logo
Ещё

PEST-анализ

Многие компании обязательно составляют стратегию развития на несколько лет вперед. Задача эта достаточно сложная и требует определенных знаний и навыков.

PEST-анализ поможет определить перспективные направления развития организации, и оценить степень рисков.

В этой статье мы подробно разберем, что такое PEST анализ и как им воспользоваться.

PEST-анализ – что это

PEST-анализ – это инструмент для комплексного исследования, помогающий выявить влияние внешней среды на успех предприятия.

Само слово PEST представляет собой аббревиатуру из групп факторов:

  • P – политические, например налоговая политика или субсидирование и т.д.;
  • E – экономические, например курс рубля, инфляция и т.д.;
  • S – социокультурные, например социальные потребности, уровень жизни и т.д.;
  • T – технологические, т.е. влияние технологий на бизнес. 
Благодаря всем этим факторам вы сможете понять перспективы развития компании на 3-10 лет, и выявить к какой макросреде она относится.

Отличия от SWOT 

SWOT анализы часто путают с PEST анализом. Это связано с тем, что они во многом схожи. Но на самом деле, пест анализ является частью свот анализа и вот в чем их особенности:

  • PEST анализ работает с внешними факторами воздействия. Это означает, что влиять на них компания не может, но может предусмотреть выходы из любой ситуации.
  • SWOT анализ работает как с внешними, так и с внутренними факторами. Именно они позволяют понять слабые и сильные стороны компании, с которыми можно работать.

Виды PEST

Данный анализ подразделяется еще на 5 расширенных версий:

  1. STEEPLE – является версией pest, но помимо основных факторов, включает ещё E – экологическую обстановку (Ecological), L – правовое поле (Legal) и E – этические моменты (Ethical).
  2. Проведение PESTLE анализа включает в себя E – экологическую среду (Ecological) и L – правовое поле (Legal).
  3. PESTELI – это тот же пестель анализ, плюс I – анализ отрасли, в которой работает фирма (Industry).
  4. SLEPT – добавляется L фактор — правовой (Legal).
  5. LONGPEST – расширенная версия, где все факторы PEST-анализа оцениваются на L – местном, N – государственном и G – мировом уровне (Local + National + Global factors).

Какие факторы стоит рассматривать

Есть ряд факторов, которые стоит внимательно рассматривать при составлении стратегии, ведь они могут дать всестороннюю оценку положения организации на рынке.

Разберемся подробнее, что же собой представляют эти факторы макросреды.

Факторы пест анализа.

Политические

Политика оказывает сильное влияние на любую бизнес-деятельность. Любой новый законопроект может перевернуть все представление о работе. Именно поэтому нужно обязательно изучать следующие факторы внутренней макросреды:

  • Отношение к частной собственности.
  • Межгосударственные отношения.
  • Воздействие государства на различные отрасли.
  • Налоговая политика.
  • Субсидирования, поддержка или послабления для бизнеса от государства.

Разобраться в данном факторе помогут следующие вопросы:

  1. Как в государстве обстоят дела с внешней политикой? Есть ли санкции?
  2. Когда состоятся следующие выборы? Как это может отразиться на бизнесе?
  3. Насколько в стране развито право собственности и как распространена коррупция?

Экономические

Чтобы спрогнозировать финансовое состояние организации необходимо изучать различные экономические факторы. К ним относят:

  • Уровень дохода населения.
  • Изменение курса рубля и ключевую ставку.
  • Уровень конкуренции и инфляции.
  • Налоговые льготы в различных областях.

Вот небольшой список вопросов, которые помогут разобраться с экономическим фактором:

  1. Как ведут себя доходы потенциальных потребителей?
  2. Стабильна ли национальная валюта?
  3. Есть ли риск возрастания стоимости сырья и ресурсов?

Социально-культурные

В разделе социально-культурных факторов следует рассматривать те задачи, которые касаются населения:

  • Социальные потребности населения.
  • Особенности менталитета, традиции, предубеждения.
  • Качество образования, трудоспособность.
  • Демографические показатели.

Помогут разобраться в данном факторе следующие вопросы:

  1. Какой возрастной состав населения?
  2. Как влияют на мнение общественности религиозные или политические организации?
  3. Какой уровень образования и здравоохранения?

Технологические

Чтобы не отставать от конкурентов в технологическом плане необходимо разбирать следующие факторы:

  • Развитость системы патентов и лицензий.
  • Технологическая база конкурентов.
  • Развитие инновационных технологий.

Узнать подробности технологических факторов поможет ряд вопросов:

  1. Есть ли какие-либо новые технологии, способные повлиять на бизнес?
  2. Какие технологические новинки используют конкуренты?
  3. Какие разработки стоит применять, чтобы увеличить прибыль своей компании?

Цели анализа

Главная задача проведения pest анализа – создание долгосрочной стратегии развития компании, при помощи выявления значимых внешних факторов, их анализа и оценки развития.

К основным целям методики pest можно отнести:

  • предотвращение работы над проектами, которые принесут убытки;
  • следование тенденциям в сфере бизнеса;
  • выявление возможных угроз;
  • формирование полного понимания о нише или среде, в которой планируется открыть проект.
Для крупного и среднего бизнеса отсутствие стратегии может привести к провалу, ведь без долгосрочного планирования можно упустить огромное количество важных маркетинговых инструментов.

Как провести PEST-анализ – руководство и пошаговый план

Чтобы выполнить PEST анализы необходимо пройти 6 шагов.

Шаг

Описание

1

Собрать необходимые для проведения анализа факторы.

Необходимо составить список всех параметров, которые могут повлиять на вашу компанию. Использовать необходимо все 4 фактора, задать максимальное количество вопросов. Чтобы было проще, можно привлечь экспертов.

2

Составление таблицы

Получившиеся данные необходимо внести в сводную таблицу, исходя из степени их влияния на бизнес.

3

Оценка вероятности изменения факторов.

Узнайте, могут ли факторы измениться и внесите данные о возможных изменениях в таблицу, оценивая их по 5-бальной шкале, где 1 – не сильно изменится, 5 – изменится очень сильно.

4

Оценка реальной значимости факторов.

Для того чтобы вычислить оценку, необходимо воспользоваться формулой: влияние фактора ÷ сумма влияний × средняя оценка эксперта.

5

Создание матрицы анализа.

Необходимо расположить все пункты в порядке убывания. Чем выше стоит фактор, тем больше на него стоит обратить внимание.

6

Выводы.

Необходимо сделать анализ каждого фактора и выяснить их вероятные изменения, влияние на компанию и возможные решения.

В таблице представлен пример Pest-анализа.

Ниже представлен пример от Сбербанка. 

Факторы

Возможности

Риски

Социальные

Повышается уровень жизни и доверие клиентов к крупным банкам. Сбербанк подает пример стабильности.

Высокая доступность кредитования.

Низкий уровень образования населения, не позволяющий хорошо разбираться в банковских услугах.

Сезонный характер спроса на некоторые услуги.

Технологические

Можно увеличить долю рынка с помощью технологического переоснащения.

Затраты на внедрение новых технологий могут не оправдаться.

Экономические

Учетная ставка Банка России.

Риски внешних операций, уровень инфляции.

Политические

Ужесточение законодательства в сфере банковских услуг и снижение количества банков на этом фоне.

Экономика РФ стабилизируется благодаря стабилизации политической системы.

Объединения небольших банков в крупные.

Роль зарубежных банков в экономике страны растет.

FAQ 

Есть ли минусы метода PEST анализа?

Есть. Данная аналитическая система основана на предположениях о том, что возможно случится. Поэтому пест анализ стоит перепроверять и редактировать каждый год.

Какие могут быть ошибки, при проведении стратегического анализа?

К ошибкам можно отнести неадекватную оценку значимости факторов, разную трактовку тезисов, работу с неподтвержденной информацией, недостаток конкретизации данных.

Где можно научиться выполнять PEST анализ?

Для качественной работы, можно пройти курс «HR-аналитика и автоматизация» от Нетология. На данном курсе вы научитесь использовать инструменты HR-аналитики, что даст вам преимущество на рынке труда. Вы сможете быстро погружаться в процессы, находить проблемные места и повышать эффективность работы с персоналом.

Курс «HR-аналитика с нуля» от Skillbox

Школа

Skillbox

Стоимость

55 375 руб

Цена в рассрочку

2 307 руб/мес

Длительность курса

3 месяца

Программа трудоустройства

Отсутствует

Формат

Запись лекций

Курс «HR-аналитика» от Яндекс Практикум

Школа

Яндекс Практикум

Стоимость

72 000 руб

Цена в рассрочку

25 000 руб/мес

Длительность курса

3 месяца

Программа трудоустройства

Отсутствует

Формат

Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем

Курс «HR-аналитика» от Eduson Academy

Школа

Eduson Academy

Стоимость

48 770 руб

Цена в рассрочку

4 064 руб/мес

Длительность курса

2 месяца

Программа трудоустройства

Есть

Формат

Запись лекций

Вывод

  • PEST-анализ – один из главных инструментов планирования.
  • Существуют расширенные версии методики PEST-анализа, в которых подробнее рассматриваются определенные факторы.
  • Данный вид анализа нацелен исключительно на сбор данных о внешнем воздействии на компанию.
Часто ищут