logo
Ещё

Паттерн

Паттерн — это распространённый термин, который можно встретить в дизайне, айти и психологии. В статье подробно рассказали о каждом определении, о разнице и схожести между ними. 

Что такое паттерн

Паттерн — это повторяющееся решение типичной проблемы, которое проверено на практике и может быть использовано как стандартное руководство для решения аналогичных задач в будущем. В широком смысле паттерн — это шаблон или модель, которая помогает эффективно решать задачи в разных областях, включая программирование, дизайн, архитектуру и другие дисциплины.

Основные свойства паттернов

  • Общность. Паттерн решает типовую, часто встречающуюся проблему.
  • Многоразовость. Его можно использовать многократно в разных проектах и контекстах.
  • Гибкость. Паттерн не даёт конкретных инструкций, а предлагает решение, которое можно адаптировать под конкретную ситуацию.

Паттерн в дизайне

В дизайне и иллюстрации паттерн обозначает ритмично повторяющийся рисунок. Часто вы можете встречать паттерны на коврах, обоях, скатертях, постельном белье и пр.

Паттерн в IT

В IT-практике паттерн (от англ. pattern — «шаблон» или «образец») — это повторяющееся решение типовой задачи, часто возникающей в процессе проектирования программного обеспечения. Паттерны помогают разработчикам стандартизировать решения и ускорять процесс разработки, так как они уже проверены на практике и признаны эффективными.

Основные виды паттернов в IT

Паттерны проектирования

Паттерны проектирования (Design Patterns) — это шаблоны решений, применяемые при проектировании архитектуры и структуры программ. Они направлены на решение общих задач, таких как создание объектов, управление взаимодействием между компонентами и улучшение гибкости системы.

  • Порождающие паттерны: касаются способов создания объектов. Пример: Singleton (Одиночка) — гарантирует, что класс будет иметь только один экземпляр и предоставляет к нему глобальную точку доступа.
  • Структурные паттерны: касаются компоновки классов и объектов. Пример: Adapter (Адаптер) — позволяет объектам с несовместимыми интерфейсами работать вместе.
  • Поведенческие паттерны: описывают взаимодействие объектов и классов. Пример: Observer (Наблюдатель) — определяет зависимость «один ко многим», где изменение состояния одного объекта уведомляет и изменяет состояние всех зависимых объектов.

Архитектурные паттерны

Архитектурные паттерны (Architectural Patterns) — это решения на более высоком уровне абстракции, которые помогают организовать общую структуру приложения. Они определяют, как компоненты системы взаимодействуют друг с другом на уровне архитектуры. Примеры:

  • MVC (Model-View-Controller) — разделяет приложение на три части: модель (данные), представление (интерфейс пользователя) и контроллер (логика).
  • Microservices (Микросервисы) — архитектурный стиль, при котором приложение строится из набора независимых и изолированных сервисов.

Антипаттерны

Антипаттерны (Anti-patterns) — это распространённые, но ошибочные подходы к решению задач. Знание антипаттернов помогает избежать неэффективных или вредных решений в программировании. Пример: Spaghetti Code — неструктурированный, запутанный код, в котором сложно разобраться и поддерживать.

Паттерны проектирования баз данных

Паттерны проектирования баз данных — решения для организации данных и их обработки в базе данных. Пример: ORM (Object-Relational Mapping) — паттерн, позволяющий связать объекты в коде с записями в базе данных.

Паттерны интеграции

Паттерны интеграции — это шаблоны, которые помогают проектировать и реализовывать интеграцию между различными системами и сервисами. Пример: Enterprise Service Bus (ESB) — паттерн для интеграции множества систем через единую шину данных.

Паттерн в психологии

Паттерн в психологии — это устойчивый, повторяющийся способ поведения, мышления или эмоционального реагирования, который человек применяет в различных ситуациях на протяжении длительного времени. Такие паттерны формируются на основе прошлого опыта, влияния окружения и воспитания, и могут быть как позитивными, так и негативными. То есть в определенных ситуациях человек действует шаблонно, словно по образцу.

Психологические паттерны часто проявляются в реакциях на стресс или в отношениях с другими людьми. Например, у человека может быть паттерн избегания конфликтов, когда в любой сложной ситуации он постарается не высказывать своё мнение, а промолчать. Такая реакция кажется ему комфортной и безопасной, но с другой стороны она лишает его возможности расти, выстраивать личные границы и пр., в зависимости от ситуации.

В разных жизненных ситуациях стоит реагировать по-разному, поэтому порой важно распознавать свои поведенческие паттерны, чтобы расширить границы возможного и свои адаптивные навыки.

Антипаттерны

Антипаттерн — это типичное, но неудачное решение какой-либо задачи, которое кажется разумным или удобным, но на практике приводит к негативным последствиям. Антипаттерны часто встречаются в программировании, управлении проектами и дизайне, когда разработчики или менеджеры следуют «легкому пути» или используют устоявшиеся, но ошибочные подходы. Такие шаблоны могут снижать качество кода, приводить к проблемам в поддержке, усложнять разработку или увеличивать затраты.

Выше мы уже приводили антипаттерн в качестве одного из видов паттерна в айти. Рассмотрим несколько конкретных примеров IT-антипаттернов ещё раз:

  • God Object — это объект, который берёт на себя слишком много обязанностей.
  • Spaghetti Code — это запутанный и трудно поддерживаемый код без структуры.

FAQ

В каких областях можно встретить слово “паттерн”?

Слово “паттерн” может встречаться в IT, дизайне и психологии. Несмотря на то, что в зависимости от сферы, понятие паттерна отличается, он имеет и схожесть — во всех случаях слово описывает нечто повторяющееся.

Вывод

  • Слово “паттерн” часто встречается в программировании, дизайне и психологии.
  • Независимо от области, в котором встречается слово “паттерн”, оно описывает некоторое “повторяющееся” действие.
  • Паттерны могут как упрощать, так и усложнять жизнь — все зависит от того, в какой сфере и ситуации они встречаются.