Метод SMART заслуженно считается одним из самых популярных для современного менеджмента. Причины его востребованности связаны с несколькими важными преимуществами, включая доказанную на практике эффективность, универсальность и сравнительную простоту применения. Рассмотрим более внимательно что такое СМАРТ-цели и как их правильно использовать на практике.
Пошаговая инструкция целей по SMART
Ошибки при постановке целей
Что почитать и посмотреть по теме?
SMART-цели – что это?
Аббревиатура SMART образована из первых букв пяти англоязычных слов. Она обозначает специализированную методику постановки целей в менеджменте, использование которой позволяет добиться их достижения с минимальными сопутствующими издержками как в части времени, так и финансовых ресурсов.
Впервые понятие SMART как самостоятельный термин употребил Пол Майер в далеком 1965 году. Подробно способ управления с помощью СМАРТ-решений описан также достаточно давно – в 1981 году. Его авторство приписывают Джорджу Т. Дорану, являющемуся экспертом по стратегическому планированию.
За последующие с указанной даты годы метод доказал эффективность, стал популярным среди бизнесменов по всему миру и активно используется до сих пор.
SMART-критерии
В основе рассматриваемой методики лежат пять критериев, названия которых образовали аббревиатуру SMART. Каждый из них описывает одну из обязательных характеристик при оценке цели. В их числе:
- Конкретная или Specific. Предусматривает формулировку цели таким образом, чтобы не допускались разночтения и было четко понятно, чего нужно добиться в конечном итоге.
- Измеримая или Measurable. Критерий устанавливает необходимость указания числовых характеристик или значений конкретного показателя, выступающего в качестве итоговой цели.
- Достижимая или Achievable/Attainable. Данная характеристика означает объективный характер цели и обоснованность ее постановки. Важное дополнение – реалистичность сроков, которая базируется на фактических результатах деятельности предприятия или отдельных сотрудников.
- Значимая или Relevant. Критерий показывает, что достижение цели станет важным событием для компании, а не очередной цифрой в отчете. Именно поэтому СМАРТ-решения принимаются в рамках стратегии развития и миссии предприятия.
- Ограниченная по времени или Time bound. Для достижения цели отводится определенное время. Обычно на практике речь идет о традиционных для учета периодах – квартале, полугодии или годе. Установка более коротких сроков не позволяет добиться серьезных результатов, более длинных – приводит к потере актуальности цели и переключению на решение других задач.
Отличия от GROW
Описание системы менеджмента SMART было бы неполным без сравнения с другой популярной и широко распространенной методики постановки и достижения целей под названием GROW. Последняя также представляет собой аббревиатуру, которая образована из первых букв следующих терминов:
- Цель или Goal – что хочешь?
- Реальность или Reality – где находишься?
- Варианты или Options (другая версия – Препятствия или Obstacles) – что можно сделать?
- Намерение или Will (другая версия – План действий или Way Forward) – что нужно сделать или как добиться?
Главным отличием рассматриваемых методик выступает область применения. SMART-решения ориентированы на компанию в целом или, в крайнем случае, подразделение предприятия. Поэтому они используются в бизнесе.
Система GROW ориентирована на постановку и достижение индивидуальных целей. Поэтому сферой ее практического применения становится коучинг. Причем он может быть связан как с бизнесом, так и другими аспектами жизни человека.
Важно отметить, что методики GROW и SMART органично дополняют друг друга. Что позволяет использовать их одновременно – сначала в рамках индивидуального планирования в соответствии с требованиями первой системы, затем – в масштабах предприятия по правилам второй.
Особенности метода
Постановка целей с помощью SMART-целей требует заметных временных затрат. Они обычно превышают необходимые для традиционного планирования, что компенсируется несколькими важными особенностями методики. В их числе:
- Четкая формулировка целей.
- Понятный и детальный план.
- Удобная процедура контроля прогресса в достижении целей.
Перечисленные характерные особенности SMART-системы достигаются комплексным подходом с применением пяти критериев. Именно такая система позволяет добиться максимально возможного КПД при принятии решений.
Плюсы и минусы
Можно выделить несколько весомых преимуществ постановки целей с помощью SMART-критериев, обусловивших популярность методики. В их числе:
- Прозрачность. Комплексное задействование сразу пяти критериев исключает неоднозначные формулировки, снимает возражения и помогает оперативно ответит на любые возникшие у сотрудников вопросы.
- Простота и удобство. Методика не требует большого времени на освоение. При этом обеспечивает сочетание высокой результативности с возможностью быстрой и беспроблемной корректировки в случае необходимости.
- Легкость контроля результатов. Достигается посредством использования точных формулировок, объективных числовых показателей и четких сроков исполнения поставленных задач.
- Эффективность при управлении командой. При правильном применении методика позволяет распределять задачи между подразделениями и отдельными сотрудниками, координировать работу каждого и всех вместе, а также обеспечить совместное движение к быстрому и успешному достижению целей.
- Заметный рост мотивации персонала. Достигается пониманием направления движения каждого конкретного работника и предприятия в целом.
Внушительный перечень достоинств методики SMART-целей сопровождается рядом недостатков. Задачей управленца становится минимизация или полное недопущение их негативного влияния. Наиболее заметными минусами выступают такие:
- Снижение гибкости. Объясняется необходимостью следовать намеченному плану.
- Пропуск благоприятных направлений развития. Еще одно следствие движения по четко сформулированной программе действий.
- Предсказуемость. Данное качество далеко не всегда оказывается полезным для бизнеса.
- Падение эффективности при постановке долгосрочных целей. СМАРТ-решения наиболее полезны на временном отрезке в пределах года. Более длительное планирование ведет к снижению КПД.
- Упрощение целей. Происходит неизбежно из-за необходимости соответствовать сразу пяти обязательным критериям в сочетании с желанием персонала показывать хорошие результаты.
Пошаговая инструкция целей по SMART
Стандартная практика применения рассматриваемой методики в рамках существующей системы менеджмента предусматривает выполнение следующего алгоритма:
- Исследование компании, производимых продуктов, рынка и работающих на нем конкурентов. Чем больше информации будет собрано, тем выше точность поставленных задач.
- Формулировка целей. Выполняется в отношении обнаруженных в рамках исследования проблемных мест и точек потенциального роста.
- Определение количественных параметров цели. Ключевая стадия применения методики, от эффективной реализации которой в значительной степени зависит итоговый КПД.
- Проверка целей на соответствие СМАРТ-критериям. Важно выполнение требований каждого из пяти базовых принципов методики.
- Назначение исполнителей. Обязательный этап, реализуемый даже в том случае, если цели поставлены для предприятия в целом.
- Установка сроков исполнения и контрольных точек. Отслеживание прогресса в решении задач на промежуточных этапах позволяет внести корректировки в случае необходимости, усилить работу по отстающим направлениям и предпринять иные действия, позволяющие добиться нужного результата.
- Фиксация договоренностей. Осуществляется разными способами – в виде бумажного документа или, что обычно оказывается эффективнее, посредством современных онлайн органайзеров, например, Trello.
Примеры постановки целей
Для большей наглядности и понимания методики SMART-целей целесообразно привести несколько примеров ее практического применения. Вместе с указанием на традиционные ошибки при неправильном использовании.
Правильно | Неправильно |
Увеличить количество заключаемых договоров к концу года на 50% посредством разработки нового скрипта продаж. | Повысить число продаж. |
Выявить в результате опроса, какие стимулы задействуются на предприятии недостаточно. Внедрить их в течение полугода. Затем повторно провести опрос и сравнить результаты. Цель – снизить число отсутствующих стимулов и количество их назвавших в 2 раза. | Улучшить мотивацию сотрудников и отношение персонала к работе. |
Провести исследование рынка труда. Выделить бюджет на поиск специалистов. Разработать систему оплаты труда и мотивации новых сотрудников. Обучить собственных работников на специальных курсах. Общий срок решения поставленных целей – полгода (дополнительно указать дедлайны и ответственных по каждой из перечисленных задач). | Создать новый IT-отдел из 50 специалистов. |
Увеличить число лидов за полгода на 20%. | Повысить отдачу от сайта компании. |
За 9 месяцев повысить количество сделок на 15%. | Увеличить производительность работы сотрудников отдела продаж вдвое. |
Ошибки при постановке целей
Чтобы полностью реализовать очевидные достоинства и одновременно минимизировать недостатки, крайне важно избежать ошибок при практическом применении методики SMART-целей. Наиболее частыми из них выступают такие:
- чрезмерные ожидания, которые становятся следствием неправильной или нечеткой постановки задачи исполнителю;
- полная потеря гибкости, которая выражается в отсутствии текущего контроля и невозможности внесения оперативных корректировок – как в поставленные задачи, так и в намеченный план действий;
- снижение мотивации персонала, характерное для СМАРТ-целей на полгода или год, что связано с длительной отсрочкой контроля результатов;
- отсутствие детализации целей, когда в одну задачу объединяется несколько, причем без назначения конкретных исполнителей по каждой;
- нереальные сроки, что становится следствием постановки перед сотрудником дополнительных задач или наступления непредвиденных обстоятельств, вплоть до форс-мажорных.
Что почитать и посмотреть по теме?
- Александр Жакулов «SMART 2.0. Как ставит цели, которые работают».
- Видео ролик на YouTube «SMART цели. Достигать цели легко, если они SMART!»
- Видео ролик на YouTube «SMART методика постановки целей».
- Видео ролик на YouTube «Все про SMART. Постановка целей в бизнесе по SMART. SMART и PDCA».
- Видео ролик на YouTube «Цели по методу SMART. Теория + примеры».
- Видео ролик на YouTube «Постановка целей: методики SMART и GROW».
- Видео ролик на YouTube «Правило постановки цели SMART. 5 критериев, 5 примеров и 5 проверочных вопросов».
FAQ
Что представляет собой методика SMART?
Это система постановки и достижения целей, предусматривающая комплексное использование пяти базовых критериев. Первый буквы обозначающих их терминов образовали наименование метода.
Что понимается под СМАРТ-целью?
СМАРТ-цель представляет собой цель, которая отвечает пяти критериям, то есть является реалистичной, конкретной, измеримой, значимой для компании и ее миссии, а также ограниченной во времени.
Учет каких критериев предусматривает ее практическое применение?
Список критериев, формирующих основу системы SMART-целей, приведен выше. Он включает:
- конкретность (Specific);
- измеримость (Measurable);
- достижимость (Achievable);
- значимость (Relevant);
- ограниченность по времени (Time bound).
Где наиболее часто применяется система менеджмента SMART?
Методика является универсальной, поэтому может использоваться практически повсеместно. Но основной сферой ее применения выступает бизнес и управление командами.
В чем состоят ее основные преимущества?
Популярность рассматриваемого способа целеполагания объясняется несколькими серьезными преимуществами, включая: прозрачность, простоту в сочетании с удобством, легкость контроля и отслеживания прогресса в решении задач, высокую эффективность и т.д.
В чем состоят типичные ошибки при применении SMART-целей на практике?
Наиболее частыми ошибками при внедрении методики СМАРТ выступают такие: слишком высокие ожидания, потеря гибкости менеджмента, неразумные сроки исполнения, снижение мотивации персонала.
Подведем итоги
- Методика SMART входит в число популярных технологий современного менеджмента.
- Она базируется на постановке и достижении целей с учетом пяти критериев: конкретности, измеримости, достижимости, значимости и ограниченности по времени.
- Основная сфера применения СМАРТ-целей – менеджмент в бизнесе и организация командной работы.
- К числу наиболее важных преимущества целеполагания по SMART относятся: прозрачность и удобство применения, универсальность, высокий КПД от внедрения, простота промежуточного и итогового контроля.
- Среди недостатков методики СМАРТ нужно выделить такие: завышение ожиданий, снижение гибкости в управлении компанией, пропуск возможности произвести позитивные изменений, серьезное влияние человеческого фактора.