовили чек-лист, который вы можете использовать для проведения аудита своего сайта.
Чек-лист
- Проверьте корректность URL-адресов.
- Проверьте файл txt (разрешены ли нужные страницы для индексации) и убедитесь, что sitemap.xml создан и актуален.
- Проследите наличие актуальных метатегов Title и Description.
- Убедитесь, что размещённый контент уникален, особенно на целевых страницах.
- Проверьте структуры контента и корректное использование заголовков H1, H2 и пр.
- Используйте Google Search Console и Яндекс.Вебмастер для проверки ошибок индексации.
- Найдите и устраните ошибки 404, редиректы (301, 302) и битые ссылки. Это можно сделать при помощи Google Analytics, Google Search Console, Screaming Frog, Веб-мастер или Dead Link Checker.
- Убедитесь, что все важные страницы возвращают статус 200.
- Удалите дубликаты страниц/контента/метатегов.
- Проверьте скорость загрузки сайта.
- Убедитесь, что сайт индексируется в панелях вебмастеров и не имеет штрафных санкций.
- Проверьте наличие SSL-сертификата, а также убедитесь, что все страницы доступны только по HTTPS, а HTTP перенаправляется на HTTPS.
- Сайт отвечает коммерческим фактором ранжирования “Яндекса”.
- Проверьте адаптивность сайта для мобильных версий.
- Убедитесь, что глубина вложенности страниц не превышает 3–4 кликов.
- Настройте внутренние ссылки, чтобы пользователи могли переходить между связанными страницами.
В чек-листе постарались учесть проверку всех основных показателей, которые должны быть в комплексном SEO-аудите. Выше вы можете ознакомиться со списком инструментов, которые помогут вам быстро и бесплатно провести аудит для вашего сайта.
Где учиться SEO – курсы на Сравни
SEO-специалист — востребованная IT-специальность, на которую можно отучиться онлайн. На сайте “Сравни” вы сможете ознакомиться с самыми актуальными и полезными дистанционными курсами для будущих SEO-специалистов:
FAQ
Что такое SEO-аудит простыми словами?
SEO-аудит — это комплексный анализ сайта, который выявляет сильные и слабые стороны, влияющие на его продвижение в поисковых системах.
Кому нужен SEO-аудит?
SEO-аудит необходим практическим всем сайтам, для которых важна посещаемость и их место в поисковике, так как именно он поможет понять, какие ошибки не дают добиться успеха.
Можно ли провести SEO-аудит самостоятельно?
Владелец сайта может провести SEO-аудит самостоятельно (оставили гайд в статье), однако для более правильной трактовки результатов стоит обратиться к опытному SEO-специалисту.
Вывод
- SEO-аудит — это комплексный анализ сайта, который необходимо совершать регулярно.
- SEO-аудит поможет выявить не только слабые и сильные стороны сайта, но и исправить ошибки и повысить посещаемость ресурса.
- Провести SEO-аудит можно самостоятельно, однако для более комплексного подхода лучше обратиться к опытным специалистам.