logo
Ещё

Проблемы с оплатой коммунальных услуг

Оплата услуг ЖКХ становится для многих россиян в последние годы все более тяжким бременем. При этом в большинстве отечественных регионов наметилась вполне четко проявляющаяся негативная динамика по увеличению задолженностей за предоставленные гражданам жилищные и коммунальные услуги (ЖКУ). Ситуация еще более осложняется тем, что тарифы на оказание ЖКУ постоянно растут, соответственно, происходит увеличение счетов, предъявляемых владельцам квартир.

Фото №1. Соотношение инфляции и роста тарифов ЖКХ

Имеющиеся проблемы с платежным балансом большинства управляющих компаний приводят к обострению еще одного крайне актуального вопроса – качества оказываемых ими жилищно-коммунальных услуг. Указанные проблемы во многом взаимосвязаны, а наложении одной на другую приводит зачастую к возникновению конфликтных ситуаций. При этом следует понимать, что их виновником могут выступать обе стороны.

Существующие законодательные документы, действующие в жилищной сфере, в первую очередь, ЖК РФ и различные Постановления российского Правительства, предусматривают следующие способы решения проблем, возникших при предоставлении и оплате ЖКУ. Их условно можно разделить на две составляющие:

  • проблемы, вызванные некачественным уровнем оказания услуг управляющей компанией;
  • вопросы, связанные с несвоевременной оплатой ЖКУ со стороны граждан.

Претензия по оплате коммунальных услуг

Для того чтобы гражданин получил возможность обратиться в органы ЖКХ или управляющую компанию с претензией по качеству предоставляемых ему жилищно-коммунальных услуг, ему необходимо подтверждение данного факта. Самым простым способом подтвердить ненадлежащее качество услуг, является обращение в соответствующие органы Роспотребнадзора или жилищную инспекцию.

Наиболее частыми вариантами ненадлежащего качества услуг являются несоответствие состава воды предъявляемым санитарным нормам, недостаточная ее температура в горячем водопроводе или системе отопления и т.д.

Нередко граждане приглашают независимых экспертов, которые также могут зафиксировать низкое качество предоставляемых ЖКУ. Данный аргумент не является обязательным для управляющей компании или предприятия, работающего в сфере оказания ЖКУ, но может быть использован в суде.

После получения соответствующего результата от Роспотребнадзора или сотрудников жилищной инспекции, гражданин имеет возможность обратиться в управляющую компанию с целью перерасчета размера предъявляемых ему тарифов и счетов на услуги, предоставленные с ненадлежащим качеством. В случае если претензия со стороны управляющей компании не будет удовлетворена, гражданин получает право для обращения в суд.

Просрочка оплаты коммунальных услуг

Как уже отмечалось выше, просрочка оплаты гражданами предоставленных им ЖКУ приобрела в последние годы достаточно массовый масштаб. Это привело к тому, что в регулирующие жилищную сферу законодательные акты был внесен ряд изменений, предусматривающих различные способы борьбы управляющих компаний против неплатежей:

  • начисление штрафных санкций. Постановлением №354 российского Правительства от 06.05.2011 года предусматривается возможность начисления пеней в случае просрочки или неполной оплаты ЖКУ. При просрочке в пределах 90 дней, размер штрафных санкций составляет 1/300 часть установленной ЦБ РФ ставки рефинансирования за каждый просроченный день. После превышения указанного срока, на оставшуюся его часть действует более высокий размер пеней – 1/130 часть ставки. Указанная величина штрафных санкций является максимальной, ее увеличение не допускается в соответствии с требованиями действующего ЖК РФ;
  • ограничение (или прекращение) поставки ЖКУ. Один из наиболее радикальных способов решения проблемы неплатежей за ЖКУ со стороны граждан. Для его осуществления управляющая компания или поставщик услуги должен четко выполнить предписываемый законодательством порядок процедур, включающий в себя предупреждение гражданина, предоставление ему времени на добровольное погашение задолженности и т.д.;
  • взыскание сформировавшейся задолженности за оказанные ЖКУ в судебном порядке.

Фото №2. Возможные проблемы, связанные с просрочкой оплаты ЖКУ

Рассрочка на оплату коммунальных услуг

Одним из наиболее популярных способов решения вопроса неплатежей за ЖКУ является предоставление рассрочки. Это выгодно как управляющей компании, которая получает возможность сокращения имеющейся задолженности в разумные сроки без дополнительных расходов, так и гражданину, получающему своеобразную льготу от поставщика.

Рассрочка платежа по коммунальным услугам может быть предоставлена в следующих случаях:

  • если затраты на коммунальные платежи выросли за расчетный период на 25%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Тогда сам поставщик услуг должен предложить гражданину рассрочку платежа за те месяцы, где было превышение.
  • если гражданин накопил задолженность по какой-либо объективной причине. В этом случае, обратившись в управляющую компанию, он может попросить о рассрочке долга.

К недостаткам предоставления рассрочки по оплате ЖКУ можно отнести необходимость выплаты со стороны гражданина процентов за пользование ею. Однако, в большинстве случаев, их размер является обсуждаемым и корректируемым в сторону уменьшения. Основанием для использования рассматриваемого способа решения вопроса неплатежей является заключенный гражданином и поставщиком услуги договор о рассрочке.

При этом гражданин всегда вправе отказаться от рассрочки, внеся всю оплату сразу, либо пользоваться рассрочкой некоторое время, а затем внести остаток суммы разом. Согласие поставщика услуги или управляющей компании для этого не требуется.