Бренд-менеджер создает бренд и маркетинговую стратегию на проекте. Профессия интересная, востребованная и хорошо оплачиваемая.
Отличия от похожих профессий
Где работает и чем занимается
Обзор рынка: зарплаты, спрос, перспективы
На какие еще профессии обратить внимание
Что смотреть и читать, чтобы получить базовые навыки
Перед вами обзор профессии бренд менеджера, чем они занимаются, какими навыками должны обладать, где можно научиться, сколько и где зарабатывают.
Мы расскажем о плюсах и минусах профессии, дадим ссылки на материалы для получения базовых навыков.
Кто такой бренд-менеджер
Бренд менеджерами называют специалистов по раскрутке торговой марки. Их задача состоит в том, чтобы сделать бренд узнаваемым и популярным. Они занимаются подготовкой товара к выходу на рынок, стратегией продаж, включая разработку ценовой политики. После выпуска продукта бренд менеджеры отслеживает и анализирует продажи, в соответствии с ними корректирует марку или создает новую.
Отличия от похожих профессий
Кроме бренд-менеджеров в продвижении продукта участвуют и другие специалисты, но у них другой круг обязанностей:
- Маркетологи. Это универсальные специалисты, отвечающие за весь процесс маркетинговой деятельности. Они налаживают механизм сбыта, создают воронки продаж, могут совмещать функции управленцев, разработчиков, дизайнеров.
- Интернет-маркетологи. Это специалисты, владеющие знаниями интернет-маркетинга. Они могут заниматься продвижением продукции, услуг, марки в интернет-среде, создавать и поддерживать сайты, разрабатывать и проводить рекламные акции в интернете.
- PR-менеджеры отвечают за связи с общественностью, сотрудничают со СМИ и блогерами. Они выстраивают и контролируют отношения компании с целевой аудиторией, партнерами и инвесторами.
- Продакт-менеджеры. Это специалисты, отвечающие за разработку продукта, его модификацию на протяжении всего жизненного цикла. Они являются связующим звеном между маркетингом, продажами и отделом разработки.
Требования к специалисту
Что должны знать и уметь специалисты:
- Анализировать аудиторию и рынок.
- Оценивать бренд и продукт.
- Позиционировать бренд на рынке.
- Создавать бренд-стратегию.
- Производить SWOT-анализ.
- Анализировать конкурентов бренда и продукта.
- Заниматься продвижением бренда.
- Планировать скидки.
- Заниматься построением маркетинговой аналитики.
Базовые навыки бренд менеджера
Что должен знать начинающий специалист:
- Способы изучения целевой аудитории.
- Инструменты для сбора и аналитики данных.
- Ценообразование, бюджетирование, медиапланирование.
- Основы маркетинга: SWOT-анализ, AIDA, УТП, трендвотчинг, сегментация рынка.
- Как продвигать продукт в интернет.
Специалист должен быть коммуникабельным, уметь говорить о сложных процессах простыми словами, быть стрессоустойчивым. Понадобятся базовые знания психологии.
Где работает и чем занимается
Бренд-менеджеры работают в компаниях, производящих любые продукты, в которых есть своя система маркетинга. Они отвечают не за продвижение отдельного продукта, а за весь бренд в целом.
Наиболее востребованы специалисты в следующих областях:
- Крупные ритейлерские сети.
- Маркетинговые агентства.
- Производственные компании.
- Интернет-продажи и онлайн-сервисы.
- Автобизнес.
- Сети коммерческих медицинских клиник и аптек.
- Финансовый сектор.
- Услуги для бизнеса.
Профессия востребована именно в крупных компаниях, с собственным брендом. Для небольшого частного бизнеса она не актуальна.
Какие задачи решает бренд менеджер:
- Исследование рынка, потребительских предпочтений.
- Разработка концепции, бизнес-стратегии бренда.
- Планирование рекламных кампаний.
- Разработка способов презентации нового продукта.
- Управление портфелем брендов.
- Разработка способов популяризации бренда.
- Проведение мониторинга реакции пользователей и отношения потребителей к бренду.
- Контроль качество продукта, его соответствие заявленным обещаниям и трендам.
- Сотрудничество с другими специалистами.
Обзор рынка: зарплаты, спрос, перспективы
В вакансиях бренд-менеджер является востребованной профессией. По состоянию на июнь 2022 года только на сайте hh.ru размещено более 450 вакансий.
Оплата труда достойная. Новичкам предлагают от 40–80 тыс. руб., специалистам с опытом –150 тыс. руб. и более.
Карьерный путь
Карьерный путь бренд менеджера может состоять из нескольких направлений:
- Развивать профессиональные навыки, чтобы за несколько лет можно было претендовать на должность руководителя направления в крупной компании.
- Получить дополнительные компетенции, чтобы перейти на позицию интернет-маркетолога или стать директором по маркетингу.
- Открыть собственное агентство и работать с корпоративными клиентами, например, проводить исследования, делать бизнес-стратегии и т. д.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы | Минусы |
Профессия интересная, творческая, востребованная | Предложений удаленной работы мало |
Можно найти работу даже без опыта работы | Нужно обладать не только профессиональными навыками, но и знаниями в других областях |
Предлагают хорошую зарплату | Качество работы зависит не только от бренд- менеджера, а от работы команды в целом, поэтому можно не достигнуть запланированного результата |
Освоить профессию можно самостоятельно или онлайн на курсах | Могут возникнуть сложности при обучении, высокая стоимость обучения |
На какие еще профессии обратить внимание
Если вам интересны профессии, связанные с развитием и продвижением бренда, рассмотрите следующие специальности:
- Бренд-маркетолог. Специалист, который занимается продвижением торговых марок.
- Менеджер по маркетингу. Специалист, сочетающий управленческие функции с умением правильно продвигать товар.
- Маркетолог-аналитик. Отвечает за маркетинговые исследования, создание отчетов и маркетингового плана, ведение базы данных, мониторинг и анализ собственной выпускаемой продукции и продукции конкурентов.
- Трендводчер. Это специалист, отслеживающий появление новых тенденций среди потребителей. Он изучает изменения в экономике, политике, науке, культуре и общественной жизни, на основе полученных данных прогнозирует изменения существующих потребительских предпочтений и разрабатывает новые бренды. Также его называют специалистом по стратегическому планированию.
Обучение
Обучение на бренд-менеджера можно пройти на платных и бесплатных курсах.
Платные курсы
Обучение на платных курсах поможет вам получить профессию и сразу устроиться на работу, т. к. многие онлайн-школы помогают с трудоустройством своих выпускников, предоставляют документ об окончании, формируют портфолио. Занятия на платных курсах могут проходить в разных форматах: дистанционно или в вечернее время. Проводят обучение практикующие специалисты.
Где можно учиться:
- Skillbox. Курс «Профессия бренд-менеджер». Научитесь эффективно работать с имиджевыми и бизнес-показателями бренда, планировать акции и запускать маркетинговые кампании. Стоимость курса 99594 руб., возможна рассрочка на 22 месяца. Первые 3 месяца обучения бесплатные. К курсу прилагаются бесплатные бонусные курсы. По окончании выдается сертификат Skillbox.
- Нетология. Курс «Бренд-менеджер». Получение профессиональных навыков создания бренда и разработки маркетинговой стратегии на своем или учебном проекте. Вы сможете самостоятельно разработать план продвижения брендов и управления ими. Обучение длится 7 месяцев, по 8–10 часов в неделю. Стоимость 74700 руб., возможна рассрочка. По окончании предоставляется диплом о профессиональной переподготовке.
- НИУ ВШЭ. Курс «Brand-management: новые реалии». Уникальная программа для подготовки бренд-менеджеров (brand manager) к работе в новых реалиях. Вы будете работать над реальным бизнес-проектом заказчика под руководством практиков бизнеса. Стоимость курса 279 тыс. руб. По окончании предоставляется диплом о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ.
- БВШД. Курс «Маркетинг и бренд-менеджемент». Для специалистов высшего звена. Научитесь решать бизнес-задачи широкого спектра, применяя инструменты стратегии, маркетинга, брендинга и различных форм коммуникации. Обучение строится на реальных проектах клиентов. Стоимость обучения 430 тыс. руб., продолжительность 9 месяцев. После успешной защиты выпускной работы выдается диплом о профессиональной переподготовке, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере бренд-маркетинга.
- Институт бизнеса и дизайна. Курс «Бренд-менедмент». Курс готовит универсальных специалистов, которые самостоятельно могут вести проекты по брендингу любой сложности, предназначен для специалистов, желающих получить фундаментальное образование в области брендинга. Обучение длится 1 год 7 месяцев. Три практических проекта. Стоимость вечерней формы и онлайн-обучения 456 тыс. руб. (ежемесячно 24 тыс. руб.). Все лекции, независимо от формы обучения, останутся доступны в записи в личных кабинетах и после окончания обучения.
Бесплатные курсы
Бесплатные курсы введут вас в профессию, вы поймете интересна ли она вам, хотите ли вы строить карьерный путь в этом направлении.
Вводные бесплатные уроки могут быть в крупных онлайн-школах или можно воспользоваться специальными предложениями центров обучения:
Академия IT. Курс «Брендинг». Пройдя данный курс, вы сделаете первый шаг к серьезному обучению и сможете определиться с направлением ваших интересов. Состоит из 20 уроков.
Нетология. Курс «Бренд-менеджер: старт в профессии». Бесплатный курс для новичков, состоящий из 20-минутных видеолекций и домашних заданий. Пройти можно в любое время. Курс для тех, кто хочет понять, что такое бренд, как его создавать, продвигать.
COURSERA. Курс «Управление брендом и продуктом». Научитесь разрабатывать стратегию продукта и бренда, которая обеспечивает быструю прибыль и долгосрочную перспективу. Выдается сертификат при завершении.
Что смотреть и читать, чтобы получить базовые навыки
Если вы решали самостоятельно получить базовые навыки, для того, чтобы расширять собственные компетенции, обратите внимание на следующие источники:
- Книга Д. Траута, С. Ривкина «Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции». Она поможет вам овладеть одной из ключевых концепций маркетинга.
- Книга Д. Канеман. «Думай медленно…Решай быстро». Книга помогает в понимании мышления потребителей.
- Книга Т. Питерс. «Преврати себя в бренд». В книге представлены советы по улучшению качества своей работы, по построению взаимоотношений с клиентами.
- Книга М. Портер. «Конкурентная стратегия». Системный взгляд на стратегии конкуренции и параметры оценки, которые понадобятся при принятии решения по отношению к своей компании или рекомендаций клиентам.
- На Ю-тубе можно посмотреть ролики о том, кто такие бренд-менеджеры, чем они занимаются, что такое брендинг т. д.
- Стать читателем блогов признанных экспертов в соцсетях, например, блог агентства Texterra, Идеономика, портал Zillion и т. д.
FAQ
Нужно ли высшее образование бренд-менеджеру?
Приветствуется, если у специалиста высшее экономическое образование по специализациям «Маркетинг» или «Коммерция». Если у вас диплом другого направления или вообще его нет, попробуйте сначала пройти бесплатные курсы, чтобы узнать, насколько это вам интересно.
Как можно определиться с направлением обучения?
Можно пройти профориентацию онлайн. Вы определите свои интересы и предпочтения, сможете сделать обоснованный выбор профессии, составите план перехода в новую профессию. Есть платные и бесплатные тесты на профориентацию, Крупные учебные центры предоставляют тесты на бесплатной основе, чтобы помочь пользователям найти digital-профессию по душе, учитывая их интересы и личностные особенности. Пройдя тест, вы поймете, в какой сфере сможете сделать карьеру.
Подведем итоги
- Бренд-менеджер, специалист, занимающийся продвижением бренда. Он формирует у потребителей положительный образ продукта, развивает и продвигает его в офлайн- и онлайн-пространстве.
- Круг его задач широкий и ответственный, от качества его работы зависит в конечном итоге результат деятельности всей компании.
- Профессия бренд менеджера востребована в крупных компаниях различных направлений деятельности.
- Профессия имеет перспективу развития. Ежегодно на рынке появляются новые продукты, их нужно правильно презентовать и продвигать, чтобы целевая аудитория сразу заметила и оценила новинку.
- Заработная плата специалиста 120–220 тыс. руб.
- Достичь успеха в этом направлении не просто. Требуется постоянно обучаться, т. к. современный маркетинг очень быстро развивается, профессиональные знания устаревают буквально в течение 1–2 лет.
- Попасть в профессию сможет не каждый. Научиться самостоятельно практически невозможно, необходим практический опыт и взаимодействие со специалистами. Стоимость курсов высокая и не всем под силу.