logo
Ещё

Как вести конспект

Конспект – это переваренная вами и структурированная информация, которую вы откуда-то получили. Обычно конспекты используются в учебе, но никто не мешает вам законспектировать доклад на ежегодной конференции. Оформление конспектов – это отдельная наука, потому что разную информацию можно структурировать разными способами. Кроме того, конспекты призваны сэкономить ваше время, поэтому в вопросе «Как делать конспект?» нет однозначного ответа, подходящего всем: оформление конспектов красиво будет более наглядным, но потратит ваше время; составление кратких конспектов без внешней структуризации может помочь вам в короткие сроки записать много информации (привет преподавателям с очень быстрой речью). Ниже – более детально о том, что такое конспект, как писать конспект, какие виды конспектов чаще всего используют и какие необычные виды конспектирования придумывают учащиеся. 


Конспекты и их польза

Практика составления конспектов – то, что отличает хороших учеников от посредственных. Для того, чтобы объяснить это, нам нужно выделить проблему, и состоит она из трех пунктов:

  1. На лекциях дают много информации.
  2. Не вся эта информация полезна.
  3. У вас мало времени на ее усвоение.
Типичная хорошая лекция выглядит следующим образом: лектор выделяет проблему, описывает ее предпосылки, описывает ее решение, приводит примеры из жизни.

Предпосылки – это, конечно, очень хорошо, но предпосылки могут быть очень глубокими и запутанными. Решение проблемы – это основное, что вас может интересовать, но лектор вполне может проводить параллели между предпосылками и решением – в этом случае полезная информация будет перемешиваться со второстепенной. Примеры из жизни помогают лучше запомнить материал, но вообще не дают структуры знаниям, примеры из жизни обычно изолированы от остальных тем.

Выход из ситуации – вести краткую запись того, что говорит лектор. Проблема, которая рассматривается на лекции, становится заголовком раздела конспекта – по заголовку можно будет легко эту проблему найти. Предпосылки мы выносим в отдельный столбик и сокращаем до пары слов каждую – если потом мы откроем конспект, чтобы посмотреть на краткое изложение, мы сможем пробежаться глазами по этому столбику и связать в голове эту проблему с другими. Решение мы расписываем тщательно, но – тезисно, чтобы можно было сформировать четкий ответ или алгоритм. Если примеры важны – выносим их в отдельный блок на странице, чтобы быстро выделить глазами при необходимости.

Конспект – это немного больше, чем просто выжимка данных. В процессе составления тематического конспекта вы вынуждены анализировать приходящую информацию – для составления тематического конспекта нужно пропустить через себя все, что вам сказали, сократить это до самого необходимого и написать. Поэтому в процессе написания конспектов вы учите тот материал, который вам преподают – поэтому даже свободное конспектирование будет лучше, чем никакое.

Ну и наконец, процесс ведения записей полезен еще и тем, что вы эти записи потом можете почитать, чтобы повторить материал и лучше его усвоить. Здесь уже начинают играть серьезную роль методы конспектирования (о которых поговорим ниже), поскольку и от стиля написания текста, и от метода ведения конспектов в целом будет зависеть количество времени, которое вам понадобится на повторение.

Свободные неструктурированные конспекты уроков могут отнять у вас 2 часа на то, чтобы повторить материал за последние 3 месяца, в то же время составьте конспект по одному из нижеприведенных методов – и сможете повторить трехмесячный материал за час.

Как вести конспект – основные принципы

Даже в свободных конспектах должны соблюдаться общие принципы оформления конспектов, иначе эффективность конспектирования существенно снизится. Вот эти принципы:

  • Структура. Все методы ведения конспектов предполагают наличие определенной структуры. 3 основных подхода составления плана: дерево, блоки, поток. При древовидной структуре запись вести нужно от центра – вписываете в центр основную мысль, от которой ветвями отходят остальные. При использовании блоков вести запись нужно иначе – вы формулируете основные мысли в виде изолированных блоков, которые связываете между собой. Поток – самый простой вариант, вы просто записываете одну за другой основные мысли по ходу изложения материала.
  • Краткость. Все способы конспектирования ориентированы на то, что вы записываете только основную мысль, а второстепенное отбрасываете. Желательно, чтобы одна мысль умещалась в одно предложение.
  • Сокращения. Для конспектирования текста используется сокращение везде, где это можно. «Таким образом» – «т.о.», «из этого следует, что» – «->» и так далее. Но не переусердствуйте – вы должны понимать, что здесь написано. Желательно заранее продумать все сокращения и собрать их в легенду на первой странице конспекта.
  • Визуализация. Необязательный (вести конспекты можно и без него), но крайне полезный принцип. Простенькие зарисовки и стрелочки, указывающие на связи, помогут вам лучше структурировать и запомнить материал.
  • Подведение итогов. Крайне полезный и недооцененный принцип. Обычно конспекты составляются второпях, и на какой-то вывод времени не остается. Но лучше все же выделить время (даже уже после лекции) и написать 3-4 предложения вывода – тогда вы сможете повторять плановый конспект по одним только выводам, и это существенно ускорит процесс повторения большой темы.

Методы конспектирования

Корнелла


Метод лучше подходит для предметов, темы которых слабо друг с другом соприкасаются и могут быть разбиты на изолированные логические блоки. В верхней части листа вы пишете тему, центральную часть листа вы делите на 2 блока: основные моменты (слева) и подробное объяснение (справа). Левую часть лучше делать меньшей по объему. Внизу вы оформляете набор основных тезисов в виде вывода.

Блоки


Этот метод лучше применять тогда, когда вам нужно законспектировать много информации с одинаковой структурой. Создаете однотипные блоки для информации и вписываете в них что-либо. Отлично подходит для исторических личностей.

Метод предложений


Для использования этого метода вам не нужны навыки составления конспектов – вы просто берете планы уроков и записываете их в виде предложений, каждое – с новой строки. Таким образом у вас получается поток из ценных мыслей. Желательно нумеровать предложения – так вы сможете в последующих мыслях делать ссылки на предыдущие, это поможет вам создать нелинейную структуру.

Ментальная карта


Если вам нужны необычные методы конспектирования, ментальная карта – отличный пример. В центре – основная мысль (или тема), от которой расходятся смысловые ветви. Эти ветви заканчиваются узлами, от которых в свою очередь расходятся другие ветви. Вести ментальную карту по каждой теме может быть тяжело, но этот метод можно комбинировать с остальными – например, на первой странице конспекта по истории вы составляете ментальную карту темы, а на последующих страницах раскрываете каждый узел другим методом конспектирования.

Таблицы


Если вам приглянулся метод блоков, но для вашей информации он не совсем подходит, присмотритесь к таблицам. По сути, таблицы – это набор взаимосвязанных блоков, только здесь немного больше свободы в действиях.

Отступы


Если вы когда-либо писали код на Python, этот метод записи вам прекрасно знаком. Его суть – в том, что темы отступами разбиваются на блоки, а блоки, в свою очередь содержат ключевую информацию и тоже могут содержать в себе блоки. Ведение конспекта отступами – один из самых недооцененных видов, поскольку отступы позволяют структурировать информацию без особых временных затрат.

Единственное слабое место этот метода – подтемы, которые содержат в себе много ключевой информации, в этом случае блок может занимать больше страницы, и такую информацию будет непросто воспринимать визуально.

FAQ

Какой способ лучше?

Идеального способа нет, конкретный выбор зависит от ваших предпочтений и характера конспектируемой информации. Попробуйте несколько способов и оставьте тот, который вам больше по душе.

Что лучше – конспект от руки или печатный конспект?

На ваш выбор, никаких ограничений здесь нет. Единственный момент – конспекты с графической структурой (выделение блоков, стрелочки дорожных карт) проще рисовать от руки. В другой стороны, если вы владеете слепой десятипальцевой печатью – вы будете быстрее набирать конспект на клавиатуре.

Подборка видео по теме

Подведем итоги

Тезисно:

  • Конспект – это краткая структурированная выжимка из преподаваемого материала.
  • Конспект помогает не только повторять материал, но и усваивать его, потому что в процессе составления конспекта вы вынуждены анализировать информацию.
  • Вариантов ведения конспектов – масса, они различаются как по структуре, так и по подходу в целом.
  • Общепризнанного идеального метода конспектирования не существует – пробуйте разные варианты и оставляйте те, которые подходят лично вам.
Часто ищут