Независимо от отрасли и роли в компании, многим приходится ежедневно сталкиваться с внушительными объёмами информации. Но как разобраться в тесных переплетениях данных? Ключом к этому становится эффективная панель мониторинга (дашборд), которая при грамотном исполнении нередко способна заменять и команду аналитиков.
Дашборд – это информационная панель, которая обеспечивает визуализацию бизнес-метрик – ключевых показателей эффективности, обновляемых в режиме реального времени. Как правило, она представляет расчётные значения в виде текстовых виджетов, таблиц, графиков, карт, различных комбинированных схем и иных графических элементов.
На одной панели выводится многоуровневая информация; с её помощью пользователи осуществляют мониторинг интересующих сведений. Часто дашборды настраиваются: можно создать персонализированную структуру виджетов, выбрать предпочтительный способ визуализации метрик.
Важно понимать, что дашборд – это инструмент анализа и информирования, а не система статистического учёта и хранения данных.
Технически информационная панель представляет собой набор программных модулей, которые собирают сведения из разных источников (баз данных), анализируют и рассчитывают метрики. Полученные результаты выводят на общий экран. Как правило, обновление сведений происходит в автоматическом режиме, реже – по запросу пользователя.
Дашборд – это ценный инструмент, который позволяет консолидировать ключевые показатели и представлять всесторонний обзор бизнеса. Руководителям и лицам, принимающим управленческие решения, он предлагает несколько возможностей, включая:
Панель мониторинга особенно полезна, если оснащена функцией непрерывного автоматического обновления показателей при поступлении в исходную базу новой информации. Это позволяет специалистам оперативно реагировать на изменения и эффективно оптимизировать бизнес-процессы.
Проектирование информационной панели – непростая задача, если Вы стремитесь сфокусировать внимание пользователя на ключевых моментах, чтобы он мог быстро разбираться в сложных концепциях и принимать эффективные управленческие решения.
Главная цель визуализации – представление информации в форме, которая будет предельно понятна и воспринята человеком. При этом важна и функциональность панели. Чтобы реализовать эти идеи, руководствуйтесь основополагающими принципами:
В целом выбор средства визуализации во многом зависит от типа отношений между показателями. К примеру, они могут быть выражены причинно-следственной, сравнительной, составной (разбиение на части) или распределительной (группировка значений) связью.
Информационные панели могут содержать разные наборы показателей в зависимости от поставленной цели и задач; на основании этого их принято разделять на 3 типа:
Стратегические панели используются наиболее широко, т.к. руководителю важно оперативно получать сведения о финансовом состоянии компании. Такие инструменты в первую очередь отражают показатели KPI (ключевые показатели эффективности), а также любые расчётные величины, которые могут потребоваться при решении актуальных задач.
В качестве примера рассмотрим несколько обязательных параметров стратегических дашбордов.
План-фактный анализ позволяет сделать глобальный срез работы компании, сравнить текущие и запланированные показатели и, в конечном счёте, оценить эффективность стратегии. В рамках разбора наиболее важна величина общей выручки и прибыли за разные периоды.
Указанные метрики относятся к числу ключевых показателей эффективности (KPI), поэтому традиционно располагаются в верхней части дашборда.
Выручка и валовая прибыль – это важнейшие финансовые показатели, мониторинг которых осуществляется непрерывно. Они в первую очередь учитываются при оценке эффективности компании и принятии стратегических решений. В частности, выручка отражает производительность и темпы роста, а валовая прибыль – потенциал масштабируемости бизнеса.
Эти метрики в количественном выражении выносятся на верхний уровень панели. Также их представляют в виде графиков с временными рядами, располагая ниже карточек KPI. Оценка величины выручки и валовой прибыли в динамике позволяет фиксировать и прогнозировать рыночные тенденции, потенциальное влияние внешних и внутренних факторов на бизнес-процессы и своевременно принимать эффективные корректирующие меры.
Средний чек – средняя сумма 1 покупки – не менее важный показатель в финансовом анализе. По сути, он отражает величину выручки, которая приходится на 1 клиента. Изменение этой величины во времени является индикатором эффективности политики ценообразования и методов апселлинга.
Динамику показателя отражают с помощью линейных графиков (реже столбчатых диаграмм). При этом целесообразно вводить и сравнивать 2 типа параметра, например, средний чек по закрытым и незавершённым сделкам. Это позволит углубить анализ.
В финансовом анализе применяется широкий спектр метрик, позволяющих измерять ценность клиентов (или групп целевой аудитории). Как правило, изучаются выручка и прибыль в отношении разных категорий потребителей, например, идентифицированных по уровню доходов, социальному статусу и пр. Анализ таких метрик помогает оценить эффективность маркетинговой стратегии.
Такие метрики традиционно представляют в виде линейных графиков, а в случае внедрения широкого спектра показателей – линейчатых диаграмм.
Грамотно организованная панель мониторинга гарантирует, что каждый специалист может извлечь и эффективно использовать данные. Но если её структура плохо продумана, результат окажется обратным: пользователь потеряет время и запутается в показателях.
Чтобы избежать фатальных последствий, важно знать главные ошибки проектирования дашборда:
Есть большое количество программных инструментов, позволяющих создавать эффективные мониторинговые панели. Выбор приложения зависит от нескольких факторов, в т.ч. от возможностей компании (объёма информации) и навыков пользователей.
Небольшому бизнесу или неопытным аналитикам целесообразно применять такие известные сервисы, как Excel или Google Looker; как правило, в них реализованы простые и эффективные инструменты. Крупным организациям и профессионалам стоит рассмотреть специализированные BI-платформы. Но в любом из этих случаев можно создать информативные дашборды.
Сервис MS Excel относится к числу наиболее популярных инструментов визуализации. Его основой являются электронные таблицы, в рамках которых реализован огромный комплекс функций, позволяющих обрабатывать, анализировать и эффективно презентовать информацию.
В MS Excel Вы можете быстро структурировать сведения, рассчитать необходимые показатели, в т.ч. с применением сложных математических формул. У пользователей есть возможность проводить качественный анализ с помощью таблиц и графиков, автоматизировать повторяющиеся задачи. Это не требует специфических навыков, необходимо лишь разобраться в базовых алгоритмах расчётов.
Рис. 1. Пример информационной панели в MSExcel
К числу наиболее существенных недостатков Excel можно отнести отсутствие интерактивных функций и специфических инструментов, например иерархических, тепловых, географических карт.
Ещё один широко используемый инструмент визуализации данных – это Power BI от Microsoft. Первоначально он был реализован, как расширение Excel, но позже стал самостоятельным полноценным приложением с широким выбором графических функций/
Его главные преимущества – это легко управляемая кривая обучения, простой интерфейс и возможность бесшовной интеграции с различными системами, в т.ч. Office 365 и Teams.
Рис. 2. Пример информационной панели в PowerBI
Power BI хорош для малых и средних проектов, но при обработке больших объёмов данных с его помощью часто возникают проблемы с масштабируемостью.
Сервис Looker Studio (ранее Google Data Studio) – это экономически эффективное, простое решение, позволяющее создавать отчёты, анализировать и визуализировать информацию в небольших компаниях (или отделах). Пользователи могут проводить исследования с помощью простых инструментов, не требующих наличия навыков программирования.
К основным преимуществам Looker Studio относится не только простой, интуитивно понятный интерфейс, но также расширенный набор инструментов визуализации: от простых линейных графиков и гистограмм до сложных географических карт и диаграмм рассеяния. Кроме того, Looker Studio предоставляет эстетическую гибкость: пользователи могут изменять цвета, шриф
ты и макеты, чтобы соблюсти требования фирменного стиля или сделать отчёты привлекательнее.
Рис. 3. Пример информационной панели в LookerStudio
Хотя в Looker Studio мощный функционал визуализации, приложение имеет несколько существенных недостатков. В первую очередь пользователь заметит, что здесь сложно объединить сведения из нескольких источников; возможно только использование сторонних коннекторов или специальных пользовательских вычислений, что сложно реализуемо. Также в программе ограничены возможности глубокого анализа и отсутствует встроенная поддержка интеграции данных в реальном времени.
Приложение Tableau – это мощный и одновременно простой в управлении многоцелевой инструмент, позволяющий проводить полноценную бизнес аналитику и визуализировать информацию. С 2013 г. оно входит в магический квадрант Gartner – ежегодный графический аналитический отчёт о лучших продуктах и производителях рынка Business Intelligence. И это означает, что сегодня Tableau признана одной из самых эффективных BI-систем в мире.
Преимуществами приложения являются высокая производительность (особенно на этапе очистки), широкий выбор инструментов визуализации и простота управления.
Рис. 5. Пример информационной панели в Tableau
Многим компаниям (особенно очень большим) Tableau может показаться слишком дорогим решением, т.к. за подключение каждого пользователя нужно платить немалую сумму.
Открытое программное обеспечение Apache Superset – это мощный инструмент исследования и визуализации, ориентированный на Big Data. Сегодня он считается лучшим Open Source проектом: по управляемости кривой обучения, масштабируемости и гибкости настроек опережает свои аналоги.
Пользователь с помощью простых SQL-запросов может создавать информационные панели с разнообразной и глубокой структурой, большим набором сведений. Программа позволяет осуществлять распределение прав на базе ролей с применением сложных правил, настраивать уведомления.
Рис. 6. Пример информационной панели в ApacheSuperset
Как и в случае использования Looker Studio, часто пользователю Apache Superset нужны стороннике коннекторы, чтобы объединять данные из разных источников.
О том, как грамотно проектировать эффективные и привлекательные панели мониторинга, написано множество книг. Чтобы последовательно разобраться в теме, полезно прочитать такие издания:
В интернете можно найти и множество видео-уроков по данной теме.
Создать эффективную панель под силу любому data-аналитику. Процесс конструирования и настройки строго регламентирован; чтобы его осуществить, следуйте инструкции:
Чтобы создать эффективную информационную панель, нужно соблюсти главное правило – представить сведения в максимально удобной форме. Если их структура окажется громоздкой или нелогичной, то пользователи не смогут распорядиться ими в полной мере.
При проектировании панели важно понимать и учитывать природу и ограничения восприятия человека. Придерживайтесь базовых правил:
Дашборд, или панель мониторинга, – это инструмент управления информацией, который обеспечивает визуальное представление данных в реальном времени. Простыми словами, это панель, на экране которой расположены базовые показатели, непрерывно обновляемые.
Главное отличие этих инструментов заключается в интерактивности. Если в отчёте только фиксируются показатели с учётом временного фактора (например, есть месячный или годовой отчёт), то дашборд обеспечивает непрерывное обновление информации на основе изменений в базе данных.
В целом существует 3 типа инструментов, которые можно использовать для создания дашборда:
Какой из них выбрать, зависит от нескольких факторов, в т.ч. объёма и характера данных, требований к интерфейсу и навигации, наличия многопользовательского режима, сложности управления, бюджета. Сопоставьте свои задачи и возможности и выберите наиболее подходящий вариант.
Грамотно спроектированная панель мониторинга представляет краткий и сбалансированный обзор того, что происходит в Вашем бизнесе. Это очень важный инструмент, позволяющий специалистам и всем заинтересованным лицам в любой момент времени увидеть и оценить состояние компании, тенденции и сопоставить их с основными целями и задачами. Непрерывно быть в курсе событий – значит иметь неоспоримые конкурентные преимущества.