Любой проект должен с чего-то начинаться и чем-то заканчиваться. А ещё должно быть что-то между. Вся эта структура и называется этапами реализации проекта. Ещё это называют жизненным циклом проекта, по его окончании и появляется конкретный результат. Подробнее о том, какие этапы реализации проекта существуют, расскажем в статье.
У любого проекта есть жизненный цикл, который в конце концов приводит к какому-либо результату. Под жизненным циклом в контексте проектной работы понимается последовательность этапов, через которые проходит проект от его инициации до завершения. Он включает в себя планирование, выполнение, контроль и закрытие проекта. Иными словами, жизненный цикл проекта можно представить как путь, который проходит проект от начала до конца. Сначала появляется идея, потом план реализации, затем работа над проектом, проверка выбранного пути и завершение.
Проект проходит через несколько этапов. Если объяснять коротко и на простом примере, то представьте, что вы решили построить дом. Сначала к вам пришла эта идея и вы начинаете её обдумывать, присматриваете место под строительство. Вы разрабатываете планы, определяете бюджет, выбираете дизайнеров, инженеров и строителей. Затем начинается строительство: заливается фундамент, строятся стены, устанавливается крыша. В ходе работ вы проверяете, все ли идет по графику и бюджету, вносите изменения при необходимости. В конце концов строительство завершено, вы получаете ключи от дома и проводите новоселье. Теперь же рассмотрим каждый из этапов более детально.
Инициация — это первый этап, он следует сразу за рождением идеи. Этот шаг включает в себя определение основных параметров проекта и его обоснование. На этом этапе важно установить чёткие цели и определить, стоит ли вообще начинать проект. На данном этапе важно сделать следующее:
Этап планирования в управлении проектом является одним из самых важных, так как именно на этом этапе разрабатывается детальный план, который будет служить дорожной картой для выполнения проекта. На этом этапе нужно:
Реализация — это этап активных действий. На этом шаге команды выполняют задачи, project-manager контролирует процесс для достижения поставленных целей. Крайне важно обеспечить регулярное взаимодействие внутри команды и с заинтересованными сторонами. Проводите встречи, отправляйте отчеты о прогрессе и делитесь результатами. Не исключено, что на этом этапе придётся возвращаться к планированию, поскольку изменения — это нормальная часть реализации любого проекта. Следите за использованием ресурсов. Убедитесь, что ресурсы используются эффективно и в пределах бюджета. Во избежание возможных проблем ведите документацию по всем аспектам проекта. Контроль в целом можно выделить в отдельный этап реализации проекта, однако поскольку он идёт одновременно с планированием, то логичнее предполагать, что он является его неотъемлемой частью.
Завершение проекта не означает конец всех работ. На этом этапе осуществляется подведение итогов, оценка достигнутых результатов и формальное закрытие проекта. По окончании проекта проведите финальную проверку результатов проекта с заинтересованными сторонами, подпишите все необходимые документы, сдайте отчётность, если в этом есть необходимость. Проанализируйте, насколько проект соответствует первоначальным целям, срокам и бюджету. Сравните фактические результаты с планом, чтобы выявить отклонения и причины их возникновения. Если всё прошло успешно, не забудьте отметить достижения команды. Если это был важный проект, можно даже отметить его завершение, устроив небольшой праздник.
Конечно, никто не запретит вам реализовывать проект так, как хочется вам. При большом желании вы можете пропустить некоторые этапы, перейдя от инициации сразу к реализации. Однако делать так мы не советуем. Дело в том, что планирование — это решающий фактор. При должной подготовке, чётком планировании и распределении функций проект обязательно приведёт к положительному результату. Пропуская какой-либо из шагов, вы увеличиваете риски провала проекта, поскольку можете недооценить или переоценить свои ресурсы.
Важно и то, что каждый этап проекта строится на результатах предыдущего. А значит, последовательное выполнение обеспечивает логическую связь между этапами, что позволяет избежать ошибок и путаницы.
Возможные сложности и способы их решения |
|
Проблема |
Решение |
На этапе реализации проекта произошло ЧП. Все деньги ушли на его ликвидацию. |
Крайне важно, ещё на этапе планирования, позаботиться о возможных рисках, в том числе совсем неожиданных, как ЧП. Под эту статью расходов нужно обязательно выделить резервные средства. Если этого вы не сделали, то отложите реализацию проекта до восполнения средств либо решайте задачи, для которых не нужны деньги. |
Сначала в команде всё было нормально, но на этапе реализации все начали ругаться. Что делать? |
Мы не говорим, что конфликтов нужно избегать, иногда они бывают полезны, однако чаще всего конфликты между членами команды могут снизить продуктивность и ухудшить атмосферу, поэтому руководителю придётся предпринять меры: в первую очередь создайте открытую коммуникационную среду, где члены команды смогут свободно выражать своё мнение, проводите тренинги, узнайте, в связи с чем возникают конфликты и попробуйте сделать перестановку членов команды, если ничего другого не помогает. |
Сначала мы были замотивированы, но чем ближе к завершению проекта, тем больше мы не хотим им заниматься. |
В целом, это нормальное явление. Команда, скорее всего, устала. Самым логичным способом решения этой проблемы может быть незапланированный выходной день, создание позитивной рабочей атмосферы и возможности для профессионального роста. |
Из статьи становится понятно, что планирование — ключевой элемент успешного управления проектной деятельностью. Как у любого основополагающего процесса у планирования есть принципы. К ним, как правило, относят:
Программ и приложений для ведений проектов очень много. Однако чаще всего руководители прибегают к следующим наиболее проверенным сервисам: