Под дискредитацией в экономических и социальных науках понимают комплекс действий, направленных на умышленный подрыв авторитета, делового или общественного имиджа, доверия граждан (клиентов, бизнес-партнёров и т.д.) В экономике такой подход традиционно относят к инструментам нечестной (так называемой «чёрной») конкуренции. Явление в большинстве случаев имеет явно выраженный негативный оттенок и используется недобросовестными игроками экономического рынка для подрыва доверия к дискредитируемому объекту с целью его устранения или снижения конкурентоспособности.
Сегодня всё чаще можно услышать о теории дискредитации, сторонники которой придерживаются беспристрастного и логического подхода к решению политических, экономических и социальных вопросов. В числе задач ТД её приверженцы называют разоблачение манипуляционных схем и пропаганды, популяризацию науки и стремление к логически осмысленному решению проблем. Под самой дискредитацией здесь понимают «способ развенчания истинности антинаучных и алогичных проявлений», а дискредитаторами называют людей, способных представить любую проблему в виде математической формулы или модели.
Дискредитация власти – юридический термин, впервые появившийся ещё в советском уголовном праве и означающий подрыв авторитета государственной власти должностным лицом. При этом такие действия расцениваются как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением и вверенной властью. В более широком смысле дискредитацией государственных властей называют целый ряд скрытых и открытых манипуляций, совершаемых умышленно с целью ухудшения (очернения) имиджа органов законной власти в глазах граждан и направленных на снижение доверия и поддержки избирателей.
В декабре 2015 года группа депутатов представила на рассмотрение Госдумы РФ законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за дискредитацию России с наложением штрафа в размере до 2 миллионов рублей. Авторы инициативы понимают под таким определением любые действия, направленные на подрыв государственного авторитета России: умышленное распространение ложных сведений об экономической, политической и социальной обстановке в РФ, а также правовом положении российских граждан. При этом депутаты предложили считать отягчающими обстоятельствами очернение России должностными лицами и распространение ложной информации в СМИ.
Существует большое количество стратегий и тактик, направленных на подрыв авторитета дискредитируемого объекта. Так, в политике одной из самых распространённых стратегий дискредитации можно назвать тактику обвинений и насмешки, которая негативно воздействует на имидж, подрывает доверие и уважение граждан. К скрытым тактикам можно отнести навязчивую самопрезентацию и формирование «своего круга» (происходит агрессивное разделение на «своих» и «чужих»). Наиболее же действенной во всех отношениях называют речевую (коммуникативную) стратегию. Целый ряд тактик, используемых для ухудшения бизнес-имиджа конкурентов, существует также и в экономике.