В среднем HRы (кадровики) тратят на просмотр резюме 8 секунд, и существенная часть этого времени приходится именно на навыки человека. Вы можете быть призером олимпиад, волонтером в приюте для животных, активным путешественником – это все очень интересно, конечно же, но работодателя в первую очередь интересует то, что вы умеете, если вы не подходите по навыкам – ваше резюме отправляется в корзину. И, поскольку резюме просматривается быстро, вам нужно, чтобы HR очень быстро понял, что вы умеете – а для этого нужно составить структуру навыков и вынести только самые важные навыки в резюме, оставив второстепенные профессиональные качества для тех кадровиков, которые заинтересуются вашим списком ключевых навыков и будут читать дальше. Поскольку задача составления резюме – очень распространенная, уже давным-давно были выработаны правила, по которым нужно указывать ключевые навыки в резюме – и ниже вы найдете эти правила с примерами.
Профессиональные качества – это ваши кор-скилы, если выражаться более понятно – это навыки, которые делают вас: а) специалистом в какой-то области; б) идеальным кандидатом на определенную работу. Как мы уже говорили, список профессиональных навыков – это то, на что обращают основное внимание при рассмотрении резюме, и ваши основные задачи: а) указать наиболее релевантные навыки; б) оформить их так, чтобы HRу было наиболее удобно все это читать. Со вторым пунктом мы разберемся в следующем разделе, здесь же поговорим про релевантность.
Представьте, что вы берете человека на работу. У вас есть бизнес, и у бизнеса есть какая-то нужда – например, кто-то должен стоять за барной стойкой, разливать напитки и собирать плату. Кто для этого подойдет лучше: бородатый 45-летний инженер с высшим образованием, всю жизнь работающий на производстве, или 20-летний юноша, недавно закончивший курсы бармена? Кажется, что второй кандидат подойдет лучше. Но если вдруг окажется, что юноша не может связать 2 слова, а инженер имеет презентабельный вид, поставленную речь и развитый кризис-менеджмент? Здесь все становится не так очевидно, и оба кандидата уже могут пойти на собеседование, чтобы работодатель при личной встрече принял окончательное решение. Но единственный источник информации, из которого работодатель может узнать о наличии коммуникативных навыков (как и остальных) у инженера – это список навыков в профессиональных умениях.
Навыки принято делить на хард-скиллы и софт-скиллы.
Хард-скиллы – это что-то, что имеет прикладное значение, и обычно может быть описано опытом + образованием. Рисовать в Photoshop – это хард-скилл, проектировать небоскреб – это хард-скилл, водить авто – это хард-скилл. Напротив, софт-скиллы обычно относятся к гуманитарной области, сложно описываются опытом + образованием и не привязаны к какому-то виду деятельности. Стрессоустойчивость – это софт-скилл, умение поддерживать диалог – это софт-скилл, креативность – это софт-скилл.
И теперь, когда мы дали определение жестких и гибких навыков, мы можем вскрыть проблему, которая стоит за этими определениями. Проблемы, на самом деле, две: а) мягкие навыки могут расцениваться как жесткие, если вы устраиваетесь на конкретную вакансию; б) описание технического навыка не всегда раскрывает ваше владение этим навыком. Проиллюстрировать первую проблему довольно просто: в приведенном выше примере стрессоустойчивость и общительность будет жесткими навыками, потому что для бармена, постоянно работающего с людьми, эти компетенции будут ключевыми. Со второй проблемой все несколько более тонко: если вы, например, устраиваетесь разработчиком на языке Java, то с виду жесткий навык «уверенное владение ПК» не скажет о вас вообще ничего, более детальное с виду описание вроде «знание Java Core» тоже опишет вас лишь приблизительно.
Исходя из этих проблем, дадим вам совет: отталкивайтесь от ключевых компетенций позиции, а не от деления навыков на мягкие и жесткие. Это разделение переоценено.
Ставьте себя на место бизнеса – и уже от этого видения решайте, какие навыки будут ключевыми и что можно отнести к дополнительным навыкам.
Здесь все довольно просто – вам нужно организовать список специальных навыков так, чтобы читающему было максимально удобно воспринимать информацию. Здесь есть несколько подходов, самый простой из них – древовидный: вы выделяете несколько категорий, и внутри них указываете «поднавыки», которыми обладаете. В этом случае HR сразу прочитает заголовки (широкое название группы навыков), после чего уже перейдет к чтению деталей. Естественно, составьте резюме структурированно – поскольку у потенциальных работодателей нет времени вчитываться в ваше полотно текста, вам нужно сделать так, чтобы самые важные вещи сразу же бросались в глаза – чтобы добиться этого, вам нужно: а) писать кратко и по существу; б) использовать списки; в) размечать резюме заголовками.
Как мы уже говорили, набор мягких навыков может перетекать в жесткие, поэтому лучше делить навыки, исходя из их необходимости для бизнеса – то есть выделять конкретные профессиональные навыки под конкретную профессию. Чтобы сделать это, вам нужно сначала собрать информацию о работе – можете начать с описания вакансий, после чего найдите сайт компании и детально его изучите.
Не забудьте зайти в раздел вакансий прямо на сайте работодателя, если нашли его вакансию на другом сайте – возможно, вы получите более детальные сведения.
Когда информации о том, какой работник нужен бизнесу, будет достаточно, переходите к созданию списка навыков – сначала при составлении списка выделите группы навыков, которые можно описать одним словом или коротким предложением (Общение с людьми, Java, медицина, составление отчетов, знание бухгалтерии, …), после этого добавляйте к каждой группе конкретные навыки, которые показывают, что вы умеете на практике. Так вы и сформируете список общих профессиональных навыков для конкретной профессии.
Готовые примеры ключевых навыков для конкретных профессий.
Школа |
EDPRO |
Стоимость |
166 510 руб |
Цена в рассрочку |
6 938 руб/мес |
Длительность курса |
7 месяцев |
Программа трудоустройства |
Отсутствует |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Школа |
НАДПО |
Стоимость |
54 900 руб |
Цена в рассрочку |
4 575 руб/мес |
Длительность курса |
10 месяцев |
Программа трудоустройства |
Отсутствует |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Школа |
Talentsy |
Стоимость |
200 000 руб |
Цена в рассрочку |
8 335 руб/мес |
Длительность курса |
12 месяцев |
Программа трудоустройства |
Отсутствует |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Редкий случай, когда нужно не перечислять набор навыков, а делать основной упор на сложные и/или громкие дела. Дела желательно выбирать так, чтобы они покрывали как можно больше юридических направлений. В список навыков можно добавить эти самые направления + общие софт-скилы.
Образец классического резюме новичка в профессии. Поскольку навыков еще не очень много, упор в резюме сделан на достижениях и каком-никаком опыте и образовании:
Пример составления блока навыков. Есть блоки, заголовки которых описывают широкий навык, внутри блока идет перечисление конкретных умений. Все вторичное и расплывчатое вынесено в блок личных качеств.
В этом примере наибольший упор сделан на опыт, но если присмотреться, то опыт фактически описывает профессиональные навыки по категориям:
Резюме – это путь к успеху. На том конце провода сидит человек, которому нужно из десятков соискателей выбрать тех, которые перейдут на следующую стадию. Если вы все хорошо опишете – вы не только упростите жизнь HRу, но еще и выделите себя среди остальных, поэтому ваши шансы на вторую стадию собеседования существенно улучшатся.
Если вам совсем не приходят идеи в голову – готовое резюме лучше, чем никакого. Только отредактируйте его под себя.
Тезисно: