logo
Ещё

Продакт-менеджер – обзор профессии

Продакт-менеджер — это специалист, который отвечает за продвижение продукта, за его ценность и продвижение на рынке. Основные задачи, которые решает специалист: анализ рынка, коммуникация между клиентами и работниками компании, разработка стратегии продвижения продукта.


В статье мы рассмотрим, какие ключевые качества должен иметь продакт, чтобы получить хорошую должность. 

Кто такой продакт-менеджер

Продакт-менеджер (product owner) – это управленец, который отвечает за создание и вывод на рынок нового продукта, он должен иметь навыки ведения бизнеса, программирования и маркетинга. Этот специалист должен обладать лидерскими качествами, составлять стратегии продвижения и планы, генерировать различные идеи и контролировать выполнение поставленных задач.

Не существует чёткого набора качеств, которые должен иметь продакт. Ему приходится решать разные задачи, поэтому набор навыков и скиллов хорошего специалиста достаточно широк. Вот лишь некоторые из них:

  • изучение целевой аудитории, 
  • анализ и исследование рынка, 
  • техническое обеспечение,
  • работа с командой,
  • распределение и делегирование обязанностей,
  • работа в Agile, Scrum и Kanban.

Стоит отметить, что в разных проектах продакт-менеджеру потребуются разные навыки. Это зависит от того, как работодатель ставит задачу. Например, в некоторых компаниях продакту дают разработку нового продукта с нуля, в других – на продакта ложится ответственность только за вывод продукта на рынок.

В любом случае, требуются хорошие коммуникационные навыки (soft skills). 

Требования к специалисту и что он должен знать

Оценивается работа продакта сразу по нескольким критериям, главные из них: удовлетворённость клиента, популярность продукта, финансовые результаты, а также ROI (показатель рентабельности доходов по отношению к рекламным расходам) и CRR (коэффициент удержания новых пользователей). Ещё один важный показатель – работа команды (насколько слаженно и быстро команда выполнила задание под руководством продакт-менеджера).

Необходимые навыки

Успешый продакт-менеджер легко решает поставленные задачи, благодаря своим навыкам:

  • Стратегическое мышление позволяет специалисту анализировать конкурентов, рынок и запросы клиента и создавать на этом стратегию нового продукта, а затем презентовать её и донести идею до команды. Анализ продолжается даже после того, когда продукт вышел на рынок.
  • Планирование позволяет распределять задачи во времени, чтобы сдать весь проект к сроку. Поэтому продакт должен не только придумать идею, но и правильно спланировать её реализацию до мельчайших деталей.
  • Построение коммуникаций с дизайнерами, программистами, разработчиками и маркетологами и умение доносить свои мысли и идеи до любого человека – ценный и необходимый навык для продакта. 
  • Ведение документации необходимое условия для успешного проекта. Продакт-менеджеру приходится вести предпроектную, проектную, рабочую, итоговую, а иногда и бухгалтерскую документацию.
  • Взаимодействие с подрядчиками позволяет нанимать специалистов в аутсорсинг, также продакт должен уметь организовать закупку дополнительных материалов, вести переговоры и т. п.
Другие навыки продакт-менеджера зависят от специфики деятельности. Например, в программировании продакт должен уметь разрабатывать прототипы программ, чтобы тестировать идеи и не нагружать при этом разработчиков.

Что делают и где работают

Продакт-менеджеров набирают в студии веб-дизайна и программирования, в компании, которые занимаются разработкой информационных продуктов или приложений. Основная задача этого специалиста – развивать новые продукты. Также в его обязанность входит:

  • сбор и анализ информации;
  • рыночные исследования;
  • сравнение продуктов конкурентов;
  • определение потребностей клиента;
  • проработка маркетинговых коммуникаций;
  • выведение требований к новому продукту;
  • создание прототипа;
  • тестирование идей;
  • планирование и распределение обязанностей в команде;
  • взаимодействие с директором по продажам;
  • создание маркетинговой стратегии совместно с маркетологами;
  • продвижение и реализация продукта;
  • контроль и оценка выполненной работы;
  • анализ рентабельности (ROI).

Эффективность работы продакт-менеджера оценивается по целому ряду критериев, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относится взаимодействие специалиста с командой. Эта оценка субъективная и основывается лишь на том, как её характеризуют члены команды.

Если все сотрудники довольны и продукты сдаются в срок, значит, продакт-менеджер работает хорошо. К внешним факторам относятся финансовые показатели и удовлетворённость клиентов.

За что продакт несет ответственность

Продакт-менеджер отвечает за продвижение продукта, для этого нужны аналитические способности. Специалист проводит предварительное исследование, подготавливает почву для выхода на рынок нового продукта, разрабатывает стратегию и тактику продвижения, анализирует товары конкурентов и прочие параметры.

Специфика работы

Итак, мы уже разобрались, что продакт-менеджер всегда занимается продуктом, будь то улучшение готового продукта или поиск новых ниш, в которые можно зайти с этим продуктом. При этом у специалиста всегда есть заказчик, который имеет свои ожидания относительно качеств продукта и озвучивает их продакту. Специфика работы заключается в том, что под разные цели нужны специалисты с разными компетенциями.

Но их всех объединяет умение работать в условиях неопределенности. 

Что сложного

Хотите знать, как стать успешным продакт-менеджером? Вы должны научиться понимать, что происходит в голове у конкурентов, что ожидают от продукта клиенты и как они принимают решения. Иногда такие исследования не помогают, а заводят в тупик и к этому надо быть готовым.

Работа с гипотезами – одна из основных задач продакт-менеджера, поскольку из сотни гипотез может сработать только одна, а иногда ни одной. Тогда нужно продолжить поиск дальше, экспериментировать, анализировать и никогда не опускать руки. 

Работа с конкурентами – отдельный момент. Иногда они появляются из «ниоткуда» и всем игрокам приходится менять правила игры. Хороший продакт должен отслеживать не только крупных конкурентов, но и стартаперов, которые могут вырваться вперёд на голом энтузиазме. 

Профессия продакт-менеджера настолько многогранна, что в ней постоянно нужно повышать квалификацию и осваивать смежные области. Хороший специалист должен знать, как работает маркетинг, аналитика, продажи и весь бизнес в целом. Если у вас есть установка «Я всё знаю», значит, больших высот в этой параллели вам не достичь.

Продакт взаимодействует с самыми разными людьми: с заказчиками, клиентами, специалистами по продажам, маркетологами, разработчиками. От того, насколько правильно и уверенно он выстраивает отношения со всеми участниками процесса, зависит успех всего проекта.

Специалист может хорошо изучить рынок и клиентов, придумать гениальную идею, но, если он не владеет навыками коммуникации, то попросту не сможет донести ценность идеи до заказчика и команды. 

Что интересного

Несмотря на вышеперечисленные критерии, которые несколько осложняют работу продакт-менеджера, эта профессия – очень интересна и увлекательна. У продакта всегда интересная жизнь и общение с интересными разносторонними людьми. 

Один из ценнейших моментов – это возможность принимать участие в стартапах, где у продакта полная свобода действий. Такие проекты обычно более рискованны, чем работа в зрелой компании, однако в них есть возможность быстро и всесторонне прокачаться. 

Варианты карьеры продакта

Для крупных компаний предусмотрена прозрачная система грейдов, которая позволяет определить уровень продакта. Грейды предполагают наращивание компетенций и ответственности, и как следствие, рост заработной платы. 

Она может выглядеть так: 

  • Junior — ответственный за фичу в продукте. Проверяет гипотезы, проводит касдев, пишет ТЗ, проводит решенческие интервью.
  • Professional — ответственный за модуль или подсистему продукта. Генерирует и проверяет гипотезы, анализирует конкурентов, ищет точки роста продукта, строит воронки.
  • Senior — ответственный за продукт или вертикаль продуктов. Увеличивает долю рынка, создаёт стратегию выхода на новые рынки, занимается ценообразованием и разрабатывает стратегию продвижения продукта.

Опытные специалисты рекомендуют начинающим продактам заходить в тему продакт-менеджмента постепенно, через продажи, аналитику, тестирование или разработку. Идеально поработать некоторое время в продажах, в ux/ui, в маркетинге.

Только после этого можно погрузиться в изучение продукта, при этом оттачивая и совершенствуя другие навыки. 

Плюсы и минусы профессии

Продакт-менеджер – это интересная профессия, которая имеет свои преимущества и недостатки.

Плюсы:

  • Востребованная профессия.
  • Высокая заработная плата.
  • Хорошие премии после удачного запуска продукта.

Минусы:

  • Работа в условиях многозадачности и цейтнота.
  • Успех зависит от взаимодействия с различными специалистами.
  • Требуется настойчивость и терпение постоянно.

На какие еще профессии обратить внимание

Кроме продакт-менеджеров над продуктом работает ещё много других специалистов. Каждая профессия требует развития определённых навыков и прокачанных скиллов. Среди них креативные и высокооплачиваемые:

  • Бизнес-консультант отлично разбирается в бизнес-аналитике и в консалтинге, даёт профессиональные рекомендации, которые обеспечивают компании возможность быстро и безболезненно решить поставленные перед бизнесом задачи.
  • Коммерческий директор — это лидер, специалист высшего звена, который занимается бюджетом, оценивает рекламную и маркетинговую стратегии, составляет планы, контролирует работу персонала, работает с партнёрами и поставщиками.
  • Национальный менеджер в иностранной компании — это специалист с лидерскими способностями и большой ответственностью, умеющий креативно мыслить, выстраивать отношения и делегировать полномочия. 
  • HR-директор (HRD) – это не просто специалист по персоналу в компании, это партнёр принимающий участие в управлении и стратегическом планировании. 
  • Интерим-менеджер – специалист, которого нанимают для решения какой-либо проблемы. Так работают бизнес-консультанты, антикризисные менеджеры и профессионалы в сфере HR. 
  • Проджект менеджер – это лидер, который занимается ведением проектов в компании от идеи до его завершения. Этот специалист взаимодействует с клиентами и с разработчиками и делает всё возможное, чтобы воплотить в реальность мечту клиента.
Наиболее креативные должности в сфере менеджмента это – продюсер, арт-менеджер и креативный директор. Эти должности требуют навыков управления и высокого уровня ответственности. 

Анализ рынка: зарплаты, спрос, перспективы

Зарплата продакт-менеджера в России по версии ресурса ХендХантер составляет от 35 до 130 тысяч рублей в месяц. Для Москвы в 2022 году актуальны цифры: от 60 до 150 тысяч рублей.

Карьерный рост продакта возможен в двух направлениях:

  • В стремлении развивать свои компетенции групп-продукт-менеджер, начальник отдела маркетинга, директор по маркетингу;
  • Переход к другой группе продуктов, который чаще практикуется в IT-сфере и фармацевтической отрасли.

Профессия «продакт-менеджер» сегодня востребована на рынке труда, есть даже некий дефицит, поскольку компании ищут уже продвинутых специалистов.

В ближайшие годы спрос на таких работников будет только расти.

Обучение на продакта

По статистике больше половины продактов имеют законченное образование (специалитет) в области маркетинга. Около 40% работают на хороших местах с дипломом бакалавра по одной из параллельных специальностей. При этом, все регулярно проходят курсы и занимаются самообразованием. В настоящий момент в сети можно встретить бесплатные и платные курсы, которые помогут будущему продакту прокачать скиллы и навыки.

Бесплатные курсы

Курс от ProductStar «Профессия: Продакт-менеджер». Курс для начинающих менеджеров продукта, будет полезен маркетологам и предпринимателям. Вы узнаете, как находить и анализировать потребности клиента и сможете составить видение и стратегию продукта. Вы научитесь проводить маркетинговые и продуктовые исследования и сможете проработать позиционирование продукта на рынке.

Курс «Профессия Product Manager» позволяет получить востребованную интернет-профессию, составить резюме продакт-менеджера и устроиться на хорошую должность. В процессе обучения вы изучаете видео-ролики, слушаете лекции, выполняете домашние задания и отрабатываете навыки с наставником. Лучшие работы можно добавить в портфолио.

«Профессия Product Manager» от Нетологии даёт системные и практические знания о поэтапном процессе разработки и вывода на рынок нового продукта. Здесь вы получите лекции по теме и практические инструменты для использования в работе продакта.

Платные курсы

Курс «Менеджер продукта» от Skillfactory, стоимость 114 тысяч рублей за весь курс, срок обучения 12 месяцев. Курс подходит для новичков, приходящих в продакт-менеджмент, и позволяет получить практические навыки в безопасной среде. Компания предоставляет каждому ученику личного наставника, в процессе обучения формируется портфолио из настоящих кейсов. Компания гарантирует трудоустройство после прохождения курса.

Курс от ProductStar «Профессия: Продакт-менеджер» – это обучение с нуля до Middle PM уровня. Несколько специализаций на курсе: IT Project Manager, Продюсер онлайн курсов, Менеджер проектов в агенстве. То есть вы осваиваете сразу несколько профессий за раз. Практика на реальных кейсах, с проведением конференций, нетворкинга и стажировок. После успешного обучения гарантированно трудоустройство в международные и зарубежные компании. Обучение рассчитано на 6 месяцев, полная стоимость 144 тысяч рублей за весь курс, есть скидки.

FAQ 

Чем отличается продакт-менеджер от проджект-менеджера?

В отличие от продакта, который деятельно погружается в продукт и работает с метриками, проджект отвечает за достижение результатов в оговоренный срок, за команду, настрой на проекте.

Какие обязанности у продакт-менеджера?

Обязанности продакт-менеджера включают: изучение рынка, поиск качеств совершенного продукта, глубокий анализ рынка и продукта, анализ обратной связи от пользователей и общение с техподдержкой для улучшения продукта

исследование аудитории, мониторинг частоты использования продукта

Подведем итоги 

  • Продакт-менеджер — это специалист, который отвечает за продвижение продукта, за его ценность и продвижение на рынке
  • Он должен иметь навыки ведения бизнеса, программирования и маркетинга, обладать лидерскими качествами, составлять стратегии продвижения и контролировать выполнение поставленных задач.
  • Чтобы быть успешным продактом нужно вникать в советы начинающим менеджерам от экспертов, регулярно проходить курсы и заниматься самообразованием.
Часто ищут