Каналы продаж – это методы, по которым компания реализует свои товары или услуги. Чем больше они подходят бизнесу, тем более успешное предприятие. Поэтому важен правильный их выбор. Но для этого нужно понимать, какие каналы бывают, какие у них есть достоинства и недостатки.
Активные каналы – это первое что использует бизнес для продвижения своего продукта и знакомства товара с целевой аудиторией. Другие инструменты, которые применяются в маркетинге, в большей или меньшей мере всегда нацелены именно на активное развитие.
Рассмотрим основные активные каналы.
Здесь представители компании напрямую общаются с целевой аудиторией. Например, сюда можно отнести личные встречи менеджера с клиентом, или взаимодействие продавца и покупателя в магазине.
Сегодня некоторые маркетинговые специалисты считают, что переговоры по телефону или общение по электронной почте – это тоже прямые продажи. Хотя это не совсем верно. Эти методы продаж можно считать дополнительными, которые способствуют непосредственному взаимодействию с компанией.
Достоинства прямых продаж:
Недостатки этого метода продаж – сложность управления и расходы на подбор или обучение специалистов.
В данной категории используются методы продаж через телефон. Однако телемаркетинг – это не просто холодный обзвон целевой аудитории, главная задача которого – не продажи, а сбор данных о возможных покупателях или назначение встречи. В традиционном смысле телемаркетинг – это средство продажи услуг. Например, представитель провайдера звонит жильцам нового дома и предлагает подключить интернет. Или компания звонит клиентам, которые приобретали у нее товары или услуги раньше, и предлагает новые продукты. То есть, это не холодный обзвон, а взаимодействие с клиентами компании.
Плюсы данного метода продаж:
Недостаток канала: нельзя продемонстрировать продукт сразу. Можно только предложить посмотреть на сайте или в магазине.
Это продажи, в которых товары или услуги приобретает другая компания или юридическое лицо. Данный метод продаж актуален для дорогих и сложных продуктов из области B2B. Это могут материалы для изготовления другой продукции, оборудование, разные услуги.
Корпоративные продажи – один из вариантов прямого канала продаж, так как здесь продукт тоже реализуется посредством личных встреч и поставки продукции напрямую клиенту.
Плюсы метода:
Недостаток канала – необходимость содержания отдела продаж. Также есть затраты на рекламу, чтобы продемонстрировать корпоративным клиентам достоинства товаров.
В основном запуск новых каналов и самостоятельное развитие сети требуют значительных расходов. Поэтому многие компании используют дилерские каналы, то есть реализацией их товаров занимаются дистрибьюторы. Такие специалисты имеют опыт и обладают доступом к ЦА, что обеспечивает эффективность продаж
Данный метод идеален при необходимости быстрого захвата рынка.
Допустим, компания создала новый продукт, но сама заниматься продажами по регионам не будет. Тогда эту задачу могут выполнять дилеры. Производитель не будет заниматься продажами в регионах сам, а покупать продукцию оптом будет сначала дистрибьютор.
Плюсы канала:
Недостатки канала:
Продажи по партнерским каналам актуальны для компаний, которые занимаются продажами аналогичной продукции. Тогда им выгодно, чтобы другие компании из той же области предлагали их продукцию, или услуги. Например, в одном магазине спортивных товаров может быть продукция другого бренда.
Плюсы канала:
Недостатки: партнерские вознаграждения, необходимость инфоподдержки партнеров (чтобы они знали, что предлагают, или какая продукция будет создана, что нужно им для более эффективного продвижения).
Компания для реализации своей продукции взаимодействует с розничными сетями и точками. Данный метод обычно подразумевает работу с массовым спросом и обеспечивает хороший профит. Однако и недостатки у канала существенные.
Важно, чтобы канал соответствовал требованиям производителя, иначе он не будет эффективным. Эти параметры: минимальная стоимость товаров, оборачиваемость продукции, маржинальность. Прибыль зависит и от производителя. Для хорошего канала важно стабильно выполнять поставки.
Другой минус – каналом сложно управлять. И поставщик, и производитель должны учитывать особенности работы ритейлеров, а они учитывают спрос на рынке. Из-за него доходы у производителя могут быть не всегда стабильными. Поэтому лучше использовать не только этот канал продаж.
В таких каналах бизнес формирует предпосылки для продаж, а инициирует их клиент. Допустим, производитель или поставщик услуг создает рекламу посредством баннера или обычного объявления. В рекламе есть торговое предложение, и на него реагирует целевая аудитория. Она затем взаимодействует с производителем и заказывает продукцию.
Это самый старый канал продаж, и он может быть довольном эффективным при правильном развитии. Покупатели, которым понравился товар, рекомендуют его друзьям и знакомым. Другими словами, они делают то, что обычно выполняют маркетологи. Но чтобы такая реклама была эффективной, товар должен быть действительно качественным, оригинальным или иметь другую изюминку.
Главное в этом канале – чтобы клиент был доволен. Без этого он не будет рекомендовать продукцию. Многие небольшие компании обладают только этим каналом продаж, рекомендательным, и при этом они довольно успешные.
Плюсы канала:
Недостатки канала:
К тому же, даже если продукт хороший, он не станет популярным сразу. Поэтому сначала нужно работать на качество, даже когда эффекта не будет. Нужно время, чтобы появились довольные клиенты, которые будут рекомендовать товар или услугу.
Есть два вида этого канала: оффлайн-реклама и онлайн-реклама. Оффлайн – это объявления в газетах, на баннерах, реклама по ТВ. Онлайн – это реклама в интернете, которая может быть в виде текста или изображений. Многими компаниями активно применяются соцсети, применяются различные инструменты (CMM, SEO-оптимизация и др.)
Плюс рекламного метода продаж – возможность анализа эффективности онлайн-рекламы. Причем сразу видно, есть эффект или нет, в отличие от сарафанного радио.
Недостатки: конкуренция и расходы на рекламу, сложность подбора оптимального варианта рекламы. Сделать текстовое объявление или баннер не сложно, однако чтобы такая простая реклама была эффективной, нужно ее оптимизировать.
Есть также смешанные каналы продаж. Например, компания реализует товар только в том регионе, который может охватить, а в других регионах продажи выполняют дистрибьюторы.
Его еще называют смешанный путь сбыта — производитель занимается продажами на той территории, которую может охватить, а для широкого распространения продукции на рынке подключает посредников.
Преимущества комбинированного канала:
Недостатки:
При выборе важны такие моменты:
Чтобы канал был эффективным, важна комбинация нескольких аспектов. Так, нужно учитывать ценность покупателя, сколько он может принести профита. Также важны затраты на привлечение клиента.
Эффективный канал – тот, в котором при небольших затратах от клиента хороший доход.
Здесь нужно учитывать такие параметры:
Качественное управление подразумевает выполнение таких задач:
Рассмотрим основные ошибки, из-за которых каналы продаж становятся менее эффективными:
Обычно выбирается 2-3 канала, которые будут наиболее полезными для конкретного бизнеса. Один канал применять не рекомендуется, даже если он сразу стал прибыльным. Число каналов выбирается с учетом типа бизнеса, его возможностей и потребностей компании.
Каждый канал может и должен быть эффективным при грамотном подходе. Не важно, какой у компании бюджет – она всегда может подобрать канал, который будет эффективным. Акцент именно на этом – на правильном подборе канала. Тогда его проще будет сделать эффективным.
Это работа маркетологов. Чем опытнее специалист, тем лучше он подберет каналы продаж. Хорошо, если это маркетолог, который уже работал в нужной отрасли. У него уже будут наработки, полезные для вашего бизнеса.