Референс-лист — очень важный и удобный документ, который помогает компаниям максимально коротко и ясно показать свои успехи и продемонстрировать самые успешные кейсы. Однако довольно часто компании сталкиваются с тем, что не знают, как правильно составить референс-лист, в конечном итоге отказываясь от этой идеи. А зря. Составить документ довольно просто. Главное соблюдать определённые правила, о которых Сравни расскажет в статье.
Референс-лист — это важный бизнес-документ, в котором чётко и коротко продемонстрированы успешные кейсы, услуги и продукты компании, перечень клиентов и другая информация, которая может быть полезна при взаимодействии с заказчиком. Иными словами, это ёмкое отображение успехов вашей компании.
Отметим, что референс-лист это не только условное портфолио, нужное на переговорах с заказчиком, но и целый самостоятельный документ, который можно опубликовать на сайте или выслать по электронной почте.
Повторимся, что в референс-листе важно подробно представить успешные кейсы, количество клиентов, продукты и услуги компании. Рассмотрим каждый из пунктов подробнее.
Что включить в референс-лист? |
|
Пункт |
Описание |
Успешные кейсы. |
Кратко расскажите о каждом кейсе, включая цели и задачи. Опишите использованные стратегии и методы для достижения результатов. Укажите конкретные достижения (например, увеличение продаж зонтиков нашего клиента в 4 раза). |
Клиенты. |
Укажите, с какими типами клиентов вы работали (например, малый бизнес, крупные корпорации, государственные учреждения). Опишите, в каких отраслях были задействованы ваши клиенты (финансы, здравоохранение, IT и т.д.). Если возможно, добавьте краткие отзывы от клиентов о вашей работе. |
Продукты и услуги. |
Перечислите основные продукты и услуги, которые вы предоставляете. Укажите, что делает ваши продукты или услуги уникальными по сравнению с конкурентами. Поделитесь информацией о наградах или признании продукции на рынке. |
Метрики успеха. |
Включите количественные данные (например, показатель окупаемости инвестиций, рост пользовательской базы). |
Референс-лист необходим всё же в первую очередь для того, чтобы убедить клиента в вашей компетентности и востребованности на рынке. Недостаточно будет показать потенциальном заказчику все ваши товары и услуги и рассказать о том, что вы ,может быть, сотрудничали с Тимом Куком. Это, конечно, впечатляюще, но факт сотрудничества ещё не говорит об успешности совместной работы. Вот тогда на помощь и приходит референс-лист, в котором подробно, но в то же время кратко и лаконично расписаны все ваши достоинства, а самое главное — пути реализации клиентских запросов.
В каких случаях ещё может пригодиться референс-лист?
В целом, создание и поддержка актуального референс-листа может значительно помочь в развитии бизнеса и установлении доверительных отношений с клиентами.
Не существует правильного варианта оформления референс-листа. Его можно оформить на свой вкус: в виде таблицы, списка, визитки или рекламного буклета. В принципе самое главное при оформлении референс-листа — опираться на вид деятельности вашей компании. Если организация задействована в предоставлении креативных и творческих услуг, соответственно и референс-лист может быть довольно интересным и запоминающимся, если организация сосредоточена на разработке компьютерного ПО, то и референс-лист может быть довольно строгим.
Несмотря на то что строгих правил оформления референс-листа нет, существуют определённые принципы, которые однозначно помогут вам при составлении документа. К ним относят:
Начнём с того, что составлять референс-лист должна команда. Единоличное составление документа должно быть исключено, если, конечно, вы не суперпрофессионал в сферах текстового редактирования, дизайна и анализа работы компании. Работать над листом должна как минимум команда из трёх специалистов: руководителя, дизайнера и просто грамотного (в прямом и переносном смыслах) специалиста. Как только команда будет собрана, советуем придерживаться следующего плана:
Примеры референс-листов очень часто можно встретить на сайтах самых разных организаций. Удачный, на наш взгляд, референс-лист размещён на сайте компании «Малленом Системс». Малленом Системс — это довольно известная российская компания в области разработки и внедрения систем компьютерного зрения и промышленной видеоаналитики на основе технологий машинного зрения и искусственного интеллекта.
Компания сделала верный шаг, разместив референс-лист непосредственно на сайте. Как правило, подобный ход привлекает потенциальных заказчиков, поскольку им не приходится выуживать эту информацию. Удачен этот референс-лист по большинству показателей: он подробен, легкочитаем и доступен. В документе указаны примеры успешных проектов, которые демонстрируют опыт и компетентность компании. Каждый кейс содержит подробное описание, цели и задачи, а также конкретные цифры. Не менее важно то, что компания буквально на первом листе разместила логотипы всех известных компаний, с которыми она успела поработать.
Менее удачный референс-лист представлен на сайте компании iClim, специализирующейся на поставках и установке сплит-систем. Референс-лист содержит информацию о многих выполненных задачах, однако, успешны они или нет, судить сложно. Сухих фактов иногда недостаточно. Компания просит запрашивать дополнительную информацию, что может разочаровать потенциального заказчика, который хотел бы ознакомиться с документом и полными данными сразу.
Ошибки и пути их решения при составления референс-листа |
|
Ошибка |
Решение |
Указывать абсолютно всю информацию о компании. |
Переизбыток информации делает документ трудным для восприятия. Слишком много страниц — это плохо. Сократите текст до ключевых моментов. Используйте списки и краткие описания. |
Не обновлять референс-лист. |
Регулярно обновляйте референс-лист, добавляя новые проекты и достижения. Если таковых нет, то добавляйте отзывы клиентов и разбирайте старые кейсы. |
Примеры не иллюстрируют заявленные достижения или не связаны с целевой аудиторией. |
Подбирайте кейсы, которые наиболее релевантны для вашей аудитории, и объясняйте их значимость. При персональной отправке документа заказчику, постарайтесь подогнать его под возможные требования клиента. |
Безусловно, преимуществ у использования референс-листа гораздо больше. К ним можно отнести: увеличение шансов на заключение сделки, улучшение имиджа компании, рост доверия к компании и в принципе упрощение выбора заказчика. Однако недостатки у документа тоже есть. Как минимум, вам придётся потратить время на его составление, а также оплатить работу команды. Существуют ещё и юридические риски, так, использование отзывов или проектов без разрешения клиентов может привести к последствиям. Также референс-лист может не охватывать все аспекты работы компании, оставляя пробелы в восприятии. Однако все эти риски довольно легко нивелируются его достоинствами.
Ответ на этот вопрос зависит от условий соглашения, устанавливающего режим конфиденциальности между вами и заказчиком. Если в соглашении прямо указано, что информация о сотрудничестве является конфиденциальной и не подлежит распространению, то вы не имеете права использовать эти данные без согласия заказчика. То есть, если в соглашении нет чёткого запрета на распространение информации о сотрудничестве, это может создать правовую неопределённость. Рекомендуется всегда запрашивать разрешение у заказчика на использование его данных в референс-листе, чтобы избежать возможных юридических последствий.
Референс-лист можно использовать на встречах с потенциальными клиентами, отправлять вместе с коммерческими предложениями или размещать на сайте компании для общего доступа.
Если отзывов нет, можно начать с небольших проектов или предложить бесплатные услуги в обмен на отзыв. Также можно использовать кейсы из практики вашей команды.