Продакт-менеджер — это специалист, который отвечает за продвижение продукта, за его ценность и продвижение на рынке. Основные задачи, которые решает специалист: анализ рынка, коммуникация между клиентами и работниками компании, разработка стратегии продвижения продукта.
В статье мы рассмотрим, какие ключевые качества должен иметь продакт, чтобы получить хорошую должность.
Продакт-менеджер (product owner) – это управленец, который отвечает за создание и вывод на рынок нового продукта, он должен иметь навыки ведения бизнеса, программирования и маркетинга. Этот специалист должен обладать лидерскими качествами, составлять стратегии продвижения и планы, генерировать различные идеи и контролировать выполнение поставленных задач.
Не существует чёткого набора качеств, которые должен иметь продакт. Ему приходится решать разные задачи, поэтому набор навыков и скиллов хорошего специалиста достаточно широк. Вот лишь некоторые из них:
Стоит отметить, что в разных проектах продакт-менеджеру потребуются разные навыки. Это зависит от того, как работодатель ставит задачу. Например, в некоторых компаниях продакту дают разработку нового продукта с нуля, в других – на продакта ложится ответственность только за вывод продукта на рынок.
В любом случае, требуются хорошие коммуникационные навыки (soft skills).
Оценивается работа продакта сразу по нескольким критериям, главные из них: удовлетворённость клиента, популярность продукта, финансовые результаты, а также ROI (показатель рентабельности доходов по отношению к рекламным расходам) и CRR (коэффициент удержания новых пользователей). Ещё один важный показатель – работа команды (насколько слаженно и быстро команда выполнила задание под руководством продакт-менеджера).
Успешый продакт-менеджер легко решает поставленные задачи, благодаря своим навыкам:
Другие навыки продакт-менеджера зависят от специфики деятельности. Например, в программировании продакт должен уметь разрабатывать прототипы программ, чтобы тестировать идеи и не нагружать при этом разработчиков.
Продакт-менеджеров набирают в студии веб-дизайна и программирования, в компании, которые занимаются разработкой информационных продуктов или приложений. Основная задача этого специалиста – развивать новые продукты. Также в его обязанность входит:
Эффективность работы продакт-менеджера оценивается по целому ряду критериев, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относится взаимодействие специалиста с командой. Эта оценка субъективная и основывается лишь на том, как её характеризуют члены команды.
Если все сотрудники довольны и продукты сдаются в срок, значит, продакт-менеджер работает хорошо. К внешним факторам относятся финансовые показатели и удовлетворённость клиентов.
Продакт-менеджер отвечает за продвижение продукта, для этого нужны аналитические способности. Специалист проводит предварительное исследование, подготавливает почву для выхода на рынок нового продукта, разрабатывает стратегию и тактику продвижения, анализирует товары конкурентов и прочие параметры.
Итак, мы уже разобрались, что продакт-менеджер всегда занимается продуктом, будь то улучшение готового продукта или поиск новых ниш, в которые можно зайти с этим продуктом. При этом у специалиста всегда есть заказчик, который имеет свои ожидания относительно качеств продукта и озвучивает их продакту. Специфика работы заключается в том, что под разные цели нужны специалисты с разными компетенциями.
Но их всех объединяет умение работать в условиях неопределенности.
Хотите знать, как стать успешным продакт-менеджером? Вы должны научиться понимать, что происходит в голове у конкурентов, что ожидают от продукта клиенты и как они принимают решения. Иногда такие исследования не помогают, а заводят в тупик и к этому надо быть готовым.
Работа с гипотезами – одна из основных задач продакт-менеджера, поскольку из сотни гипотез может сработать только одна, а иногда ни одной. Тогда нужно продолжить поиск дальше, экспериментировать, анализировать и никогда не опускать руки.
Работа с конкурентами – отдельный момент. Иногда они появляются из «ниоткуда» и всем игрокам приходится менять правила игры. Хороший продакт должен отслеживать не только крупных конкурентов, но и стартаперов, которые могут вырваться вперёд на голом энтузиазме.
Профессия продакт-менеджера настолько многогранна, что в ней постоянно нужно повышать квалификацию и осваивать смежные области. Хороший специалист должен знать, как работает маркетинг, аналитика, продажи и весь бизнес в целом. Если у вас есть установка «Я всё знаю», значит, больших высот в этой параллели вам не достичь.
Продакт взаимодействует с самыми разными людьми: с заказчиками, клиентами, специалистами по продажам, маркетологами, разработчиками. От того, насколько правильно и уверенно он выстраивает отношения со всеми участниками процесса, зависит успех всего проекта.
Специалист может хорошо изучить рынок и клиентов, придумать гениальную идею, но, если он не владеет навыками коммуникации, то попросту не сможет донести ценность идеи до заказчика и команды.
Несмотря на вышеперечисленные критерии, которые несколько осложняют работу продакт-менеджера, эта профессия – очень интересна и увлекательна. У продакта всегда интересная жизнь и общение с интересными разносторонними людьми.
Один из ценнейших моментов – это возможность принимать участие в стартапах, где у продакта полная свобода действий. Такие проекты обычно более рискованны, чем работа в зрелой компании, однако в них есть возможность быстро и всесторонне прокачаться.
Для крупных компаний предусмотрена прозрачная система грейдов, которая позволяет определить уровень продакта. Грейды предполагают наращивание компетенций и ответственности, и как следствие, рост заработной платы.
Она может выглядеть так:
Опытные специалисты рекомендуют начинающим продактам заходить в тему продакт-менеджмента постепенно, через продажи, аналитику, тестирование или разработку. Идеально поработать некоторое время в продажах, в ux/ui, в маркетинге.
Только после этого можно погрузиться в изучение продукта, при этом оттачивая и совершенствуя другие навыки.
Продакт-менеджер – это интересная профессия, которая имеет свои преимущества и недостатки.
Плюсы:
Минусы:
Кроме продакт-менеджеров над продуктом работает ещё много других специалистов. Каждая профессия требует развития определённых навыков и прокачанных скиллов. Среди них креативные и высокооплачиваемые:
Наиболее креативные должности в сфере менеджмента это – продюсер, арт-менеджер и креативный директор. Эти должности требуют навыков управления и высокого уровня ответственности.
Зарплата продакт-менеджера в России по версии ресурса ХендХантер составляет от 35 до 130 тысяч рублей в месяц. Для Москвы в 2022 году актуальны цифры: от 60 до 150 тысяч рублей.
Карьерный рост продакта возможен в двух направлениях:
Профессия «продакт-менеджер» сегодня востребована на рынке труда, есть даже некий дефицит, поскольку компании ищут уже продвинутых специалистов.
В ближайшие годы спрос на таких работников будет только расти.
По статистике больше половины продактов имеют законченное образование (специалитет) в области маркетинга. Около 40% работают на хороших местах с дипломом бакалавра по одной из параллельных специальностей. При этом, все регулярно проходят курсы и занимаются самообразованием. В настоящий момент в сети можно встретить бесплатные и платные курсы, которые помогут будущему продакту прокачать скиллы и навыки.
Курс от ProductStar «Профессия: Продакт-менеджер». Курс для начинающих менеджеров продукта, будет полезен маркетологам и предпринимателям. Вы узнаете, как находить и анализировать потребности клиента и сможете составить видение и стратегию продукта. Вы научитесь проводить маркетинговые и продуктовые исследования и сможете проработать позиционирование продукта на рынке.
Курс «Профессия Product Manager» позволяет получить востребованную интернет-профессию, составить резюме продакт-менеджера и устроиться на хорошую должность. В процессе обучения вы изучаете видео-ролики, слушаете лекции, выполняете домашние задания и отрабатываете навыки с наставником. Лучшие работы можно добавить в портфолио.
«Профессия Product Manager» от Нетологии даёт системные и практические знания о поэтапном процессе разработки и вывода на рынок нового продукта. Здесь вы получите лекции по теме и практические инструменты для использования в работе продакта.
Курс «Менеджер продукта» от Skillfactory, стоимость 114 тысяч рублей за весь курс, срок обучения 12 месяцев. Курс подходит для новичков, приходящих в продакт-менеджмент, и позволяет получить практические навыки в безопасной среде. Компания предоставляет каждому ученику личного наставника, в процессе обучения формируется портфолио из настоящих кейсов. Компания гарантирует трудоустройство после прохождения курса.
Курс от ProductStar «Профессия: Продакт-менеджер» – это обучение с нуля до Middle PM уровня. Несколько специализаций на курсе: IT Project Manager, Продюсер онлайн курсов, Менеджер проектов в агенстве. То есть вы осваиваете сразу несколько профессий за раз. Практика на реальных кейсах, с проведением конференций, нетворкинга и стажировок. После успешного обучения гарантированно трудоустройство в международные и зарубежные компании. Обучение рассчитано на 6 месяцев, полная стоимость 144 тысяч рублей за весь курс, есть скидки.
Чем отличается продакт-менеджер от проджект-менеджера?
В отличие от продакта, который деятельно погружается в продукт и работает с метриками, проджект отвечает за достижение результатов в оговоренный срок, за команду, настрой на проекте.
Какие обязанности у продакт-менеджера?
Обязанности продакт-менеджера включают: изучение рынка, поиск качеств совершенного продукта, глубокий анализ рынка и продукта, анализ обратной связи от пользователей и общение с техподдержкой для улучшения продукта
исследование аудитории, мониторинг частоты использования продукта