Практически все люди, долго работающие на одном месте, начинают пользоваться стереотипами и решать задачи стандартно. Этот способ уже изжил себя и рынок требует нестандартных решений. Чтобы создать иной путь решения задачи, работник должен обладать дизайн-мышлением. Что это такое и как применять его на практике, узнаем из этой статьи.
Дизайн-мышление (design thinking) — это методика и процесс решения определённой задачи, которая позволяет понять пользователя, найти его проблему и подобрать альтернативные решения. Иначе говоря, найти новый путь решения задачи.
Важно, что в центре дизайн-мышления лежат проблемы и потребности конкретного потребителя, а не запросы бизнеса или государства.
Впервые термин «дизайн-мышление» появился в 1968 году, его использовал Джон Арнольд, один из профессоров крупнейшего университета США в Стэнфорде. Через 10 лет это значение упомянул Герберт Саймон в своей книге. Только к концу прошлого века были сформированы 4 основных правила дизайн-мышления: человечность, неопределенность, редизайн и осязаемость.
Наиболее часто дизайн-мышление используется в IT-сфере, однако метод можно использовать не только для разработки цифровых продуктов. С его помощью можно решать любые проблемы клиентов, например, улучшение работы службы доставки или развитие логистики при закрытых границах.
Дизайн-мышление пойдёт на пользу всему бизнесу, поскольку клиенты получают то, что они хотят, значит, они будут пользоваться услугами или товарами компании.
Пять этапов дизайн-мышления:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Эмпатия – это возможность лучше проникнуться жизнью потребителя, чтобы выяснить его запросы, определить желания и мотивы. Требуется детальное изучение мира, в котором живёт потребитель, поэтому команда проводит интервью, собирает статистику и наблюдает за привычками клиентов.
Фокусировка заключается в обработке всей собранной информации и в определении основной проблемы клиента. Эта стадия похожа на мозговой штурм, когда все участники команды выдвигают свои идеи и генерируют общую концепцию. Важно на этой стадии уделить внимание всем озвученным идеям.
Затем выбирается одна идея, либо несколько идей объединяют в одну. Команда должна целиком сконцентрироваться именно на ней
Прототипирование – создание прототипов выбранной идеи и определение её жизнеспособности. Так команда подтверждает или опровергает свои гипотезы. Желательно создавать дешёвые прототипы из подручных материалов. Тогда, если идея окажется нерабочей, то от неё не жалко будет отказаться. Например, сайт сначала создают на бумаге с помощью скетчей.
Следующий этап – тестирование. Если прототип подтвердил своё право на существование, то его показывают пользователю. Например, компания разработала новое приложение. Команда наблюдает, как пользователь обращается с продуктом, и отмечает, что нравится клиенту, а что он находит неудобным.
При запуске в производство аппаратов МРТ (магниторезонансной томографии) многие дети боялись проходить процедуру. Из-за этого им приходилось перед исследованием давать успокаивающие препараты. Компания нашла выход из ситуации, превратив громоздкие аппараты МРТ в космические шатлы, пиратские бригантины и подводные миры. Теперь один из кабинетов в городе Питсбурге носит название «Остров сокровищ», а дети посещают его с удовольствием.
Чтобы обеспечить комфортное перемещение пассажиров, сотрудники из компании Wonderfull сами сели в инвалидные коляски и попробовали перемещаться на них в метро. Они сделали целый ряд выводов, как можно обеспечить комфортную поездку маломобильным гражданам.
Банк ВТБ озадачился созданием наиболее удобной дебетовой карты для своих клиентов. Создали фокус-группу, которая занялась выяснением проблем пользователей. В процессе было определено, что главная проблема клиентов – большая трата денег на повседневные нужды, а именно на оплату транспорта. Тогда ВТБ выпустил дебетовку со встроенной «Тройкой» и определил для этой карты повышенный кэшбек за оплату транспорта.
Надо ли говорить, что несколько тысяч людей оформили карту уже в первый месяц?
Чтобы находить новые идеи и развивать мышление, нужно постоянно учиться. В этом вам помогут лучшие книги по дизайнерскому мышлению:
Также рекомендуем подписаться на каналы, которые регулярно выпускают новые видео по дизайн-мышлению:
Дизайн-мышление — это творческий эмоциональный подход к решению любой задачи. Детям это очень поможет в учёбе и в выборе будущей профессии, поэтому развивать дизайн-мышление с детства можно и нужно.
Такой подход может пригодиться практически в любой области: в торговле, в строительстве, в архитектуре, в медицине, в финансах и в прочих видах деятельности.
Основные инструменты: некоторые методы проектирования, визуализация, картографирование, прототипирование, копирайтинг. Они помогают распознать точки соприкосновения потребителя с продуктом, протестировать идею, выявить преимущества продукта.