Далеко не каждого клиента устраивают условия обслуживания кредитки или общий уровень сервиса банка. В подобной ситуации появляется вполне логичное желание прекратить пользоваться продуктом. Чтобы избежать или минимизировать сопутствующие расходы, необходимо четко знать, как правильно закрыть кредитную карту. Подробный ответ на этот вопрос, как и описание возможных проблем, которые могут быть вызваны неверными действиями клиента, приводятся в статье.
Решение о закрытии кредитки принимается по разным причинам. Наиболее часто речь идет о следующих ситуациях:
Независимо от причины, просто перестать пользоваться кредитной картой не получится. Дело в том, что обычная блокировка, занимающая пару минут, не является решением вопроса, так как договор на обслуживание карточки, как и карточный счет, продолжать действовать в обычном порядке.
Следовательно, сохраняться стандартные обязанности клиента, например, внесение регулярного платежа, оплата процентов или подключенных к карточке платных опций. Именно поэтому требуется официальное закрытие кредитки, которое предусматривает расторжение договора с банком и закрытие еще и карточного счета.
Как было отмечено выше, если кредитная карта закрыта неправильно, у клиента сохраняются обязательства перед банком. Причем нередко он даже о них не знает. Результатом становится появление и просрочка задолженности перед кредитором, а затем – начисление повышенного процента за пользование заемными средствами и, что еще неприятнее, пеней. Стоит ли удивляться тому, что итогом подобных действий со стороны клиента становится необходимость платить банку намного более крупную сумму, чем при правильном закрытии кредитной карточки.
Решение о закрытии кредитки принимается клиентом в одном из трех случаев – до активации карточного продукта, в процессе его использования и после окончания срока действия. Особенности каждой из ситуаций имеет смысл рассмотреть отдельно.
Порядок действий по закрытию кредитки и привязанного к ней карточного счета определяется правилами конкретного банка. В большинстве случаев активация становится завершающей стадией заключения договора. Следовательно, ее отсутствие означает, что соглашение не вступает в силу.
Несколько иная ситуация складывается, если договор все-таки подписан, а правилами банка предусмотрена автоматическая активация. В этом случае следует выполнить пошаговую инструкцию, которая приведена в следующем подразделе статьи.
Важно помнить, что в обеих описанных ситуациях имеет смысл сделать звонок в службу клиентской поддержки банка. Он необходим для окончательного прояснения дальнейших действия клиента.
Внутренним распорядком большей части отечественных банков закрытие кредитки предусматривает личное посещение офиса финансового учреждения. Редким исключением выступает Тинькофф, который обслуживает клиентов исключительно дистанционно. В остальных случаях пошаговая инструкция по правильному закрытию кредитной карточки предусматривает выполнение следующих действий:
Далее требуется подождать официального закрытия кредитной карточки. Обычно процедура занимает от месяца до двух, в зависимости от правил конкретного банка. Такой длительный срок необходим для подведения итогов очередного отчетного периода по кредитке, в течение которого могут прийти сведения по операциям или начисление оплаты по подключенным к кредитке сервисам.
Завершающим этапом процедуры выступает получение справки о том, что закрытие кредитки и счета прошло успешно. Наличие документа подтверждает отсутствие претензий к клиенту со стороны банка.
Окончание срока действия кредитной карты вовсе не означает отсутствие необходимости пройти описанную выше процедуру закрытия кредитки. Дело в том, что этот срок касается только самого пластика, но никак не связан с карточным счетом, который продолжает функционировать. Например, будет начисляться и списываться плата за обслуживание, что приведет к отрицательному балансу, просрочкам и начислению штрафных санкций в виде пеней и повышенного процента.
Чтобы избежать возможных проблем с банком в будущем, целесообразно довести процедуру закрытия кредитки до конца. То есть – до получения справки о том, что и карта, и счет закрыты. Только в этом случае клиент полностью защищает себя от весьма вероятных претензий со стороны финансового учреждения и гарантирует отсутствие непредвиденных расходов, связанных с ними.
Для этого имеются, как минимум, две причины. Первая – начисление платы за обслуживание. Вторая – наличие подключенных платных опций или сервисов. Важно понимать, что после появления долга и просрочек по нему, задолженность будет расти еще и за счет начисления штрафных санкций. Обычно речь идет о двух их видах – повышенном проценте и пенях.
Закрыть кредитную карточку с текущей задолженностью не получится ни в одном российском банке. Правилами любого из них предусмотрено предварительное полное погашение долга, что выступает обязательным условием прекращения взаимоотношений клиента и финансовой организации.
В подобной ситуации требуется сначала как можно быстрее заблокировать кредитку. Это позволит минимизировать возможные потери, например, в случае ее попадания к мошенникам. Далее требуется обратиться в службу поддержки банка и сообщить о нештатной ситуации. В ряде случаев необходимо написать заявление в правоохранительные органы. Дальнейшее закрытие кредитки осуществляется по описанной в статье схеме, предусматривающей посещение банка и заполнение соответствующего бланка.