Котировки в линиях букмекерских контор зависят не только от решений аналитиков и текущих новостей из стана команд. На их размер также влияет движение средств, вложенных игроками. Большое количество ставок на определенный исход ведет к тому, что букмекеры снижают на него коэффициент и, соответственно, завышают противоположный. Такое явление называет прогруз или просадка линии.
Прогруз – искусственное снижение и завышение коэффициентов из-за большого количества поставленных на определенное событие денег. Это специфическое явление в беттинге, природу которого необходимо понимать каждому, кто делает ставки на спорт, ведь котировки на многие популярные события зависят от прогрузов.
Букмекеры меняют коэффициенты, чтобы уменьшить собственные риски. Если много ставок делается на один и тот же исход, контора делает его менее привлекательным для игроков, и они начинают выбирать другие варианты для ставки – включая противоположный исход, коэффициент на который растет из-за прогруза. Благодаря этому потоки перераспределяются, и букмекерская компания сокращает убытки при проходе одной из ставок.
Вычислить прогруз можно, если следить за котировками определенное время – скажем, в течение нескольких часов или даже дней. Если коэффициент на победу одной из команд или другое событие резко упал без видимых на то причин – значит, дело в прогрузе линии. Как правило, это случается непосредственно в день матча.
Чаще всего из-за прогрузов меняются коэффициенты в бигмаркетах – исходы, тоталы и форы в популярных матчах, особенно где имеется явный фаворит или популярная команда, на которую часто делают ставки. С другой стороны, для прогруза на смоллмаркеты (непопулярные виды спорта или экзотические лиги) требуется меньшее количество ставок – в таком случае букмекеры чутко реагируют даже на сравнительно небольшие суммы, поставленные на определенный исход.
Выделяют три типичные ситуации, в которых случается прогруз линии.
Первая – стихийный прогруз. Он вызван естественным движением ставок в топ-турнирах и чемпионатах с большим количеством поклонников. Игроки массово ставят на фаворита или спортсмена с громким именем вне зависимости от обстоятельств, из-за чего букмекеры снижают на него коэффициенты (котировки на андердогов, напротив, растут). Размеры таких ставок бывают небольшими, но они аккумулируются за счет массовости, создавая прогруз.
Вторая – организованный прогруз. Возникает из-за одной крупной ставки или потока крупных ставок. Коэффициенты в таком случае меняются быстрее. Зачастую это вызвано появлением важной информации о предстоящей игре – например, стало известно о травме ведущего игрока либо тренер выставил резервный состав. Кроме того, причиной прогруза может стать прогноз известного каппера (если речь идет о непопулярной лиге) или даже информация о потенциально договорном матче. В последнем случае это может привести не только к прогрузу, но и к снятию матча с линии.
Третья – географический прогруз. Разновидность стихийного прогруза с национальной спецификой. Вызвана желанием игроков ставить на свою национальную сборную или своих спортсменов в международных соревнованиях. Чаще всего возникает в футболе как наиболее популярном виде спорта.
Находить прогруз легче с использованием специальных программ – сканеров, отслеживающих движение коэффициентов. Они показывают, на сколько именно меняются котировки за определенный срок. Существуют как платные, так и бесплатные версии таких программ.
Есть две основные стратегии заключения пари с учетом прогруза.
Первая – следование за прогрузом. Расчет здесь на пониженный риск ставки, ведь если большое количество игроков выбирает конкретный исход, значит, у него выше шансы зайти. Это психологически легкий путь, но в таком случае придется ставить на пониженный коэффициент, ведь букмекер уже успел перестраховаться. Делать ставку при таком подходе надо в самом начале прогруза, пока котировки не упали до минимальных значений.
Вторая – ставки против прогруза. При таком подходе пари заключается на противоположное событие, ведь из-за прогруза коэффициент на него увеличивается. Расчет здесь на сенсационный результат матча, что нередко случается в футболе или хоккее. Психологически делать это сложнее, риск достаточно высокий, а итог зависит от аналитических способностей игрока, зато гораздо выше потенциальная сумма выигрыша. Благодаря прогрузу опытные бетторы находят валуйные коэффициенты и строят на этом успешные стратегии.
В обоих случаях рекомендуется начать следить за движением котировок за 7-10 часов до начала, игры, отслеживать линии нескольких крупных БК и не торопиться при выборе ставки.
Из-за чего возникают прогрузы?
Букмекерские компании снижают коэффициенты на популярные исходы, чтобы распределить поток ставок и снизить убытки.
Законно ли ставить на прогрузы?
Да, это полностью легальный способ игры, который не запрещен букмекерами.
Как найти прогруз в ставках на спорт?
Необходимо отслеживать коэффициенты на интересующий вас матч и отмечать изменения. Чаще всего это случается в день игры. Делать это лучше с использованием специальных программ.
В каких видах спорта бывают прогрузы?
Обычно прогрузы существуют в популярных видах спорта – футболе или хоккее, а также в титульных поединках бокса и ММА.
Как прогруз помогает игрокам?
Благодаря прогрузам удается найти подходящий коэффициент. Опытные бетторы используют прогрузы для поиска валуйных котировок.
Прогрузы – важная часть механизма образования коэффициентов. Букмекеры делают популярные исходы менее привлекательными для игроков, параллельно увеличивая котировки на противоположные исходы. Из-за прогрузов стабильно падают коэффициенты на фаворитов и растут на аутсайдеров.
Игроки могут пользоваться этой особенностью, находя удобный момент для ставки по выгодному коэффициенту. Можно следовать за прогрузом, полагаясь на мнение большинства, или, напротив, идти против течения, находя валуйные коэффициенты на андердогов.