logo
Ещё

Чёрный квадрат – история картины

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича – это не обычная картина, а произведение, в котором отсутствует сюжет. Рисунок на ней представляет собой простую геометрическую форму. Картина была создана художником в 1915 году, когда футуризм находился на пике популярности. В статье рассмотрим, что вкладывал в это произведение сам автор, а также коснёмся истории и мифов, которые витают вокруг «Чёрного квадрата».

Чёрный квадрат – что это

Малевич задумывал «Чёрный квадрат» не как изолированное произведение, а как элемент триптиха, который также включал в себя «Чёрный круг» и «Чёрный крест». В своей книге «Чёрный квадрат» Казимир Малевич делится своей концепцией искусства, утверждая, что «… только когда наша привычка воспринимать картины как отображения природных пейзажей, мадонн или обнажённых Венер исчезнет, мы сможем увидеть истинное произведение живописи».

Закрасить квадрат в чёрный, зелёный или любой другой цвет может каждый. Однако истинный гений Малевича проявляется в том, что он привнёс совершенно новый взгляд на искусство. «Чёрный квадрат» стал одним из самых революционных произведений не только современного искусства, но и мировой живописи в целом. Несмотря на свою простоту, в нём скрыты глубокие и определённые значения.

Тематика картины до сих пор продолжает вызывать споры и обсуждения. Некоторые исследователи полагают, что для Малевича квадрат символизировал абсолютный ноль, представляя собой редукцию классического искусства. Он сам называл эту геометрическую фигуру иконой супрематизма и моделью космоса. Существует также интерпретация, согласно которой чёрный квадрат с белой рамкой олицетворяет солнечное затмение, предвещая наступление новой эры и обновлённой эстетики.

Чёрный супрематический квадрат – история картины

Малевич создал «Чёрный квадрат» в контексте революционных изменений в искусстве и обществе начала XX века. В это время художники искали новые формы выражения, стремясь уйти от традиционного реализма и обратиться к абстракции. В 1913 году Малевич уже пробовал абстрактные формы, но именно «Чёрный квадрат» стал кульминацией его поисков.

Супрематизм, как концепция, основывается на идее освобождения искусства от предметной зависимости. Малевич считал, что искусство должно выражать нечто более глубокое и универсальное, чем просто изображение объектов. Чёрный квадрат в его понимании символизирует чистоту формы и цвета, а также стремление к духовному и философскому содержанию.

Картина была впервые показана на выставке в 1915 году в Петербурге, где она вызвала бурные обсуждения и споры. Многие зрители были шокированы тем, что квадрат, выполненный чёрной краской на белом фоне, мог считаться искусством. Однако для Малевича это была не просто форма, а выражение нового видения мира.

«Чёрный квадрат» стал не только важным произведением искусства, но и культурным феноменом. Он повлиял на художников и на различные течения, такие как минимализм и концептуальное искусство. Эта работа также часто интерпретируется как символ революции в искусстве, отражая изменения в обществе и мышлении того времени.

Сегодня «Чёрный квадрат» рассматривается как икона современного искусства. Он хранится в Третьяковской галерее в Москве и продолжает привлекать внимание зрителей и искусствоведов. Картина стала предметом множества исследований, выставок и даже пародий, что свидетельствует о её значимости и влиянии на искусство в целом.

Таким образом, «Чёрный супрематический квадрат» Казимира Малевича — это не просто произведение искусства, а целая философия, отражающая стремление к новому пониманию мира и роли искусства в нём.

Предшественники

До «Чёрного квадрата» некоторые художники писали похожие произведения. Например, в 1883 году, за тридцать лет до «Чёрного квадрата» журналист и писатель Альфонс Алле представил свою картину «Битва негров в пещере глубокой ночью». Это был просто чёрный прямоугольник.

На первый взгляд, можно заметить значительное сходство между двумя произведениями. Однако это две совершенно разные работы. Картина Алле является частью серии, состоящей из семи листов, среди которых один чёрный, другой зеленый («Сутенёры в самом соку, валяющиеся на траве и пьющие абсент») и третий желтый («Возня с охрой желтушных рогоносцев»).

Хотя на этих картинах представлены лишь цветные прямоугольники, у них есть чёткий сюжет. Алле интригует зрителей, предлагая, например, увидеть на красной картине красных кардиналов на фоне Красного моря. Он как бы намекает, что эти элементы присутствуют, но слились в единую красную поверхность.

В отличие от игривого Алле, Малевич остаётся строго серьёзным. Он не прячет в своём квадрате каких-либо персонажей или чёрные декорации. Он прямо утверждает – персонажей нет. И ничего привычного, на что зрители могли бы опереться. Осталась лишь форма (квадрат) и цвет (чёрный).

Неясно, знал ли Казимир Малевич о картинах Алле. Исследования, которые проводились специалистами Третьяковской галереи в 2015 году, подтвердили, что в инфракрасном спектре на одном краю картины из их собрания прослеживается надпись, отсылающая к работе французского художника. Но, написана ли она самим мастером или кем-то другим, сегодня установить уже невозможно.

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича имеет несколько предшественников и художественных направлений, которые повлияли на его работу. Вот некоторые из них:

  • Импрессионизм. Этот стиль разрушил традиционные представления о реалистическом изображении, открыв путь для более абстрактных форм. Влияние импрессионистов, например, Клода Моне, можно проследить в стремлении абстрагировать восприятие.
  • Постимпрессионизм. Художники Винсент Ван Гог и Поль Сезанн начали экспериментировать с цветом и формой, отступая от понятия о точной репродукции реальности.
  • Фовизм. Это движение, представляющее яркие цвета и упрощённые формы, также предвосхищало дальнейшее развитие абстрактного искусства.
  • Кубизм. Пикассо и Брак искусственно разрушили традиционные формы и пространства в своих работах, что стало важным шагом к абстракции.
  • Символизм и абстракция. Художники, например, Василий Кандинский, которые использовали цвет и форму для выражения чувств, также подготовили почву для появления таких абстрактных работ, как «Чёрный квадрат».
  • Платоновская философия. Идеи о приматах формы и идеальных объектах оказали влияние на культурное сознание того времени.
  • Другие супрематисты. Малевич также был вдохновлён работами своих современников, таких как Алексей Крученых и Владимир Татлин, которые стремились создать новое искусство, соответствующее современному миру.

Эти направления и художники, действовавшие до и во время Малевича, способствовали созданию «Чёрного квадрата», который стал символом перехода к абстрактному искусству и новым концепциям в живописи.

Другие подобные произведения

После появления Чёрного квадрата, многие художники начали исследовать идеи, связанные с простотой и чистотой формы. Например:

  • Франц Клайн. Американский художник известен своими крупными чёрными и белыми абстракциями («Кардинал», «Нью-йорк»), которые исследуют динамику и движение через простые формы.
  • Ад Рейнхардт. Художник создавал чёрные картины («Black Cross», «Abstract Painting»), которые исследовали тонкие различия в текстуре и свете, подчёркивая концептуальную природу искусства.

В России и за её пределами художники в разные времена продолжали развивать идеи Малевича, создавая работы, которые исследовали геометрические формы и абстракцию.

Чёрных квадратов много?

Существует всего четыре работы под названием «Чёрный квадрат». Первый из них был создан для футуристической выставки «0,10», открывшейся в 1915 году. На этой выставке представлены сорок произведений Малевича, а «Чёрный квадрат» занял ключевое место в экспозиции. Художник разместил его так, как в русских домах вешались иконы, в «красном углу». Эта работа в настоящее время находится в Третьяковской галерее, где зрители могут близко рассмотреть как специально подобранный чёрный оттенок, так и кракелюры на поверхности.

Второй «Чёрный квадрат» хранится в Русском музее. Он был написан в 1923 году как часть триптиха, представленного на Международной выставке в Венеции. Картины триптиха перекликались с известными произведениями Малевича – «Чёрным квадратом», «Чёрным кругом» и «Чёрным крестом».

Третий «Чёрный квадрат» был создан в 1929 году для личной выставки в Третьяковской галерее и почти полностью дублирует первое произведение 1915 года. Этот «квадрат» также находится в Третьяковской галерее, и в 2019 году оба произведения выставлялись рядом друг с другом.

Самая увлекательная история связана с последним, четвёртым «Чёрным квадратом». Он был создан в 1931–1932 годах для выставки «Художники РСФСР за 15 лет», но на протяжении более 50 лет оказался в забвении. Его нашли только в 1993 году, когда один мужчина решил продать картину крупному банку. Выяснилось, что его жена является единственной оставшейся наследницей художника, хотя и не была с ним близка. Семья также подарила банку другие произведения искусства, а экспертиза Третьяковской галереи подтвердила подлинность картины. С 2000 года этот «Чёрный квадрат» выставлен в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа.

Белый квадрат

«Белый квадрат» (или «Белый квадрат на белом фоне») – одно из малоизвестных произведений Казимира Малевича, созданное в 1918 году. Эта работа является важным элементом супрематизма, как и чёрный квадрат. Белый квадрат символизирует чистоту, пустоту и отсутствие формы. В отличие от чёрного квадрата, который вызывает контраст и внимание, белый вызывает ощущение лёгкости и невесомости. Он часто интерпретируется, как попытка показать различные аспекты пустоты и бесконечности.

Красный квадрат

«Красный квадрат» – это ещё одно произведение Малевича, созданное после «Чёрного квадрата». Оно также относится к супрематизму и символизирует энергию, движение и силу. Эта работа продолжила направление, добавив новый элемент – цвет, открывающий новые возможности для восприятия и интерпретации.

Подделки

Подделки «Чёрного квадрата» – это довольно распространённая тема. В мире искусства существовало несколько известных случаев подделок произведений Малевича. Они часто продавались на аукционах и выставках, вызывая разбирательства и скандалы.

Что касается интересных фактов о «Чёрном квадрате», то его создание является знаковым моментом в истории искусства. Малевич представил это произведение в 1915 году на выставке «0,10» в Петрограде, где оно вызвало бурные споры и обсуждения. «Чёрный квадрат» формально стал символом нового искусства, стремящегося освободиться от фигуративности и представить через абстракцию идеалы времени.

Кроме того, в разное время он воспринимался как выражение радикального разрыва с традиционной живописью, а также как философская позиция о месте искусства в мире. Уникальность этой работы в том, что она смогла стать не просто произведением искусства, а настоящим культурным феноменом, вызывающим дискуссии о роли и предназначении искусства в обществе.

FAQ

Точная дата создания «Чёрного квадрата»?

«Чёрный квадрат» был впервые создан в 1915 году для «Последней футуристической выставки картин «0,10», которая проходила в Петрограде с 19 декабря 1915 года по 17 января 1916 года. При создании «Чёрного квадрата» в июне 1915 года Казимир Малевич отметил на обороте холста дату «1913», акцентируя, что работа была задумана в 1913 году, а физически исполнена в 1915. Художник всегда называл это произведение «Главный элемент супрематизма. Квадрат. 1913».

Вывод

  • «Чёрный квадрат» Казимира Малевича стал знаковым произведением в истории искусства и символом супрематизма. Это направление стремилось выразить чистую форму и идею через геометрические абстракции.
  • Прежде чем Малевич представил свой знаменитый квадрат, существовали и другие художники и течения, которые в той или иной степени предшествовали ему или повлияли на его работу: импрессионизм и постимпрессионизм, фовизм, кубизм и другие направления.
  • Чёрные квадраты и подобные им работы продолжают появляться в современном искусстве. Многие художники используют чёрный цвет и геометрические формы для выражения концептуальных идей, политических заявлений или просто как средство исследования визуального языка.
  • «Чёрный квадрат» Малевича не только стал символом своего времени, но и открыл новые горизонты для будущих поколений художников, вдохновляя на эксперименты с формой, цветом и содержанием.
  • В искусстве, как и в жизни, чёрные квадраты стали метафорой для бесконечных возможностей и интерпретаций.