Директор по маркетингу – это человек, от которого полностью зависит маркетинговое продвижение компании. Именно он одобряет или нет внедрение тех или иных маркетинговых стратегий, управляет бюджетом, необходимым для рекламного успеха и «выбивает» из вышестоящих директоров столь нужное финансирование на отделы маркетинга.
Ниже – о том, какие скилы нужны этому специалисту, что от него требуют, как именно он управляет департаментом маркетинга и где этой профессии можно научиться.
Кто такой директор по маркетингу
Директор маркетинга, как и любой другой директор, управляет маркетинговой стратегией компании. Если маркетологи на своих позициях знают именно «свою» часть и несут за нее ответственность, то маркетинговый директор знает статус всех маркетинговых отделов, что позволяет ему видеть общую картину и понимать, куда движется вектор продвижения бренда. Естественно, сам маркетинговый директор не настраивает рекламу, не звонит в другие компании с рекламными офферами и не делает то, что делают обычные маркетологи, его цель – оркестрировать всех остальных маркетологов для достижения одной общей цели. С учетом этого нет ничего удивительного в том, что именно директор по маркетингу управляет рекламным бюджетом – только он знает, кому и сколько надо выделить.
Есть еще одна задача, с которой может справиться только этот специалист – ему доверяют разработку маркетинговой стратегии для компании. Поскольку директор по маркетингу «смотрит с высоты птичьего полета» на стратегию продвижения, в плане разработки стратегии ему легче всего принимать какие-либо решения. Руководителям отдела доверяют планирование бюджета на год, разработку фирменного стиля и развитие бренда – то есть все те вещи, без которых успешному бизнесу нельзя обойтись.
Наконец, совет генеральных директоров общается с отделом продаж именно через директора по маркетингу. То есть неотъемлемая часть его работы – это: а) презентация (а по факту продажа) маркетингового плана ТОПам; б) доведение до остальных маркетологов мыслей и претензий от ТОПов.
Поэтому от директора департамента ожидают прокачанных софт-скилов, в том числе – дипломатии.
Поскольку на плечах директора по маркетингу лежит эффективность маркетинговых вложений, к нему предъявляют множество требований:
Сразу ответим на простой вопрос: должность директора по маркетингу есть в любой более-менее крупной компании, в которой есть отдел маркетинга. Что же касается списка задач – он очень большой.
Дело в том, что директор по маркетингу одновременно отвечает за качество маркетинговых коммуникаций, следит за маркетинговым бюджетом, просчитывает показатели эффективности рекламных кампаний, «держит руку на пульсе» рекламного рынка и прорабатывает стратегию глобального продвижения продуктов.
Как результат – на него падает очень много дел:
Во-первых, нужно держать в голове много информации – и по текущему состоянию маркетинга, и по продвижению, и по характеристикам продукта, и по статусу команды. Во-вторых, нужно много информации перерабатывать – сырые метрики нужно конвертировать в готовые метрики, а готовые метрики нужно конвертировать в красивые презентации. В-третьих, эта работа предполагает большую ответственность – вам нужно и отвечать за бюджет, и отчитываться о вложенных деньгах, и врать на себя ответственность за работу ваших сотрудников, и брать на себя риски неудачи в продвижении или запуске новой рекламной кампании.
Три в одном по опыту: вы получаете и опыт в маркетинге, и опыт в менеджменте, и опыт в управлении людьми.
Маркетинговый опыт здесь особо привлекателен, потому что директор по маркетингу обычно работает в крупной компании, а где крупная компания – там и большие бюджеты на рекламу.
Директор по маркетингу – это высшая ступень эволюции маркетолога, выше – только директор всей компании или владелец собственного бизнеса.
Школа |
Skillbox |
Стоимость |
95 906 руб |
Цена в рассрочку |
2 664 руб/мес |
Длительность курса |
6 месяцев |
Программа трудоустройства |
Отсутствует |
Формат |
Запись лекций |
Школа |
Нетология |
Стоимость |
112 000 руб |
Цена в рассрочку |
3 275 руб/мес |
Длительность курса |
5.5 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Школа |
Eduson Academy |
Стоимость |
162 000 руб |
Цена в рассрочку |
13 500 руб/мес |
Длительность курса |
6 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций |
Плюсы:
Минусы:
Школа |
Skillbox |
Стоимость |
79 534 руб |
Цена в рассрочку |
3 848 руб/мес |
Длительность курса |
12 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Школа |
Академия «Синергия» |
Стоимость |
75 530 руб |
Цена в рассрочку |
3 147 руб/мес |
Длительность курса |
6 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Школа |
Яндекс Практикум |
Стоимость |
110 000 руб |
Цена в рассрочку |
17 500 руб/мес |
Длительность курса |
7 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Школа |
Skillbox |
Стоимость |
84 657 руб |
Цена в рассрочку |
2 731 руб/мес |
Длительность курса |
10 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Школа |
Академия «Синергия» |
Стоимость |
52 720 руб |
Цена в рассрочку |
2 197 руб/мес |
Длительность курса |
6 месяцев |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
Школа |
Яндекс Практикум |
Стоимость |
70 000 руб |
Цена в рассрочку |
18 500 руб/мес |
Длительность курса |
4 месяца |
Программа трудоустройства |
Есть |
Формат |
Запись лекций, Онлайн занятия с преподавателем |
На лето 2022 года по Москве можно найти 2 700 вакансий. У 1 200 из них зарплата начинается от 75 000 рублей (всего зарплата указана у 1 400 вакансий). Вообще, отдельно отметим, что платят этим специалистам очень и очень хорошо – при наличии релевантного опыта можно без проблем получать от 150 000 рублей. Но опыт и/или профильное образование нужны практически везде, если у вас нет диплома – в обязательном порядке нужен опыт на такой же должности от года и законченные курсы.
По обязанностям и требованиям – конкретные требования во многом зависят от компании и устройства ее бизнеса, но в если переводить требования в более абстрактные, то получится то же, что мы перечисляли выше.
Как пример:
Бесплатных курсов практически нет. Есть 2 неплохих курса вводных лекций:
Тезисно: