logo
Ещё

Фасилитатор

Мир стремительно развивается. Бесперебойное функционирование отраслей требует внедрения в сферы деятельности новых специалистов. А потому появляются профессии, о значении которых мало кто слышал. Сегодня мы поговорим о том, кто такой фасилитатор, чем он занимается и сколько зарабатывает.

Фасилитатор – кто это такой

Если говорить просто, то фасилитатор – это специалист по коммуникациям, который профессионально управляет беседой. Но главная задача этого человека заключается в том, чтобы помочь группе прийти к единому мнению и достигнуть консенсуса, независимо от того имеет он знания в области по которой проводит тренинг или нет.

Его прямая обязанность — объединение коллектива. Он сделает так, чтобы работа приносила пользу всем:

  • руководству;
  • персоналу;
  • клиенту;
  • партнеру.

Ведущие компании пользуются услугами фасилитаторов для того, чтобы избежать разногласий и сплотить команду. Такой подход обеспечивает успех в любой сфере, ведь прибыль является общей целью, а не только руководителя и собственника бизнеса.

Фасилитатора можно называть ведущим, организатором, тренером собрания или бизнес-сессии. Это человек, который стимулирует группу и направляет ее на поиск решения проблемы, но он не пропагандирует какую-либо идею и не поддерживает ничье мнение. Он сохраняет нейтральную позицию и только мотивирует людей высказываться и активно работать на протяжении всего мероприятия.

Что такое фасилитация

Понятие подразумевает комплекс мероприятий, который направлен на повышение продуктивности деятельности компании. Это техника, позволяющая повысить эффективность совещания, планерки, переговоров, тренинга или дискуссии.

Суть фасилитации в выполнении следующих задач:

  • устранение преград в процессе обмена идеями;
  • вовлечение в беседу каждого причастного к деятельности (присутствующего на мероприятии);
  • учет всех мнений;
  • формирование прозрачного информационного поля.

При этом организатор сохраняет отчужденную позицию. Он смотрит на процесс как бы со стороны, управляет разговором, возвращает его в нужное русло, если участники отвлекаются от темы. Его мнение о теме не имеет значения.

Специалист в области фасилитации помогает выявить причины проблемы и мотивирует группу к принятию общего решения, которое устроит всех.

В результате подобной деятельности рабочие встречи проходят быстро, продуктивно и не оставляют после себя чувства недосказанности.

Методы фасилитации

Фасилитация как особая техника организации производственных совещаний располагает специальными методами. Мастер должен в совершенстве ими владеть и применять тот вид, который является оптимальным именно для его случая.

На практике фасилитаторы используют следующие схемы:

  1. Тренинг. Используется для обучения команды новым методикам работы. Мероприятие направлено на решение конкретной задачи. Тренинги помогают в развитии команды.
  2. Мозговой штурм. Применяют, когда испытывается дефицит идей и активности участников. Каждый предлагает свою идею. Критика здесь уместна.
  3. Дизайн-мышление. Помогает установить и оценить потребности клиентов, партнеры, аудитории в целом. В результате находится нестандартное решение проблемы.
  4. Открытые пространства. Эту технику используют для того, чтобы обсудить несколько тем одновременно. Коллектив делится на группы. Каждая из них обсуждает вопрос. В заключении мини-команды делятся полученными результатами. Удается сократить время на совещания, при этом его продуктивность повышается.
  5. Визуализация. Применение схем и графиков для быстрого понимания проблемы. Такая техника концентрирует внимание участников на важном.
  6. Апрециативное вопросительство. Рост и развитие команды обусловлено обозначением успехов и достижений. У каждого участника повышается самооценка, он становится более уверенным в решениях, а значит, приносит пользу коллективу.
  7. Карта мнений. Актуальна в тех ситуациях, когда нужно собрать все имеющиеся мнения. Обсуждается каждое. Решение принимается с учетом всех оценок проблемы и способов ее преодоления. Этот метод хорош там, где работают замкнутые люди, не склонные проявлять инициативу.

Фасилитатор использует множество методов и техник и арсенал постоянно пополняется, ведь он продолжает обучаться и развиваться и всегда готов предложить инновационный способ объединить и сплотить группу.

Когда она нужна

Специалисты в области фасилитации востребованы. К их услугам прибегают владельцы крупного и среднего бизнеса, руководители производств и предприятий.

Фасилитация нужна в любой области деятельности человека. С помощью ее методик удается вовлечь в процесс работы весь коллектив и добиться высокого уровня приверженности.

Мастера приглашают для того, чтобы он обеспечил 100% инициативность персонала. Он помогает задействовать умения и таланты каждого участника команды.

Фасилитатор необходим там, где отмечаются разногласия, связанные с различиями сотрудников в статусе, уровне образования, жизненном опыте. Тренер объединит коллектив. Каждый будет исполнять свою роль для блага бизнеса.

Во всех процессах, в которых нужно добиться конечной и общей цели, полезны техники фасилитации. При общении, выстроенном грамотным руководителем, персонал озвучивает свои идеи, делится опытом. Участники выявляют проблемы и находят пути их решения.

Фасилитация полезна в образовательном процессе. Благодаря ее методикам удается сократить временные затраты на обучение и развитие группы.

Польза фасилитации

Техники фасилитации помогают достичь большего за меньшее время. Участники собрания вовлекаются даже в сложные темы. Каждый чувствует свою значимость и причастность к процессу.

Результаты профессионально организованного тренинга:

  1. Повышение уровня доверия к руководителю.
  2. Решение текущих управленческих и организационных проблем.
  3. Повышение эффективности и производительности труда.

При этом руководитель бизнеса понимает, что пользу деятельности приносит даже самый маленький «винтик».

По сути, фасилитатор является модератором идей и добивается того, чтобы все мнения озвучивались и совместно выбирались общие установки и пути преодоления проблемы.

Эксперты отметили плюсы фасилитации:

  • методики расширяют горизонты мышления;
  • создается продуктивная рабочая атмосфера, каждый участник включен в процесс;
  • происходит освобождение от стандартных и привычных идей, внедряются новые схемы работы.

Коллектив лично вырабатывает идеи, не прибегая к посторонней помощи. Руководитель получает выгоду. Он экономит на найме узких специалистов. Бизнес развивается без привлечения посторонних людей.

Решения – собственность группы или команды. Участники несут ответственность за него. В работе они стремятся получить качественный результат, чтобы доказать эффективность идеи.

Фасилитаторы будут полезны:

  • на совещаниях по внедрению новых проектов, техник, методик;
  • при подведении итогов года;
  • при разработке миссии компании;
  • при встречах по генерации идей;
  • при урегулировании конфликтных ситуаций в коллективе;
  • при внедрении инновационных техник.

Фасилитация как искусство руководства бизнесом полезна независимо от сферы деятельности компании. Ведущий сохраняет нейтральность, он лишь мотивирует участников на продуктивный разговор, деятельность.

Виды фасилитации

В результате требований современной действительности сформировались отдельные подвиды фасилитации.

Agile-фасилитатор

Работает с группой гибких методик. Полезен там, где значение приобретает оперативность. Agile-фасилитатор должен работать так, чтобы результат был получен быстро.

Здесь значение приобретает оценка промежуточных результатов. Участники обсуждения демонстрируют ведущему достижения, а значит, он должен обладать знаниями в выбранной сфере деятельности. Это специалист, который принимает непосредственное участие в мероприятии.

Фасилитатор vs модератор

Специалист, работающий в удаленном режиме, онлайн. Он гарантирует порядок в общении пользователей того или иного ресурса. Полезен в сообществах, группах, чатах.

Следит за тем, чтобы контент ресурса не содержал провокационный материал, а все участники соблюдали правила общения. Он также ведет работу по урегулированию конфликтов, направляет тему обсуждения в нужное русло.

Задачи фасилитатора

Главная задача фасилитатора помочь коллективу достичь поставленной цели. Фасилитатор следит за правилами общения, способствует созданию позитивной и продуктивной атмосферы.

Это генератор идей. Он должен задействовать всех участников процесса к высказыванию мнения. Фасилитатор добивается результата с помощью разных методик и техник.

К задачам специалисты относится:

  • формулировка цели собрания и донесение ее до каждого участника;
  • распределение времени между участниками;
  • фиксирование значимых моментов беседы;
  • создание позитивной атмосферы и исключение конфликтных ситуаций.

Фасилитатор устанавливает правила и следит за порядком и выступает посредником между коллективом и руководством, мотивирует группу, но при этом сохраняет нейтральность.

Такой специалист не высказывает собственную точку зрения. В результате его деятельности находится либо решение существующей проблемы, либо новая идея, дающая возможность вывести бизнес на новый уровень.

Сколько зарабатывает

Оплата зависит от профессионализма и востребованности специалиста. Фасилитатор может состоять в штате компании и получать стабильную зарплату в фиксированном размере, но большинство спикеров выбирают свободный график работы.

Это значит, что их нанимают для разовой услуги. Чем быстрее будет достигнута цель, тем больше шансов приступить к следующему заказу.

Средняя стоимость услуг фасилитатора также зависит от вида его деятельности. Так, организация стратегической сессии длительностью в три часа, оплачивается от 20 тысяч рублей, а бизнес-разбор стоит от 10 тысяч рублей. Ежемесячный уровень заработка фасилитатора варьируется от 80 тысяч рублей до 200 тысяч рублей и выше.

Хороший специалист становится известным в определенных кругах, обзаводится постоянными клиентами и приобретает репутацию.

Необходимые навыки для работы

Фасилитаторы должны обладать необходимыми качествами для успешной работы. К таким признакам относят:

  • коммуникативность;
  • стрессоустойчивость;
  • умение сохранять нейтральную позицию.

Кроме того, необходимым навыкам специалистов обучают на занятиях. Здесь желающего получить профессию научат:

  • активному слушанию;
  • методам установки правил;
  • приемам для создания благоприятной атмосферы;
  • разработкам сценариев встреч;
  • методикам фасилитации.

Профессиональный фасилитатор умеет организовывать время, переключаться и менять сценарий собрания. При этом на первое место выходит мастерство сохранять объективность и нейтральность.

Инструменты специалиста

Это такой специалист, которому не нужны станки или другие рабочие приспособления. Его инструментами становятся техники и методики фасилитации, которые мы описали выше. Наниматель всегда выясняет, какими инструментам владеет фасилитатор, чем больше арсенал, тем выше шанс получить хорошую работу.

Где учиться на фасилитатора – как им стать

Получить профессию фасилитатора можно дистанционно, в режиме онлайн. Желающие посещают курсы в стандартном режиме. Специалисты становятся обладателями сертификатов, дипломов, подтверждающих уровень мастерства.

Сегодня открыты различные академии и школы, предлагающие пройти курсы фасилитации.

FAQ

Ответим на самые популярные вопросы о профессии фасилитатор. Познакомьтесь с информацией, чтобы сэкономить время.

Какой уровень образования нужен для профессии фасилитатор?

Записаться на курсы и получить профессию может каждый выпускник школы. Уровень образования не имеет значения. Как правило, такие курсы востребованы среди тех, кто уже имеет среднее техническое или высшее образование. Они могут восприниматься как курсы квалификации.

Можно ли учиться на фасилитатора онлайн?

Курсы-онлайн востребованы. Получить профессию можно удаленно. Такой метод актуален для тех, кто живет в малых населенных пунктах или не может посещать классические занятия по личным причинам.

Можно ли получить профессию фасилитатора в декрете?

Молодые мамочки должны использовать шанс получить востребованную профессию. Так, удастся сохранить уровень квалификации и развиваться.

В чем отличие фасилитатора от других профессий?

Это специалист в области коммуникаций. Он обязан сохранять нейтральную позицию. Это управленец процесса, но не его прямой участник.

Как называют фасилитатора по-другому?

Синонимами являются такие слова, как проводник, модератор, ведущий, коуч, тренер.

Как начать работать фасилитаторов?

Пройдите курсы. Большинство школ содействуют в поиске работы. Также можно разместить объявление в социальных сетях, на форумах и прочих площадках.

Таким образом, услуги фасилитатора востребованы в самых разных сферах жизни, значит такие специалисты всегда имеют возможности для заработка. Для освоения специальностью не имеет значения база образования. На первое место выходят такой навык как коммуникабельность. Специальным техникам и приемам обучают на курсах. Слушатель получает свидетельство или диплом о профессиональной переподготовке и открывает для себя новые перспективы для стабильного и высокого дохода.