logo
Ещё

Маркетинг – что это простыми словами

Термин «маркетинг» широко используется на практике, причем как представителями бизнеса, так и рядовыми потребителями. Хотя далеко не все понимают, что он означает. В этом нет ничего удивительного, так как существует несколько сотен определений этого понятия. Внушительность цифры наглядно подчеркивает актуальность термина в сегодняшних условиях.

Поэтому имеет смысл рассмотреть ответ на вопрос, что такое маркетинг, более внимательно.

Определение

Говоря простыми словами, маркетинг представляет собой процесс удовлетворения потребностей клиента или рынка в целом, целью реализации которого выступает получение прибыли. Термин является прямой калькой с англоязычного слова marketing, которое переводится как рыночная деятельность или торговля на рынке.

Можно привести множество определений, показывающих масштабность рассматриваемого понятия, начиная с цитат бизнесменов, экономистов и маркетологов, а заканчивая сухими строчками учебников по экономике или маркетингу. Важно понимать, что термин давно перерос изначальное значение, напрямую касающееся исключительно продвижения товара на рынке или даже, в еще более узком смысле, рекламы.

Сегодня маркетинг – это циклический и комплексный процесс, который охватывает все стадии бизнеса – от анализа потребностей клиентом и задумки товара/услуги до его/ее материального воплощения и доставки конечному потребителю.

Почему важно заниматься маркетингом?

Рыночная экономика базируется на нескольких ключевых принципах. В их числе: конкуренция между производителями и итоговая цель бизнеса в виде зарабатывания прибыли. Маркетинг – один из самых эффективных способов одержать победу в конкурентной борьбе и, как следствие, заработать. Именно грамотное использование маркетинговых инструментов помогает создать товар, интересный покупателю, и успешно продать его.

Изначально целью маркетологов было изучение предпочтений и ожиданий потенциальных клиентов. Сегодня высшую оценку получают те специалисты, которые способны или предугадать потребности покупателей или, что нередко оказывается более эффективным, самостоятельно сформировать спрос на товар или услугу.

Можно сколько угодно долго спорить насчет этичности такой маркетинговой стратегии, но ее успешность, многократно подтвержденная на практике, не вызывает сомнений.

Сферы маркетинга

Различные виды маркетинга используются практически повсеместно – даже там, где речь не идет непосредственно о бизнес. Наиболее частыми сферами его применения выступают:

  • услуги и товары – классические направления, где маркетинг используется для продвижения на соответствующем сегменте рынка;
  • рынок труда – в качестве маркетинговых активов выступают квалификация и опыт специалиста, помогающие с трудоустройством;
  • персоналии – речь идет об отдельных личностях, например, музыкантах, блогерах, артистах и т.д.;
  • активы – маркетинг активно применяется в работе с недвижимостью, на фондовом рынке и т.д.;
  • информация – крайне актуальная сфера деятельности, которая с каждым годом становится активнее;
  • средства производства – база для создания товаров и услуг, представляющая собой отдельный и очень важный сегмент рынка.
Приведенные примеры показывают насколько разнообразна сущность и сфера применения маркетинга. По большому счету, достаточно сложно найти хотя бы один вид деятельности, где не применяются те или иные маркетинговые инструменты или подходы к решению задачи.

Функции маркетинга

Большая част сказанного в предыдущем разделе, справедлива и по отношению к функциям маркетинга – уж очень разносторонними они являются. Несмотря на это, можно выделить несколько наиболее значимых из них, к числу которых относятся:

  1. Аналитическая. Включает в себя несколько направлений работы:
    1. анализ рынков, прогнозирование их развития и изменений;
    2. анализ конкурентной среды и продукции, выпускаемой предприятиями-конкурентами;
    3. исследование потребительского спроса, предпочтений и интересов;
    4. прогнозирование изменений в поведении потенциальных клиентов.
  2. Производственная. Предусматривает внедрение современных технологий, контроль над качеством технологического процесса, изучение производимого продукта с целью повышения конкурентоспособности и т.д.
  3. Контролирующая (управленческая). Выражается в разработке маркетинговой стратегии и создании плана реализации мероприятий в области маркетинга. Отдельным направлением работы выступает консультационная поддержка покупателей, а также разработка системы управления рисками.
  4. Функция продаж. Комплексная задача формирования политики предприятия в области ценообразования и продвижения товара на рынок. Альтернативный направлением деятельности выступает создание или выход на новые сегменты рынка.
  5. Инновационная. Состоит в разработке, изготовлении и продвижении на рынок нового товара.

Инструменты маркетинга

Существует несколько различных классификация маркетинговых инструментов. Наиболее часто для этого используется так называемая концепция 4P, которая предусматривает их подразделение на четыре категории:

  1. Цена (Price). Включает самые разнообразные инструменты, непосредственно связанные с экономикой и финансами: затраты на производство, расходы на продвижение и продажу, ситуация в стране, доходы целевой аудитории и т.д. Отдельная и очень важная опция в работе маркетолога – различные скидки, акции и корпоративная программа лояльности.
  2. Товар (Product). В данном случае маркетинговый инструментарий акцентируется на характеристиках продукта, наиболее интересных потенциальному покупателю.
  3. Каналы сбыта (Place). Чаще всего рассматриваются два варианта – онлайн или офлайн, хотя возможны и различные комбинированные.
  4. Реклама и продвижение (Promotion). В этой категории объединяются различные способы донесения нужной продавцу информации до клиента, включая социальный сети, интернет-рекламу, сравнительно новый IM-marketing, печатная реклама, ТВ и радио, сайт, контекстная реклама и т.д.


Стратегии маркетинга

Классификация обычно выполняется по одному из двух критериев. В зависимости от направления деятельности и поставленной цели различают следующие стратегии:

  • расширения доли рынка (борьба с конкурентами и продвижение уже существующего товара/услуги);
  • интегрированного роста или инновации (создание нового продукта, не имеющего аналогов);
  • диверсификации (расширение перечня товаров или выход на новые сегменты рынка, причем за счет уже существующих);
  • сокращения (снижение объемов с целью проведения реорганизации или даже ликвидации предприятия).

Второй критерий классификации – охват рынка. В зависимости от него выделяют три маркетинговых стратегии:

  • массового маркетинга (акцент на снижение издержек, направление на весь рынок и всех конкурентов);
  • дифференциации (улучшение качества продукта, захват значительной части сегментов рынка);
  • индивидуализации (ориентация на конкретный сегмент и один продукт/услугу).

Виды маркетинга

Классификация на виды предусматривает использование самых разнообразных критериев.

Чаще всего речь идет о двух из них.

По месту применения различают три вида маркетинга:

  • интернет (онлайн) – поисковый, в социальных сетях, email и т.д.;
  • офлайн – печатный, «сарафанное радио», раздача рекламы и другие;
  • цифровой (комплексный, сочетающий разные варианты) – контент-маркетинг, голосовой (обзвон), мобильный и т.д.

По конечной цели осуществления можно выделить такие виды маркетинга:

  1. Коммерческий. Основная цель – увеличение прибыли.
  2. Некоммерческий. Направлен на улучшение или формирование имиджа.
  3. Потребительский. Базовой задачей становится удовлетворение потребностей потенциальных клиентов.
  4. Посреднический. Ориентирован на создание максимально комфортных условий совершения покупки, например, в удобное время или с доставкой на дом.

FAQ

Что такое маркетинг?

Под маркетингом понимается процесс удовлетворения запросов и потребностей покупателя с целью извлечения и максимизации прибыли.

Каковые его основные задачи?

Основной целью маркетинга выступает успешное продвижение товара на рынке и получение максимально возможной прибыли – за счет увеличения объемов продаж и/или снижения издержек.

Какие инструменты используют в работе маркетологи?

С некоторой долей условности инструментарий маркетинга делится на четыре категории: цена (стоимость, скидки, доходы клиентов и т.д.), товар (характеристики продукта, интересные покупателю), канал сбыта (офлайн или онлайн) и реклама (печатная, интернет, ТВ, контекстная).

Какие стратегии маркетинга используются наиболее часто?

Маркетинговая стратегия может быть направлена на захват рынка с существующим товаром, создание и продвижение нового продукта, расширение ассортимента и охваченных сегментов рынка, сокращение.

Подведем итоги

  1. Маркетинг – масштабное понятие, охватывающее практически все виды человеческой деятельности, так или иначе связанные с рынком.
  2. Термин означает процесс удовлетворения запросов потребителя с целью заработать больше прибыли.
  3. Маркетинг выполняет несколько принципиально важных функций в работе любого предприятия: аналитическую, производственную, управленческую, коммерческую и инновационную.
  4. Маркетинговая стратегия разрабатывается с учетом состояния рынка и специфики компании. Она может иметь разные цели – увеличение доли рынка, расширение ассортимента, продвижение нового продукта, сокращение и уход с рынка.
Часто ищут