Понимать на этапе разработки и внедрения, что итоговый продукт будет популярен в обществе и востребован к приобретению, желает каждый производитель. Проведение предварительного тестирования обеспечивает существенную экономию бюджета и предотвращает провальный выход на рынок. Идеального рецепта MVP не существует, но можно взять за основу испытанные варианты.
MVP называют минимально жизнеспособным продуктом или самым ранним вариантом товара, схожего с итоговым результатом, но обладающего сокращенным функционалом. Результат подходит для апробации и ознакомления.
Понятие вошло в оборот в 2001 году, благодаря Фрэнку Робинсону - соучредителю консалтингового предприятия SyvcDev. Он назвал MVP «синхронной разработкой», то есть одновременно с развитием продукта можно проводить изучение целевой аудитории.
Минимально жизнеспособный продукт нельзя сравнить с прототипом, так как он является живым, способным выполнять минимальный набор функций. В качестве примера можно привести бета-версию официального сайта. Он полноценно функционирует, но нуждается в доработках, для определения и внедрения которых требуется мнение первых посетителей.
Задача MVP в проверке рабочих гипотез и получении отклика от реальных потребителей. Многим компаниям требуется несколько лет на то, чтобы понять, что в начале пути было принято неверное решение. В конечный продукт был сделан огромный вклад, но он не вызвал спроса на рынке. Опираясь на результаты исследований можно сделать вывод, что более 50% случаев провалов разработок связано с отсутствием интереса на рынке. Использование MVP позволяет убедиться в актуальности продукта или отказаться от убыточной идеи до запуска массового производства.
Полезные стороны MVP:
Смысл проекта состоит в том, что к конечному потребителю поступает реальный товар или услуга. Далее отслеживается и анализируется реакция покупателя, затем проводится доработка идеи с учетом обработанных мнений. Презентация минимально жизнеспособного продукта позволяет сократить временные затраты на тестовые испытания и приблизить разработку окончательного варианта.
По методологии Lean Startup запуск бизнес-проекта должен происходить при минимальных расходах. Customer Development – способ исследования потребительского мнения, в том числе с помощью MVP.
Рассмотрим эволюцию развития нескольких популярных примеров MVP:
Своевременное проведение MVP позволяет избежать лишних расходов и принять верное решение.
Minimum Viable Product (MVP) и Proof of Concept (PoC) лежат в основе разработки и внедрения новых продуктов. Каждая из концепций направлена на упрощение рабочего процесса и сокращение рисков, связанных с задумкой, производством и презентацией нового товара широкой аудитории.
На этапе MVP продукт имеет минимальный набор функций, предназначенных для частного потребителя. Товар уже полезен, клиент проявил интерес, теперь осталось выполнить доработки, расширить ассортимент возможностей и можно запускать производство. MVP обеспечивает возможность получения обратной связи от потребителей, индивидуального мнения о новом товаре.
PoC – продукт, создаваемый в целях проверки жизнеспособности гипотезы или идеи. Первоначальный товар может быть максимально простым, он должен отвечать на единственный вопрос – имеет ли смысл разработка продукта.
Реализовать предварительный анализ новой разработки можно разными способами. Вот основные:
Обозначение основных моментов при испытании МВП позволяет собрать правдивую статистику о спросе на будущий продукт.
Порядок создания продукта для апробации с минимальным набором функций может быть разным. Последовательность во многом зависит от ситуации на рынке, занятости ниши, квалификационной подготовки команды. Можно выделить следующие основные этапы:
Полученную обратную связь нужно обработать и учесть на этапе доработки проекта.
Минимально жизнеспособный продукт создавался с целью положительного влияния на бизнес-процесс. Техническая сторона включает следующие плюсы:
Гибкое взаимодействие между производителем и конечным потребителем положительно сказывается на функциональности и управляемости всего проекта.
Внедрение MVP имеет несколько финансовых преимуществ:
Как и для любого другого продукта, MVP свойственны и недостатки. До принятия окончательного решения следует обратить внимание на возможные трудности:
Сократить вероятность наступления рисков можно путем найма профессионалов по внедрению MVP.
Статистические исследования показывает, что половина стартапов оказываются провальными. Основными причинами неудач становится выпуск бесполезного или несвоевременного продукта. Товар или услуга, прошедшие предварительную оценку конечным потребителем, имеют максимальный шанс на востребованность. Чем ближе разработчики подбираются к проблеме, тем ценнее получается итоговое предложение. Применение MVP позволяет в самом начале бизнес-пути определить насколько продукт подходит клиентам. Топ-менеджерам и инвесторам легче принимать решения, руководствуясь результатами исследования.
Проведение командного совещания и подробный разбор оптимального функционала для минимально жизнеспособного продукта – гарантия сокращения затрат. Покупателя нужно заинтересовать основной опцией, дополнительные будут подстегивать спрос.
Внедрение MVP предполагает анализ правильности принятого решения, тестирование демо-версии конечного продукта. Перед запуском проекта следует организовать канал обратной связи. Это могут быть отзывы, проведение опросов или сбор прямых интервью.
Создание MVP – это стартовый этап бизнес-проекта. Он необходим для оценки перспективы разрабатываемого товара. Полученные отзывы и оценочные мнения позволяют сделать вывод о востребованности продукции на рынке, готовности к выпуску или необходимости проведения доработок. Для владельцев компаний, разработчиков и инвесторов MVP – идеальный помощник и советчик. При минимальных затратах можно принять решение о целесообразности проекта. Положительный отклик позволяет переходить к массовому производству, а отрицательный – к генерации новых идей.