Задиры в цилиндрах – это механические повреждения на внутренней поверхности цилиндров, возникающие по ряду причин и негативно сказывающиеся на работе ДВС. С этим дефектом автомобиль еще может работать, однако возможно появление стука в двигателе, снижение мощности мотора и динамики машины, увеличение расхода топлива и масла. Если не обращать внимания на проблему, то со временем двигатель может полностью выйти из строя, и потребуется дорогостоящий ремонт.
О причинах появления и способах устранения задиров в цилиндрах мы подробно поговорим в рамках данной статьи.
Задиры в цилиндрах – это царапины, или борозды, появляющиеся на внутренней стенке цилиндров двигателей внутреннего сгорания. Эти повреждения отчетливо видны при визуальном осмотре блока цилиндров, если сняты поршни, или они находятся в крайнем нижнем положении. Естественно, без разборки мотора этого достичь невозможно. Поэтому о наличии задиров можно узнать с помощью других методов, один из которых – это эндоскопия, т.е. съемка на миниатюрную камеру внутреннего пространства цилиндров.
Задиры появляются в результате повышенного трения поршней внутри цилиндров. Возникают продольные полосы по всей поверхности, либо на одном участке, в зависимости от природы образования задиров.
Данное неприятное явление начало проявляться только на относительно новых моторах.
Да, задиры были и на старых двигателях, но обусловлено это было более очевидными причинами, например, использованием неподходящих поршней. Сегодня же выпускается ряд моторов, в которых задиры могут появиться даже через 30-40 тысяч км пробега без явных на то причин. Поэтому проблема становится актуальной и требует немедленного решения.
На ранних стадиях появления задиров эта неполадка практически никак не проявляется. Со временем и с увеличением глубины борозд следующие признаки постепенно усиливаются:
Причина появления задиров могут быть самые различные, начиная от производственного дефекта силового агрегата, заканчивая неправильной эксплуатацией автомобиля. Есть моторы, которые в большей мере подвержены данной проблеме, например, G4KD, устанавливаемые на Киа Спортейдж, Киа Оптима и Хендай Соната. А вот на старых двигателях наоборот практически никогда не появляются задиры.
Рассмотрим наиболее распространенные причины возникновения данной поломки.
Некоторые водители ошибочно считают, что современные автомобили не требуют обкатки и на них можно сразу выезжать с салона на максимальных оборотах. Именно агрессивная манера езды без обкатки нового автомобиля и может привести к появлению задиров. Дело в том, что новые детали имеют на своей поверхности шероховатости. Если ездить на предельных мощностях, то двигатель будет перегреваться, поршни расширятся и с шероховатостями на них начнут царапать зеркало цилиндров. Обкатка позволяет избежать перегрева мотора и чрезмерного расширения деталей, в результате чего шероховатости сами притрутся. Образованная стружка попадает в масло.
Именно поэтому автопроизводители рекомендуют первый раз поменять моторное масло на пробеге в 3 тысячи км.
Особенно актуальна проблема для жителей холодных климатических районов. Если автомобиль долгое время простоял на холоде, то практически все масло вытечет в поддон, а детали останутся сухими. Чтобы в процессе эксплуатации не появились задиры, нужно выполнить несколько простых действий:
Если машина часто эксплуатируется в условиях повышенной запыленности, то это может привести к преждевременному износу блока цилиндров. Пыль попадает в масло, меняя его физико-химические свойства. Если вовремя не производить замену смазывающей жидкости, то увеличивается трение поршней в цилиндрах, что приводит к появлению задиров. Поэтому при эксплуатации машины в тяжелых дорожных условиях, нужно сократить межсервисный интервал. Например, если по регламенту нужно проходить ТО раз в 15 тыс. км, то при тяжелых условиях менять масло и фильтры лучше каждые 7 тыс. км.
Из-за недостаточного количества масла в двигателе тоже могут возникнуть задиры в поршневой группе. Это связано с тем, что при малом уровне масла внутренняя поверхность цилиндров недостаточно смазывается, и возникает трение металлических частей друг о друга, и как результат – образование задиров. Отсутствие смазывающей жидкости также ведет к перегреву поршней, которые под высокой температурой расширяются и тоже начинают царапать стенки цилиндров.
К образованию задиров может привести и использование некачественного масла.
Если масло имеет недостаточную вязкость, либо теряет ее при низких температурах, то детали плохо смазываются, и усиливается трение.
Для повышения экологичности автомобилей производители прибегают к различным техническим решениям, в том числе и установке катализаторов. Это устройство предназначено для допаливания несгоревшего в цилиндрах топлива. Катализатор изготавливается из керамической решетки или других твердых, хрупких материалов. Со временем решетка начинает разрушаться. Этот процесс ускоряется, если использовать некачественное, низкооктановое топливо.
Из-за того, что современные моторы оснащаются клапаном EGR, часть выхлопных газов возвращается обратно в пусковую систему. Когда забирается газ, вместе с ним захватываются и частицы разрушаемого катализатора, которые попадают в двигатель. Мелкие керамические частицы оседают на стенках цилиндров, и когда поршень двигается, он царапает этими частицами зеркало.
Чем более разрушен катализатор, тем больше попадает в двигатель этих частиц, и тем более глубокие образуются задиры.
Из-за сбоев в системе охлаждения двигатель начинает нагреваться до критических температур. Больше всего подвержены перегреву крайние цилиндры, т.к. там меньше всего охлаждающей жидкости. Из-за того, что возникает перегрев, поршни расширяются и начинают царапать стенки цилиндров. Как результат – образование задиров.
В результате некачественного ремонта ДВС могут возникнуть задиры на поверхности цилиндров. Например, если заменяется поршневая группа, и используются чуть большие поршни, то расстояние между стенками цилиндров становится слишком маленьким для необходимого смазывания. Как результат происходит повышенное трение, перегрев и образование царапин и борозд.
Еще одна распространенная проблема, связанная с низкокачественным ремонтом двигателя – это расточка цилиндров. Если расточка сделана неправильно, или цилиндр недостаточно расточен, то поршни начнут сильно задевать стенки цилиндров. Возможно даже заклинивание двигателя, если поршню будет недостаточно пространства для поступательного движения.
Так что некачественный ремонт может привести либо к образованию задиров, либо к заклиниванию.
При незначительных задирах автомобиль ведет себя практически так же, как и при их отсутствии. Сложно заметить легкие изменения в работе мотора, шуме, задымленности или расходе топлива, особенно, если этот процесс происходит постепенно на протяжении долгого времени. Однако признаки неисправности начинают о себе давать знать, когда задиры становятся слишком глубокими. В результате этого проявляются следующие последствия:
Как только вы обнаружили первые признаки появления задиров, нужно обязательно проверить двигатель на наличие этой неисправности. Существует несколько способов диагностики, но чаще всего специалистами используется три: эндоскопия, проверка герметичности цилиндра и разборка мотора.
Рассмотрим каждый из этих методов подробней.
Преимущество этого метода заключается в том, что не нужно разбирать мотор, чтобы выявить поломку. Эндоскоп позволяет осматривать камеру сгорания без снятия головы блока цилиндра. А это существенно снижает стоимость диагностики. Правда, если диагноз подтвердиться, в любом случае придется разбирать мотор, чтобы сделать ремонт.
Эндоскопия проходит следующим образом:
Современные эндоскопы с точностью до сотых долей миллиметра способны замерить глубину и ширину задиров.
На основании полученной таким способом информации, специалисты принимают решение о необходимости проведения ремонта.
Если есть подозрения о появлении задиров в цилиндрах, можно применить АГЦ – анализатор герметичности цилиндров. Данная процедура позволяет замерить компрессию. Если она не будет соответствовать норме, это свидетельствует о наличии неисправности. Однако не всегда данной неисправностью будет именно задир, ведь падение компрессии обуславливается и другими причинами. Например, если клапаны прилегают недостаточно плотно к седлам, то давление в цилиндрах тоже будет падать.
Поэтому для использования этого метода диагностики нужно исключать все другие возможные неполадки, влияющие на падение компрессии.
С наибольшей точностью выявить задиры и степень повреждения цилиндров можно лишь при разборке мотора. Снимается голова блока цилиндров и поддон. По сравнению с эндоскопией и анализом герметичности, данный способ самый дорогой и долгий. Его использование оправдано в случае большой доли вероятности необходимости проведения капитального ремонта. В этом случае разборка мотора будет целесообразна, ведь ремонт без снятия головы провести не удастся.
После разборки мотора происходит визуальный осмотр цилиндров. Также проверяются другие узлы двигателя на предмет наличия повреждений. Если необходим ремонт, зачастую меняются некоторые другие, износившиеся детали и узлы ДВС.
Ремонтные работы по устранению задиров стоят очень дорого, ведь они связаны с разборкой мотора. Поэтому далеко не каждый водитель готов на проведение капитального ремонта в случае появления первых признаков образования задиров. Да и при незначительных царапинах вполне можно продолжать эксплуатацию автомобиля. Если признаки износа не сильно проявляются, то не обязательно сразу обращаться в автосервис для капремонта. Незначительный шум мотора, легкое увеличение расхода топлива и снижение тяги – это проблемы, с которыми вполне можно ездить.
Однако следует помнить, что критический износ поршней или цилиндров чреват куда более серьезными проблемами, вплоть до клина двигателя.
Поэтому, если вы не собираетесь в ближайшее время продавать автомобиль, и в моторе образовались сильные задиры, без капитального ремонта не обойтись.
Выбор способа ремонта зависит от степени повреждения цилиндров и поршней. Обычно используется один из трех способов – установка гильз, расточка цилиндров или добавление в масло реметаллизантов.
Чтобы восстановить поврежденные стенки цилиндров, их растачивают, и потом внутрь помещаются специальные металлические гильзы. Внутренний диаметр гильз должен совпадать с диаметром цилиндров до расточки. Благодаря такому способу удается полностью восстановить компрессию. Недостаток данного ремонта заключается в том, что практически невозможно обеспечить абсолютно плотную посадку гильзы в цилиндр, из-за чего ослабляется теплообмен.
Поэтому двигатели после такого капремонта зачастую склонны к перегреву.
Этот способ заключается в том, что цилиндры просто растачиваются, в результате чего с их поверхности устраняются задиры. В результате данной процедуры диаметр увеличивается. Следовательно, требуются и поршни большего размера. Отсюда вытекает очевидная сложность ремонта с расточкой – отсутствие поршней нужного диаметра. Также стенки современных моторов могут быть слишком тонкими, и не позволят слишком растачивать в них цилиндры.
Самый доступный способ устранения неглубоких задиров – это использование присадок-реметализантов. Эти присадки добавляются в моторное масло. Благодаря содержанию титана, молибдена и некоторых других металлов, происходит восстановление поврежденных стенок цилиндров. При этом вязкость смазочных жидкостей не ухудшается. Однако следует понимать, что такой способ не позволит полностью избавиться от проблемы, а лишь отдалит необходимость капитального ремонта на несколько тысяч километров пробега.
Учитывая, что первые два способа требуют капитального ремонта двигателя, стоимость таких работ для 4-цилиндрового мотора начинается с отметки в 75000 рублей.
Ремитализанты стоят в пределах 400-1000 рублей за 50 г.
Можно ли ездить с задирами в цилиндрах?
Если задиры неглубокие, то ездить можно, но при этом стараться не перегревать двигатель.
Как понять, что появились задиры в цилиндрах?
Появляется посторонний шум, снижается тяга мотора, увеличивается расход топлива.
Образование задиров в цилиндрах – очень серьезная поломка, которая требует немедленного устранения.
Своевременное диагностирование задиров позволит вам вовремя устранить поломку и избежать более дорогостоящего ремонта.