Гран-при Сингапура 2008 года запомнился не только как первая ночная гонка в истории Формулы-1, но и как этап, вокруг которого разразился один из крупнейших скандалов в автоспорте. Авария Нельсона Пике-младшего, произошедшая по указанию руководства его команды Renault, позже получила название «Crashgate» и навсегда изменила репутацию команды и многих участников этого инцидента.
Нельсон Пике-младший, сын трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике, в 2008 году выступал за команду Renault вместе с Фернандо Алонсо. Команда переживала не лучшие времена, и успех на трассе был крайне важен. На тот момент Renault не могла похвастаться высокими результатами, и каждая гонка становилась критически важной для улучшения позиций в чемпионате.
На старте Гран-при Сингапура 2008 года Фернандо Алонсо начал гонку с 15-й позиции. После раннего пит-стопа Алонсо оказался далеко позади лидеров, и шансы на успешный финиш выглядели весьма призрачными. Однако, на 14-м круге произошло событие, изменившее ход гонки: Нельсон Пике-младший разбил свой болид о стену, что вызвало выход машины безопасности (safety car).
После аварии Пике, машина безопасности выехала на трассу, и многие команды поспешили провести пит-стопы. Алонсо, уже успевший заехать в боксы, оказался в выигрышной позиции и, в конечном итоге, выиграл гонку. На тот момент происшествие считалось несчастным случаем, однако в 2009 году Нельсон Пике-младший, потеряв место в команде, публично заявил, что его авария была организована по приказу руководства Renault.
Пике утверждал, что исполнительный директор команды Флавио Бриаторе и главный инженер Пэт Симондс специально распорядились устроить аварию, чтобы помочь Алонсо выиграть гонку. Эти заявления привели к масштабному расследованию со стороны FIA (Международной автомобильной федерации).
В результате расследования Renault была признана виновной в организации преднамеренной аварии. Команда получила условную дисквалификацию на два года, а Флавио Бриаторе и Пэт Симондс были отстранены от деятельности в Формуле-1. Бриаторе получил пожизненное отстранение, хотя позже оно было отменено, а срок отстранения Симондса был сокращен до пяти лет.
Нельсон Пике-младший избежал наказания, так как его признания помогли раскрыть правду о случившемся. Впоследствии он продолжил карьеру в других автоспортивных сериях, но его репутация была серьезно подорвана.
Скандал «Crashgate» оказал глубокое влияние на Формулу-1, подчеркнув необходимость более строгого контроля за спортивной этикой и правилами. Инцидент показал, что команды могут прибегать к крайне сомнительным методам для достижения успеха, и привел к усилению мер по обеспечению честности и безопасности в спорте.
Этот скандал также изменил восприятие Renault в мире автоспорта. Команда, ранее пользовавшаяся уважением за свои достижения, теперь ассоциировалась с одним из самых вопиющих актов мошенничества в истории Формулы-1.
Авария Нельсона Пике-младшего на Гран-при Сингапура 2008 года и последующий скандал «Crashgate» остаются одной из самых темных страниц в истории Формулы-1. Этот инцидент навсегда изменил отношение к спортивной этике и правилам, подчеркнув важность честной борьбы и строгого соблюдения норм. Влияние этого события ощущается до сих пор, напоминая всем участникам Формулы-1 о важности соблюдения принципов честности и справедливости в спорте.