Каждый владелец бизнеса хочет, чтобы его компания успешно развивалась, увеличивала прибыль и четко знала все возможные пути развития. Для того чтобы эти задачи реализовывались, существует маркетинговая стратегия.
В этой статье мы разберем: что такое маркетинговая стратегия, ее виды, уровни и этапы разработки.
Маркетинговая стратегия – это долгосрочное планирование развития бизнеса для создания устойчивого конкурентоспособного преимущества, повышения прибыли и увеличения продаж.
Вся работа стратегии выполняется с целью:
Чтобы решить эти задачи, необходимо изучить целевую аудиторию, узнать все о спросе на определенные товары.
В целом, стратегия помогает не допустить различные маркетинговые ошибки, рационально распоряжаться ресурсами и увеличить эффективность деятельности бизнеса.
Маркетинговая стратегия включает в себя несколько важных маркетинговых инструментов, которые разрабатываются после изучения целевой аудитории и спроса на определенные товары.
Разберем подробнее эти составляющие.
Цель маркетинговой стратегии должна согласовываться с бизнес-планом компании и работать на увеличение продаж или на освоение новых ниш на рынке.
Цель должна следовать определенным требованиям:
Маркетинговая стратегия составляется, отталкиваясь от ассортимента компании. Для того чтобы сделать описание ассортимента нужно следовать следующему плану:
От бренда зависит стоимость товаров и услуг, которые предлагает компания. Важно правильно сформировать политику ценообразования, чтобы покупатели ее понимали и принимали.
Весь образ бренда должен быть единым, представлять одну позицию, как на ТВ, так и в интернете. Это нужно для того чтобы клиенты даже не начинали сомневаться в надежности и искренности фирмы.
В данном документе описываются все планы на период от 1 месяца до года по увеличению продаж. Здесь указываются различные мероприятия, связанные с маркетингом, с датами, данными об исполнителях, бюджете и ожидаемых результатах.
Разберем основные виды маркетинговых стратегий.
Название | Описание | Направления |
Базовые стратегии | Здесь определяется возможность роста компании, сокращения или увеличения ее деятельности. | Специализация – освоение лидерства в узкой нише. Дифференциация – добавление товару новых свойств, которые будут отличать его от конкурентов. Лидерство – направлено на снижение затрат, контроль окупаемости, тщательную проработку новых продуктов. |
Глобальные стратегии | Разрабатывается направление для развития на мировом рынке и географического расширения деятельности. | Интернационализация – поиск и освоение новых каналов сбыта на мировом рынке. Глобализация – учет единых рыночных стандартов при производстве товаров. Кооперация – сотрудничество на взаимовыгодной основе с другими организациями. Сегментирование – производство продукции для различных сегментов. Диверсификация – одновременное развитие разных видов деятельности. |
Конкурентные стратегии | Компания использует конкурентные преимущества, для входа на новые рынки привлечения аудитории. | Лидер – организация доминирует на рынке и занимается поиском новой целевой аудитории с помощью рекламы, маркетинга и расширения в области применения продукта. Последователь лидера – компания, которая следит за лидером и подражает ему, или начинает с ним конкурировать. Челленджер (Вызов) – состоит в атаке на слабые места конкурентов и изменении цен. Нишер – стратегия для компаний с узкой специализацией, а так же обслуживанием одного или нескольких сегментов аудитории с целью завоевания ниш, которые лидер обошёл вниманием. |
Стратегии роста | Упор идет на масштабирование бизнеса, увеличение доли рынка и расширение производства. | Вход на рынок, продажа и увеличение охваченной доли, например, снижением цен. Продажа существующих товаров на новом рынке происходит, если на прежнем рынке нет перспектив роста. Увеличение объема производства и расширение функционала товара. Приобретение другой компании для расширения деятельности, увеличения объема производства и выхода на новые рынки. |
Рассмотрим несколько успешных маркетинговых стратегий на примере популярных брендов.
Российская компания «Первое решение», основателем которой является Андрей Трубников, создала бренд «Натура Сиберика» еще в 2008 году.
Название бренда сразу объясняет, что вся косметика органическая и состоит из натуральных компонентов, с добавлением экстрактов растений, выращенных в российских регионах или с использованием импортного сырья для некоторых серий.
Покупателям объясняют низкую стоимость товара тем, что компания не сильно вкладывается в рекламу и делает лаконичную и недорогую упаковку, которая привлекает внимание покупателей.
В этом примере предприятие эффективно использует маркетинговую стратегию разработки нового товара и продвижения бренда.
Бренд Sephora решил использовать многоуровневый подход к программе лояльности и делать различные подарки владельцам карт магазина.
Магазин предлагает три уровня лояльности, в зависимости от сумм расходов покупателя за год:
Вторая и третья категории получают наибольшие сидки и подарки от бренда, что положительным образом влияет на образ компании и стимулирует покупать еще больше, чтобы получить большую скидку и в следующем году.
В наше время не осталось ни одного человека, который не видел рекламу бренда Олд Спайс с брутальным мужчиной в главной роли.
Именно эта реклама принесла компании огромный успех и позволила подняться на мировом рынке до нереальных высот, несмотря на то, что до этого прибыль стремительно падала, и стоял вопрос о закрытии бренда.
Первый видеоролик с мужчиной на коне просмотрели более 40 миллионов раз только на Ютубе, не считая сколько эту рекламу крутили на ТВ.
После успеха первой записи, бренд активно начал использовать образ супер мачо для поднятия имиджа и снял еще много других подобных роликов.
Структура стратегии стоится на основе 4P:
Для того чтобы разработать маркетинговый план необходимо проанализировать все его элементы. Рассмотрим их подробнее.
Название элемента | Описание |
Цель стратегии. | Она должна соответствовать бизнес цели фирмы и быть измеримой. Для этого необходимо прописать ключевые показатели эффективности и сроки выполнения. |
Продукт. | Какие товары реализовывает компания, и чем они отличаются от предложений конкурентов. |
Ценообразование. | Разрабатывается информация о стоимости продукта: как рассчитывается, какие параметры на неё влияют, и какие выгоды могут быть. |
Целевая аудитория. | Потенциальные покупатели товаров и их сегментация. |
Рынок и конкуренты. | Данные об анализе рыночных сегментов, потребительского спроса, тенденций, ключевых игроков и компаний с похожим продуктом. |
Ресурсы и инструменты маркетинговой стратегии. | Рассмотреть, как распределен бюджет на продвижение компании между исполнителями, каналами и маркетинговыми инструментами. |
Риски. | Проведение анализа рисков и описание способов управления ими. |
План маркетинговой стратегии. | Создание полной инструкции с пошаговым описанием всех действий компании. |
Маркетинг включает в себя три уровня развития:
Этапы маркетинговой стратегии подразделяются на четыре пункта.
На данном этапе нужно собрать всю возможную информацию о рынке, конкурентных преимуществах, о потенциальных покупателях, разработать каналы продвижения и т.д.
На основе проанализированных данных прописывают цели и задачи бизнеса и выбирают приоритетное направление.
Начинается реализация и запуск рекламных компаний в соответствии с выбранным каналом продвижения и сроками решения задач.
Проводится подведение итогов рекламных компаний, делаются выводы об успешности и способах изменения для повышения прибыли.
Многие совершают ряд ошибок, только начиная деятельность в сфере маркетинговых мероприятий.
Разберем основные ошибки:
Чтобы научиться стратегическому планированию, рекомендуем пройти специальные курсы:
Школа |
Нетология |
Стоимость |
135 700 руб |
Цена в рассрочку |
3 966 руб/мес |
Длительность курса |
13.5 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Школа |
Skillbox |
Стоимость |
64 150 руб |
Цена в рассрочку |
5 346 руб/мес |
Длительность курса |
4 месяца |
Программа трудоустройства |
Отсутствует |
Формат |
Запись лекций |
Школа |
Eduson Academy |
Стоимость |
79 800 руб |
Цена в рассрочку |
6 650 руб/мес |
Длительность курса |
6 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций |
Рекомендуем пройти курс «Как гарантированно нанять сильного интернет-маркетолога за 2-3 недели» от Академии маркетинга международного уровня. Вас научат как правильно и быстро найти специалиста, мотивировать его и вводить в должность.
Если вы хотите получить максимальную прибыль и увеличить объем продаж, то нужно четко и полностью следовать маркетинговому плану.