logo
Ещё

MVP

Понимать на этапе разработки и внедрения, что итоговый продукт будет популярен в обществе и востребован к приобретению, желает каждый производитель. Проведение предварительного тестирования обеспечивает существенную экономию бюджета и предотвращает провальный выход на рынок. Идеального рецепта MVP не существует, но можно взять за основу испытанные варианты.

MVP – что это, минимально жизнеспособный продукт

MVP называют минимально жизнеспособным продуктом или самым ранним вариантом товара, схожего с итоговым результатом, но обладающего сокращенным функционалом. Результат подходит для апробации и ознакомления.

Понятие вошло в оборот в 2001 году, благодаря Фрэнку Робинсону - соучредителю консалтингового предприятия SyvcDev. Он назвал MVP «синхронной разработкой», то есть одновременно с развитием продукта можно проводить изучение целевой аудитории.

Минимально жизнеспособный продукт нельзя сравнить с прототипом, так как он является живым, способным выполнять минимальный набор функций. В качестве примера можно привести бета-версию официального сайта. Он полноценно функционирует, но нуждается в доработках, для определения и внедрения которых требуется мнение первых посетителей.

Зачем нужен и чем полезен для бизнеса

Задача MVP в проверке рабочих гипотез и получении отклика от реальных потребителей. Многим компаниям требуется несколько лет на то, чтобы понять, что в начале пути было принято неверное решение. В конечный продукт был сделан огромный вклад, но он не вызвал спроса на рынке. Опираясь на результаты исследований можно сделать вывод, что более 50% случаев провалов разработок связано с отсутствием интереса на рынке. Использование MVP позволяет убедиться в актуальности продукта или отказаться от убыточной идеи до запуска массового производства.

Полезные стороны MVP:

  • практическая проверка гипотезы и подтверждение жизнеспособности идеи;
  • возможность сократить финансовые траты на этапе разработки (вариант актуален для убыточных продуктов и излишних функций);
  • выявление неучтенного клиентского спроса;
  • обеспечение начальной базы пользователей до запуска масштабного выпуска;
  • выход на рынок в целях привлечения инвестиционного капитала.

Смысл проекта состоит в том, что к конечному потребителю поступает реальный товар или услуга. Далее отслеживается и анализируется реакция покупателя, затем проводится доработка идеи с учетом обработанных мнений. Презентация минимально жизнеспособного продукта позволяет сократить временные затраты на тестовые испытания и приблизить разработку окончательного варианта.

Разберем на примерах

По методологии Lean Startup запуск бизнес-проекта должен происходить при минимальных расходах. Customer Development – способ исследования потребительского мнения, в том числе с помощью MVP.

Рассмотрим эволюцию развития нескольких популярных примеров MVP:

  1. Uber. Первоначальная разработка предполагала только связь между клиентом и водителем. Только убедившись в проявлении интереса со стороны пользователей, основатель стал заниматься расширением функционала.
  2. WhatsApp, опубликованный в 2009 году, не предусматривал возможность отправки сообщений. Идея разработчиков базировалась на мобильной телефонной книге, демонстрирующей состояние статуса контакта: доступен, на совещании, занят, в спортзале и т.д. Если пользователь устанавливал определенную надпись, то каждый из его телефонного справочника получает всплывающее сообщение. В ходе наблюдений разработчики отметили, что пользователи стали применять статусы для личного общения. Внедрение переписки при помощи сообщений вызвало колоссальный прирост числа участников.
  3. Amazon – следующий яркий пример успешного применения MVP. Основание маркетплейса произошло в 90-е годы. Бизнес стартовал как онлайн книжный магазин. Далее владелец составил список товаров, подходящих для торговли в интернете. До финиша дошли 5 продуктов: видеокассеты, книги, программы, ПК и компакт-диски. Безос отдал предпочтение книгам и не прогадал, сервис занимает лидирующие позиции и сейчас.
  4. Airbnb – в основе империи лежали надувной матрас, кровать и завтрак. Молодые дизайнеры Брайан Чески и Джо Геббиа в 2007 году ломали голову над тем, где заработать на аренду квартиры. В результате было принято решение сдавать часть свободного пространства. Оценив спрос, партнеры перешли к запуску минимально жизнеспособного продукта – платформы для бронирования и аренды недвижимости по всему миру. Сейчас собственность компании оценивается в 85 млн. долларов.
  5. Facebook – Марк Цукерберг задумал обеспечить связью студентов университета. Функционирование веб-сайта Facemash основывалось на сравнении двух фотографий и выборе лучшей. Затем основатель запустил MVP социальной сети – дал доступ к программе четырем университетам. После года исследований началась глобальная история Facebook.
  6. Groupon – пример возможности видоизменения продукта на ходу. Первоначально платформа объединяла людей в группы по различным поводам, например, объявление бойкота недобросовестному торговцу или сбор подписей под петицией. Позже пользователи стали делиться различными полезными промокодами и скидками. Так сервис кардинально сменил направление в процессе внедрения минимально жизнеспособного продукта.

Своевременное проведение MVP позволяет избежать лишних расходов и принять верное решение.

MVP vs PoC

Minimum Viable Product (MVP) и Proof of Concept (PoC) лежат в основе разработки и внедрения новых продуктов. Каждая из концепций направлена на упрощение рабочего процесса и сокращение рисков, связанных с задумкой, производством и презентацией нового товара широкой аудитории.

На этапе MVP продукт имеет минимальный набор функций, предназначенных для частного потребителя. Товар уже полезен, клиент проявил интерес, теперь осталось выполнить доработки, расширить ассортимент возможностей и можно запускать производство. MVP обеспечивает возможность получения обратной связи от потребителей, индивидуального мнения о новом товаре.

PoC – продукт, создаваемый в целях проверки жизнеспособности гипотезы или идеи. Первоначальный товар может быть максимально простым, он должен отвечать на единственный вопрос – имеет ли смысл разработка продукта.

Виды MVP

Реализовать предварительный анализ новой разработки можно разными способами. Вот основные:

  1. «Выдуманный» продукт – вариант предполагает создание видимости автоматизации процесса, по-прежнему выполняемого в ручном режиме. Разработчики берутся за работу после получения решения о целесообразности проекта. В итоге инвестор получает выгодный проект, вложения в который будут приносить прибыль.
  2. Консьерж предполагает реальное взаимодействие с клиентами. То есть потенциальный пользователь получает не придуманную функционирующую модель, а живое общение, направленное на максимальное удовлетворение потребностей. Основной задумкой испытательного этапа является подробное рассмотрение генерируемых идей с отбором потенциально привлекательных.
  3. Контент-представление. Получить отклик от потенциального покупателя можно путем публикации различного контента. Товар можно презентовать в видеообзоре, в социальной сети или путем создания целевой страницы. Активное поведение покупателей и готовность приобрести товар на этапе разработки, говорит о перспективности проекта.
  4. Монофункциональный MVP. Следует избегать перенасыщения, лучше показать покупателю одну основную опцию, а потом приятно удивить его полезными доработками.

Обозначение основных моментов при испытании МВП позволяет собрать правдивую статистику о спросе на будущий продукт.

Как создать и проверить MVP

Порядок создания продукта для апробации с минимальным набором функций может быть разным. Последовательность во многом зависит от ситуации на рынке, занятости ниши, квалификационной подготовки команды. Можно выделить следующие основные этапы:

  • определение проблемы и составление подробного описания;
  • выделение целевого сегмента аудитории, для которого создается товар – ориентироваться на широкую массу сложно, целесообразно выделить отдельный фрагмент покупателей;
  • анализ конкурентов позволяет оценить возможности аналогичных предложений и внедрить уникальную опцию в собственную разработку;
  • SWOT-анализ, позволяющий предупредить ошибку в бизнесе;
  • построение маршрутной карты клиента;
  • определение спектра функций MVP продукта – это должны быть основные опции, ради которых покупатель пришел за товаром, дополнения для удобства можно внести позже;
  • создание и тестирование продукта.

Полученную обратную связь нужно обработать и учесть на этапе доработки проекта.

Плюсы и минусы MVP

Минимально жизнеспособный продукт создавался с целью положительного влияния на бизнес-процесс. Техническая сторона включает следующие плюсы:

  • быстрый запуск на фоне сокращенного бюджета, по сравнению с разработкой полноценного продукта;
  • оптимизация тестового режима, что позволяет определять и устранять ошибки до запуска производства;
  • высокая производительность системы, что обуславливает отсутствие «лишних» функций;
  • простота доработки – дополнить всегда легче, чем заново составлять проект.

Гибкое взаимодействие между производителем и конечным потребителем положительно сказывается на функциональности и управляемости всего проекта.

Внедрение MVP имеет несколько финансовых преимуществ:

  • активация клиентского спроса до запуска производственной линии;
  • снижение финансовых рисков;
  • наработка репутации и повышение узнаваемости бренда;
  • экономия средств на проведении дополнительного анализа рынка;
  • ускоренный режим окупаемости вложенного капитала.

Как и для любого другого продукта, MVP свойственны и недостатки. До принятия окончательного решения следует обратить внимание на возможные трудности:

  • интеграция со сторонней системой может обернуться сложностями;
  • получение в итоге МВП нежизнеспособного продукта на основе объективной оценки, может негативно сказаться на репутации и престиже фирмы;
  • масштабный проект связан с трудными переговорами, касаемо оптимального состава пробного продукта;
  • риск бесконечного совершенствования – MVP позволяет выявить недостатки, но и привести к постоянным попыткам добиться улучшения товара.

Сократить вероятность наступления рисков можно путем найма профессионалов по внедрению MVP.

FAQ

Почему MVP обеспечивает успех бизнесу?

Статистические исследования показывает, что половина стартапов оказываются провальными. Основными причинами неудач становится выпуск бесполезного или несвоевременного продукта. Товар или услуга, прошедшие предварительную оценку конечным потребителем, имеют максимальный шанс на востребованность. Чем ближе разработчики подбираются к проблеме, тем ценнее получается итоговое предложение. Применение MVP позволяет в самом начале бизнес-пути определить насколько продукт подходит клиентам. Топ-менеджерам и инвесторам легче принимать решения, руководствуясь результатами исследования. 

Как потратить минимум ресурсов на запуск MVP?

Проведение командного совещания и подробный разбор оптимального функционала для минимально жизнеспособного продукта – гарантия сокращения затрат. Покупателя нужно заинтересовать основной опцией, дополнительные будут подстегивать спрос.

Как организовать взаимодействие с клиентами?

Внедрение MVP предполагает анализ правильности принятого решения, тестирование демо-версии конечного продукта. Перед запуском проекта следует организовать канал обратной связи. Это могут быть отзывы, проведение опросов или сбор прямых интервью.

Вывод

Создание MVP – это стартовый этап бизнес-проекта. Он необходим для оценки перспективы разрабатываемого товара. Полученные отзывы и оценочные мнения позволяют сделать вывод о востребованности продукции на рынке, готовности к выпуску или необходимости проведения доработок. Для владельцев компаний, разработчиков и инвесторов MVP – идеальный помощник и советчик. При минимальных затратах можно принять решение о целесообразности проекта. Положительный отклик позволяет переходить к массовому производству, а отрицательный – к генерации новых идей.