Нативный формат рекламы – это когда реклама органично встраивается в повествование и дополняет его. Например, если вы пишете статью про языки программирования, и в центре статьи вставляете блок с рекламой шампуня для слабых волос, это – обычная реклама; если же вы в этой статье приводите комментарии по ЯП от преподавателя какой-либо онлайн-школы со ссылками на курсы школы, это – нативная реклама. По native advertising постоянно проводят исследования, и исследования показывают существенный прирост от нативки, но нативный маркетинг может съесть большой кусок бюджета и не принести ничего, потому что использовать такую рекламу – очень сложно. Ниже мы разберем: нативная реклама – что это такое простыми словами, какие формы может принимать нативный формат, чем нативка отличается от джинсы, как она выглядит в реальной жизни.
Чтобы понять, почему нативка хорошая и откуда вообще взялся формат нативных реклам, нам нужно понять проблему «обычной» рекламы, в контексте веба – рекламных баннеров. Название этой проблемы – баннерная слепота, и ее очень просто проиллюстрировать:
Желтый и красный цвет – то, куда смотрят люди при прочтении материала, бледно-желтые блоки – это баннеры. Пользователи привыкли не смотреть на баннеры, следовательно – баннерная реклама перестала работать. Точнее она дает где-то 0.3% CTR, то есть 1 из 333 пользователей все же на рекламу кликает, но за этого пользователя приходится выкладывать крупную по меркам маркетинга сумму – а ведь даже нет гарантии, что он станет лидом.
Как маркетологи решили обходить эту проблему? Если пользователи не смотрят на баннеры, то давайте вставлять рекламу туда, куда они смотрят! То есть прямо в контент. Но просто вставить рекламный блок – недостаточно, потому что он попадет под зрительный фильтр читателя так же, как это было с баннерами. Получается, просто ограничиться рекламным контентом не получится – нужно сделать рекламу полезной частью материала. Реклама должна органично вплетаться в структуру повествования и приносить что-то новое. Вот это и есть нативка.
На практике это может выглядеть как угодно, потому что форматы у нативной рекламы не регламентированы (об этом поговорим ниже). Единственное важное правило – реклама должна быть помечена как реклама на всех популярных площадках, это – требование законодательства. Если с фото- и видеоконтентом здесь все просто (пишем в углу надпись о партнерском проекте), то с текстовым полезным контентом все более сложно, потому что у таких рекламных материалов нет четких границ внутри, например, статьи. В итоге приходится помечать весь материал рекламным, хотя качественный нативный контент от этого не страдает:
В завершение раздела выделим основные признаки нативной рекламы:
Из других популярных форматов можно выделить пиар и джинсу. PR – это когда медиа делает материал конкретно по заказу какой-либо компании. Посыл в PR может различаться в зависимости от целей заказчика, но обычно такой материал явно или скрыто подает мысль о том, что заказчик – хороший, а его конкуренты – плохие. PR не маркируется как реклама, хотя целиком и полностью ей является.
Джинса – это то же, что и нативка, только без указания на то, что материал носит рекламный характер. То есть мы берем качественный контент, встраиваем в него рекламу и делаем вид, что рекламы нет. Посмотрите на эту иллюстрацию:
Если оставить то, что выделено красной рамкой – получится нативка. Если убрать – получится джинса. Проблема джинсы – в том, что она запрещена законом о СМИ, и площадки размещения, использовавшие у себя джинсу, могут нарваться на штрафы. Поэтому такую рекламу всегда маркируют каким-либо образом – как показывает практика, при хорошей проработке рекламных постов заметка о рекламе не портит показатели.
С классификацией форматов есть проблема, потому что нативка по факту является обычным контентом, следовательно – она может принимать все те же формы, что и контент. Согласно исследованию Лайфхакера, самый частый формат – это статьи, потому что в них нативка встраивается быстрее и проще:
По остальным популярным форматам:
Плюсы нативки:
Минусы:
Самый простой, но при этом рабочий вариант нативки – это реклама в плитках. Если изображение и заголовок подобраны правильно, в стиле остальных рекомендаций сайта – нативку практически невозможно отследить:
Необычная идея для информационного сайта – берем любой нерекламный материал и вставляем в него небольшую плашку конкретного бренда. Плашка едет вместе с экраном, когда пользователь скроллит страницу. Плашка – ненавязчиво анимированная, чтобы пользователь всегда знал, что она там есть. Если после прочтения материала пользователь заинтересуется – он нажмет на плашку:
Нативка хорошо работает в отзывах/обзорах – человек пишет честный или «честный» отзыв на рекламную продукцию. Аудитория склонна доверять отзывам, поэтому у нее не возникает подозрения или отторжения:
Классическая качественная нативка «на грани» – автор одновременно и дает полезную информацию, и вполне открыто продвигает продукт. Заметьте, что на фото – luxury life, который дополнительно увеличивает CTR:
Еще один пример хрестоматийной нативки в тексте:
Кстати, «спонсорские» посты в ленте соцсети – тоже нативка, потому что они форматируются таким же образом, как и обычные посты из вашей ленты, поэтому вы можете даже не понять сначала, что перед вами – реклама:
Основные советы:
Школа |
Skillbox |
Стоимость |
33 610 руб |
Цена в рассрочку |
2 801 руб/мес |
Длительность курса |
2 месяца |
Программа трудоустройства |
Отсутствует |
Формат |
Запись лекций |
Школа |
Eduson Academy |
Стоимость |
30 485 руб |
Цена в рассрочку |
2 540 руб/мес |
Длительность курса |
3 месяца |
Программа трудоустройства |
Отсутствует |
Формат |
Запись лекций |
Школа |
Нетология |
Стоимость |
44 200 руб |
Цена в рассрочку |
2 583 руб/мес |
Длительность курса |
4.5 месяца |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
По-хорошему на ней должна быть лычка «Партнерский материал» или что-то вроде того. Если их нет – присмотритесь к брендам и товарам, упоминаемым в материале. Если какому-то одному бренду/товару уделяется больше внимания, чем остальным – возможно, перед вами джинса.
Да, законы требуют, чтобы контент не вводил потребителя в заблуждение, проще говоря – любая реклама должна маркироваться (хотя с PR – отдельная история, его не маркируют, но и отследить сложно). Поэтому нативку нужно маркировать как рекламу.
Тезисно: