3D modeler – это человек, который с помощью программ создает 3Д-модели каких-либо объектов. Объекты могут быть вообще любыми по объему и сложности: от шариковой ручки до планеты. Профессия 3Д моделлер крайне востребована, потому что визуальная репрезентация идей нужна практически всем, от рекламщиков до архитекторов. Иногда 3Д-моделлеров неправильно называют «3Д модельер», хотя профессия может и подходить, если специалист моделирует одежду. Ниже – о том, чем именно занимается моделировщик, какими навыками/знаниями должен обладать человек, занимающийся моделированием, сколько он получает и почему «модельер 3Д» тратит от 60 000 рублей для старта карьеры.
Ита, как мы только что сказали, моделлер занимается трехмерным моделированием чего-либо. Делает он это обычно по ТЗ, то есть техническому заданию – ему дают примерные размеры объекта, его описание, технические характеристики – по ним и происходит визуализация объектов. Что касается сфер, в которых работает моделлер – они могут быть любыми. Чаще всего 3D-моделлеры нужны в игровой индустрии и киноиндустрии, для создания персонажей, локаций, противников, оружия и так далее. В сфере игр – свои особенности, связанные в том числе с производительностью компьютеров. Дело в том, что модели в играх отображаются мощностями компьютера игрока, поэтому сами модели трехмерных персонажей нужно делать максимально легкими и нетребовательными, при этом – максимально красивыми. Если сделать упор на легкость – получатся некрасивые модельки, если сделать упор на красоту – получится игра Crysis, которую на максимальных графических настройках в 144 fps смогли запустить только через 5 лет после выхода самой игры.
Если мы говорим про модели в кино, рекламе, ландшафтном дизайне и так далее (где мощности пользователя не нужны), то уже начинают играть роль ваши собственные мощности. Для того, чтобы сделать красивую картинку на основе 3Д-модели, эту модель нужно рендерить – «наводить лоск». Делается это в специальных программах и специальными движками, 3ds max + V-Ray, например, и этот процесс требует больших мощностей видеокарты/процессора. Отсюда и начальные вложения в 60 000 рублей – на мощный компьютер, который сможет быстро и качественно рендерить.
Еще одна проблема моделлера – в том, что нужно быть специалистом широкого профиля. Обычно у компании нет денег на то, чтобы нанять отдельно моделлера, аниматора и художника, все обязанности исполняет один человек. Будьте готовы к тому, что на своем карьерном пути вам придется изучить анимацию персонажей, создание и коррекцию текстур в Photoshop, ландшафтный дизайн и анатомию. Конечно, можно сфокусироваться на чем-то одном и довести это до совершенства, но найти работу будет сложно.
Наконец, еще одна трудность в работе моделлера – это инструментарий. Бесплатных программ практически нет, 3DS Studio Max стоит приличных денег, рендерить трехмерную графику тоже нужно на недешевых программах (к счастью, все большую популярность приобретает месячная подписка). Кроме того, программы для создания трехмерных моделей – сложные, вы быстрее разберетесь в самих трехмерных моделях, чем в интерфейсе программы.
А теперь – к хорошим сторонам профессии. 3Д-моделлеры крайне востребованы – у вас есть все шансы устроиться на свою первую работу даже в том случае, если вы только закончили обучение и имеете 3-5 средненьких проектов в портфолио. Как и в любых дизайнерских профессиях, портфолио обеспечивает вам повышение зарплаты – то есть вы просто работаете, пополняете портфолио проектами, преодолели некоторый (установленных самому себе) барьер – и требуете повышения зарплаты или ищете новую работу, портфолио вам ее обеспечит. Сама работа предрасположена к удаленке, то есть для вас не будет проблемой переехать или найти себе работу за границей, сидя дома. Наконец, работа – творческая, поэтому у вас будет возможность реализовать себя.
В зарубежных источниках все подвиды моделлеров обычно называются одним собирательным «3D Artist», и на то есть причина – делить эту работу на специализации очень сложно, если кто-то умеет делать дизайны интерьеров – ему с высокой вероятностью дадутся ландшафтный дизайн и левел-дизайн в геймдеве. Поэтому разделение на специализации, которое мы приводим, крайне условное:
Как вы можете увидеть из описаний, моделлеры слабо различаются между собой. Но у каждого есть свои углубленные знания, которые делают его спецом в выбранной области: моделлеры интерьеров – дизайн интерьеров; ландшафтные моделлеры – ландшафтный дизайн; продуктовые моделлеры – рынок; игровые моделлеры – Unity/UE5 и так далее.
Основные обязанности:
Из навыков – работа с программами для моделлинга, вроде Autodesk 3DS Max (о программах будем говорить ниже). Кроме того, нужны специфичные навыки для работы в конкретной области: ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров, анатомия (для создания персонажей) и так далее.
Из личных качеств обязательно нужно отметить пространственное мышление, хотя это скорее навык, а не качество. Оно напрямую поможет вам в работе. Если оно у вас сейчас «хромает» – не проблема, прокачаете в процессе обучения. Из остальных личных качеств – усидчивость, внимание к мелочам и умение работать по 12 часов в день (особенно пригодится на старте карьеры). Большим плюсом будет личный интерес к моделлингу – без него у вас вряд ли получится построить карьеру.
Программ для моделлинга – много, и большинство из них – сложные. Просто держите в голове, что на старте вам понадобится 20-30% от функционала программы, остальные функции вы освоите, если в этом возникнет необходимость. По конкретным программам:
Хорошее описание функций, которые наиболее востребованы у программ, которыми пользуются моделлеры:
Из плюсов:
Из минусов:
Работать можно как «на дядю», так и на себя, через фриланс. Работы и там, и так – более чем достаточно. Причем на фрилансе работу найти даже проще, но есть проблема – на фрилансе обычно ищут соискателей на проектную работу, проект закончился – ищите нового работодателя. Поэтому выбирайте, что вам удобнее: либо стабильный доход (официальное трудоустройство в штат), либо разнообразие и более высокий заработок (фриланс).
Если вас в целом тянет к визуализации, можете рассмотреть работу художника, дизайнера или аниматора. Если вас интересует конкретно 3D, то ищите более специфичную работу внутри профессии моделлера – ландшафты и здания, помещения, игры, фильмы, реклама и так далее.
Школа |
Нетология |
Стоимость |
107 500 руб |
Цена в рассрочку |
3 143 руб/мес |
Длительность курса |
10 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Школа |
Contented |
Стоимость |
175 388 руб |
Цена в рассрочку |
4 872 руб/мес |
Длительность курса |
18 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций |
Школа |
Skillbox |
Стоимость |
208 283 руб |
Цена в рассрочку |
5 375 руб/мес |
Длительность курса |
13 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций |
Конкретно на 3д-моделлера или 3D-artist в ВУЗах не учат. Кроме того, получение профессии через ВУЗ – не самое хорошее решение, потому что учить вас будут долго, а диплом для многих работодателей/заказчиков ничего не значит, портфолио куда информативнее. Но если вы все же хотите получить высшее, ищите специализации со словосочетаниями «компьютерная графика», «виртуальное прототипирование», «3D-моделирование» и «визуальное программирование».
Как мы уже отмечали выше, работать можно как в компаниях, так и на фрилансе. Если хотите работать в компаниях – ищите вакансии на соответствующих сайтах, самый крупный – hh.ru. Если хотите работать на фрилансе – у нас есть материал по биржам фриланса для начинающих. Помните, что вас отличает от других исполнителей ваше портфолио. Если оно пока пустует – сделайте что-нибудь для себя и разместите это в портфолио. Не воспринимайте это как бесплатную работу, воспринимайте это как инвестиции в будущее.
По запросу «3d моделирование» на hh.ru можно найти 2 669 вакансий. Моделлеры требуются разные: игры, ювелирка, промышленное оборудование, интерьеры, архитектура… Зарплата указана у 1 690 вакансий, у 1 575 из них зарплата начинается от 50 000 рублей. У 108 вакансий зарплата начинается от 160 000 рублей. Часто требуются инженеры-конструкторы и инженеры-проектировщики, примерно половина вакансий. Без опыта – 264 вакансии. Удаленка – 141 вакансия.
3D-модельер ювелирных изделий, от 50 000 до 110 000 руб. на руки:
3D-моделлер (Middle), от 1 500 до 3 000 USD до вычета налогов:
3D дизайнер промышленного оборудования, от 110 000 до 110 000 руб. на руки:
3D Environment Artist (Architecture), от 140 000 руб. на руки:
3D Дизайнер, от 50 000 до 80 000 руб. на руки:
Иногда 3Д-артисты уходят в менеджеры и начинают руководить командами моделлеров, но это случается крайне редко. Обычно карьерный путь моделлера сводится увеличению объема портфолио и соответствующему увеличению объема месячного заработка, как на фрилансе, так и в штате. К тому же 3Д-артисты – люди творческие, и с определенного порога заработка они зачастую начинают брать те проекты, которые им больше нравятся, а не те, которые приносят больше денег.
Тезисно: