Бухгалтерский учет начисления процентов по кредиту – непростая задача.
Рассмотрим более внимательно, как необходимо правильно ее решать с учетом действующих правил ведения бухучета.
Под проводкой понимается способ учета хозяйственной операции в бухгалтерии. Он предусматривает использование метода так называемой двойной записи, которая предполагает, что любое действие отражается сразу по двум счетам. Обычно (то есть за исключением самых редких и сложных случаев) – дебету (Дт) одного и кредиту (Кт) другого.
Бухгалтерская проводка представляет собой основной способ записи данных о функционировании бизнеса, широко применяемый для хозяйствующих субъектов всех видов деятельности, любого масштаба и налогового режима. Для их отражения используются счета в виде двухсторонних таблиц. На каждой из сторон (дебете и кредите) указываются или поступление, или расходование средств предприятия.
Для бухгалтерского учета процентов по кредитам и займам используются два счета: 66 и 67. Первый предназначен для краткосрочных кредитных отношений, второй – для долгосрочных.
Каждый содержит, как минимум, на два субсчета, которые используются для отделения тела кредита от процентов. Если предприятие задействует займы, количество субсчетов увеличивается до четырех.
Для большей наглядности имеет смысл перечислить все счета и возможные субсчета:
Отдельно стоит упомянуть использование еще одного субсчета – 67.5. Он используется для долгосрочных кредитов, оставшийся срок действия которых составляет меньше года.
В качестве дополнительных счетов для учета кредитов и займов, а также процентов по ним используются еще два. Первый – это 51, который используется для отражения операций по расчетному счету. На его дебете учитывается получение заемных средств, а на кредите – уплата основного тела кредита/займа или процентов.
Второй – 91.2, предназначенный для учета прочих расходов.
На его дебете отражается начисление процентов как по кредитам, так и по займам.
С помощью перечисленных выше счетов и субсчетов осуществляется бухгалтерский учет начисления процентов. Для этого используются следующие проводки (для создания более полной и понятной картины приводятся вместе с аналогичными для тела кредита):
Полностью аналогичная схема бухгалтерского учета действует в отношении займов.
Только вместо субсчетов с номерами 1 и 2 используются 3 и 4.
Не существует специальных нормативных документов, предназначенных для определения правил бухгалтерского учета начисления процентов. Поэтому в качестве полезной документации необходимо использовать обычные стандарты бухучета.
Включая несколько планов счетов для предприятий разных форм и видом деятельности, утвержденных Приказами Минфина, а также различные Инструкции, Правила и Порядки применения, разработанные разными ведомствами. Включая Минфин, Минсельхоз, Банк России и Казначейство.
Практически все они находятся в свободном доступе в сети.
Поэтому найти любой интересующий не составляет труда – достаточно воспользоваться обычной поисковой системой.